Дворцы и парки ЮБК

Федоров Александр Георгиевич
   


  Мне приходилось бывать во многих дворцах и в соответствующих парках, в окрестностях Петербурга, на Западной Украине.

     Честно говоря я не испытываю большого восторга от посещения самих дворцов, все они, вообще, чем то похожи друг на друга, и осмотрев один, считаю, что осмотр других можно не производить. А вот парки все очень индивидуальны, как и все природные объекты, пусть и посаженные по определенному плану.

        Так индивидуален это регулярный французский парк, как часть Царскосельского, пейзажные английские парки того же Царского Села, Гатчины и Павловска, Скалы Подольской.

    Из дворцов Крыма, я хорошо знаю Воронцовский дворец и парк в Алупке, названный по фамилии графа Воронцова, царского наместника Новороссийского края, для кого и по чьему вкусу и строился дворец в эклектическом английско – мавританском стиле.

     Как-то мы по необходимости провели почти целый февраль в Алупке. И надо сказать, времяпрепровождение, казалось бы, зимой, в прохладную не пляжную погоду (днем было всего до +14 С) мне понравилось больше, чем в летние месяцы, в которые я тоже там неоднократно бывал.

    ЮБК (Южный Берег Крыма) был практически безлюден, в знаменитом Воронцовском парке, где посажены деревья со всего мира, бродили зимующие здесь лебеди, утки, павлины и фазаны. Внизу, у скального обрыва, плескалось море.

     Я приехал в Алупку в шторм, поразило, что все дорожки в саду были  завалены веками и бутонами магнолий, которые во множестве произрастали там. Было довольно холодно, по Крымским понятиям -  всего +4 градуса тепла.

     Дул пронизывающий порывистый ветер, по темно-серому небу неслись еще более темные тучи, временами на голову обрушивался снегодождевой шквал.  Штормовое море, бушующее внизу, в прибрежном хаосе скальных обломков, иногда доставало гребнями самых высоких волн, метров 6 в высоту, дорожку вдоль обрыва, где прогуливались одиночные любители острых ощущений и разгулявшихся стихий.

    Здесь я впервые встретился с одним очень интересным и вначале непонятным явлением. На штормовой, почти черной поверхности моря вдруг появились светлые блестящие, как зеркало, участки. Это производит вначале ошеломляющее впечатление.

    Бушующее, темное море, бешено несущиеся клочковатые, почти черные тучи, и вдруг такое... Потом я внимательно пригляделся и раскрыл секрет этих образований. Иногда между тучами проглядывало солнце, само оно не было видно, но поток солнечных лучей, прорвавшихся через пелену облаков и обрушивающийся на поверхность моря, и давал эти, смотрящиеся зеркальными, блики. Так же по морю двигались косые серые ливневые столбы, создавая на поверхности моря, в отличие от первых образований, темные эллипсы. Хаотичное движение обоих  образований создавали причудливую завораживающую игру света и теней, от которой было трудно оторваться.

     Было здорово, от всего виденного шел настоящий драйв. А растительность ЮБК не обращало на этот холодный катаклизм  ни малейшего внимания, и чувствовала себя, видимо, великолепно, иначе как можно объяснить, что в самый разгар зимы и «холода», в начале февраля,  зеленела трава и вечнозеленые деревья, розовыми цветами цвел миндаль, само растение было без листьев, но, тем не менее, цвело, предрекая неминуемое потепление и весну.

   А весна в Крыму, говорят, сказочная, ранняя, в марте, все бушует в свежей зелени и цветах. Надеюсь побывать в Крыму и в этот прекрасный сезон расцветающей южной природы.

    Только сейчас вот в гостинице был жуткий холод, т. к. истопник протапливал гостиницу часов с 9 утра до 4 вечера. Потом он тушил угольную печурку с небольшим котлом, и только, что  немного разогревшаяся водяная система, предоставлялась самой себе. Не спасали и испрошенные  дополнительные одеяла.

 Пришлось поспешно перебраться на квартиру, в частный двухэтажный дом с печкой на первом этаже. Мы жили с женой на втором,  и посередине нашей комнаты шла широкая квадратная кирпичная побеленная труба на крышу, у которой мы грелись, под окнами шумел неугомонный и зимой какой-то ручей или речушка, спадающая с вершины Ай-Петри, возвышавшейся над всей яйлой, как жерло старого потухшего вулкана. Сказочно красиво.

      На следующий день погода наладилась, выглянуло солнце, ветер утих, воздух «накалился» до +14.
 
     Мы осмотрели дворец, подлинных предметов от царских времен там почти не осталось, в памяти остался лишь большой зимний сад с огромными старыми пальмами и парадная столовая, где проходили встречи министров иностранных дел союзников. А вообще, в то время эта была резиденция английской делегации во главе с У. Черчиллем, которому очень понравился и сам дворец, и парк, так похожий на старую добрую Англию.

      А вот верхний парк был задуман, осуществлен и в основном сохранился в те времена просто прекрасно. Это был настоящий лес, но так сказать окультуренный, с  растениями, не произрастающими в Крыму, а привезенными, нашедшими, здесь вторую родину и вполне сносно чувствующими себя.

   На пересечениях дорожек там стояли раскосые скифские бабы, дворик украшала мраморная копия бахчисарайского фонтана слез, воспетая А. С. Пушкиным.

       Там были свои озерца и питающие их ручьи, искусственное нагромождение громадных габбро-диабазовых зеленоватых замшелых остроугольных скал – Большой и Малый Хаос, которые пронизывали извилистые разноуровневые проходы, солнечные поляны с изумрудной травой, с отдельно стоящими и раскидистыми соснами всевозможных видов, и «непролазные» заросли деревьев. Но во всем чувствуется кропотливый умелый труд и причудливое воображение. Так интересно было побродить по лабиринтам дорожек, можно даже было немного заблудиться, парк был большой.

    Устав,  можно было зайти в единственный в ту пору в Алупке ресторанчик, где уже нас приметили среди немногих постоянных посетителей, привыкли и ждали. Запомнились, почему-то, обжигающая горячая жирная солянка из  мясного ассорти, яичница с зеленым луком и зеленым горошком, поджаренные на сливочном масле. Вкуснота… запивалось все это крымскими многоцветными токаями и мускатами.

      Совсем по другому парк выглядел недавним летом. Во-первых, его потеснили по периметру  особняки, смотревшиеся там совершенно инородными телами. И главное – весь парк был заполнен толпами экскурсантов. В парке стоял устойчивый гул, везде бегали дети, все было вытоптано и замусорено, ко всем растительным и архитектурным раритетам было не подойти. Думаю, что нечто подобное в это же время можно было наблюдать в других парках и дворцах ЮБК.

       От всего указанного выгодно отличается Массандровский царский загородный дворец, который был расположен довольно высоко в горах. Царская семья использовала его в качестве места, где можно было отдохнуть от летней жары и духоты, царившей летом внизу, у побережья. Сам дворец во французском стиле –  сравнительно небольшое уютное трехэтажное  здание, фланкированное по бокам ажурными башенками, с высокой крышей и  ажурными остриями над ней,  украшенное скульптурой на мифологические темы.

       Внутренность дворца поражает своей изысканной простотой. Все отделано деревом, кабинеты с удобными диванами так и располагают к отдыху и беседе, простой обеденный зал весь пронизан светом, на второй этаж ведет чугунная винтовая лестница. Здесь нет спален, ведь сюда приезжали только на день.  Да, в этом дворце и я бы не отказался поселиться, и навсегда.

      Тогдашнее руководство Союза тоже сразу раскусило все прелести этого поместья и сразу стало использовать его только для своих нужд. Поэтому этот чудесный уголок Крыма был неизвестен до самого последнего времени и ходят слухи, что ему скоро снова возвратят прежний статус, т. к. он приглянулся нынешнему руководству незаможной Украины.

  Замечание на полях - все фото, сопровождающие помещенные на моей странице произведения, сделаны автором.

Продолжение http://www.proza.ru/2010/04/06/1151