3. Как стадо баранов

Екатерина Журавлёва
  (Повесть о школьниках 80-ых)
Есть такое нехорошее выражение: «как стадо баранов». Почему оно нехорошее? Ну, потому что  не имеется в виду компания милых животных с шерстью, как золотое руно, за которым отправлялись аргонавты. Вот это «как» вовсе не указывает на приятное сравнение. Если же вы посмотрите толкование слова «стадо», то обязательно узнаете о его переносном значении, а именно «людское скопление». И «бараны» в данном случае – люди. Когда ученики что-то делают все вместе, так сказать едиными коллективом, один за всех и все за одного, то учительница обычно это называет «стадом баранов». Только ей понятно – почему.
- Что вы тут столпились, как стадо баранов?! – восклицает она, когда ребята стоят не парами, а такой дружной тёплой толпой. Или:
 - Что вы повторяете, друг за другом, одно и то же, блеете, как стадо баранов?! На всё надо иметь своё собственное мнение.
Или вот ещё есть у учительницы такое выражение, даже страшное:
- Вот скажи, Иванов, если Сидоров тебе прикажет в окно прыгать – ты что - прыгнешь?!
- Нет! – отвечает, потупившись, несчастный Иванов, который до этого момента всего лишь поддержал  идею Сидорова швырять из окна безобидные «бомбочки» с водой.
   А учительница обязательно добавит:
- Надо быть личностью, Иванов! Надо думать, что ты делаешь, а не повторять глупые поступки за Сидоровым.
   Вообще-то, Наталья Витальевна, конечно, правильно говорит: надо быть личностью, надо иметь своё собственное мнение. Но вот как  ей дать понять, что твоё мнение почему-то очень часто может быть чьим-то ещё?!
   На классном часе шла беседа на тему «Где бы я хотел побывать?». И поскольку все ученики были воспитаны в патриотическом духе, знали,  что наша страна – самая лучшая, и были уверены, что всем нам страшно повезло, что мы родились именно в этой стране, а не в какой-то там Америке, то знания о том, что где-то есть другие замечательные страны, напрочь отсутствовали. А поэтому мест, где хотели бы побывать  советские школьники, было не так уж много. Ира Красикова, например, мечтала  отдохнуть в  Артеке или, на худой конец, в Орлёнке. Но ей это не светило – она не самая активная и учится так себе. А в эти детские лагеря, расположенные  на Чёрном море, посылали только за отличную учёбу или за активную работу на благо родной пионерской дружины.
Люба Светикова встала из-за парты и сказала:
- Я бы хотела выйти в открытый космос! Там чернота и невесомость. Одни только звёзды сияют на расстоянии многих-многих световых  лет вокруг!
- Молодец, Светикова! – похвалила её Наталья Витальевна.
Встал Гаврилов Максим и сообщил:
- А я хотел бы слетать на Марс и поболтать с марсианами!
- Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно! – под дружный хохот Колокольчиков продекламировал известную фразу профессора из фильма «Карнавальная ночь».
   Затем встала Таня Берёзкина и поделилась своей мечтой:
- А я хотела бы побывать на дне моря - поплавать в коралловых рифах и поиграть с золотыми рыбками!
- Ах, как романтично! – воскликнули девочки.
- Ага! Вот уколет тебя какая-нибудь рыбёшка своими ядовитыми шипами – больше никуда не захочется! – со знанием дела сказал Колокольчиков.
- Нет таких рыб! – заявила Таня.
- А вот и есть! Вот и есть! Например,  скаты-хвостоколы или морские дракончики! Мне дядя рассказывал. Он капитан дальнего плавания! А ты отличница и не знаешь, что существуют ядовитые рыбы! – выпалил Вася и показал Тане язык.
Девочка расстроено опустилась на стул.
- Не огорчайся, Берёзкина! К тому времени, когда ты по дну моря гулять будешь, изобретут противоядия! – успокоил Таню Гаврилов.
- Замечательная мечта у тебя, Таня! – поддержала учительница. Вася, а сам-то ты, где хочешь побывать?
– Я, Наталья Витальевна, хочу побывать на отцовском закрытом военном заводе. Мне отец по большому секрету говорил, что…
- Так-так! Колокольчиков! – прервала его учительница и постучала указкой по столу. - Не стоит выдавать военные тайны! Ромашкина! Где бы ты хотела оказаться?
 Ромашкина тоже, как и Берёзкина, хотела бы опуститься на морское дно и ещё, как  Светикова, хотела бы выйти в открытый космос, и с  марсианами она бы тоже поболтала. Но вот всё это уже было озвучено другими ребятами. Маша стояла и молчала, потому что ожидаемое сравнение со стадом баранов за «неличное» мнение её вводило в явный ступор.
- А Ромашкина у нас нигде не хотела бы побывать! – с вздохом констатировала учительница, а одноклассники разочарованно отвернулись.
   Маша тихо села, подставила руки «табуреточкой» под подбородок  и задумалась: «Вот я бы хотела прыгнуть с парашютом. Но ведь если бы я ответила на вопрос «где хочу побывать» вот таким своим желанием, то мне  бы сказали, что отвечаю не на поставленный вопрос. Так ещё про окно бы вспомнили, в которое Сидоров должен был приказать прыгать Иванову. И этим «Ивановым» оказалась бы я со своим парашютом. Нет, я всё правильно сделала, что промолчала. Всё правильно».