Ловушка для Сейбра

Станислав Сахончик
               


      На Корейском полуострове шла война. В ее начале войска ООН использовали снятую с консервации авиатехнику времен второй мировой.
Но уже  в ноябре 1950 г. в корейском небе появились советские реактивные истребители МиГ-15,пилотируемые советскими летчиками и для американских, английских и южнокорейских пилотов наступили черные дни. Американцы ответили быстро - уже в декабре 1950 г. у них на аэродромах появились реактивные истребители Норт –Америкен Ф-86 «Сейбр». Уже 17 декабря  подполковник Брюс Хинтон сбил МиГ –15 майора Якова Ефромеенко, а 20 декабря  наши летчики сбили свой первый «Сейбр».
Впервые в воздухе массированно велись бои на реактивных машинах.
  Ф-86 был единственным американским самолетом, способным противостоять в бою МиГ-15.Естественно, что с момента его появления он вызвал огромный интерес у советских спецслужб, мечтавших получить целый экземпляр для изучения его сильных и слабых мест и разработать наиболее эффективные способы борьбы с ним. Но сбитые «Сейбры» падали либо в воды Корейского залива, либо разбивались вдребезги в горах. Попытка специальной группы летчиков-испытателей НИИ ВВС  принудить «Сейбр» к посадке на свой аэродром закончилась неудачей и потерей нескольких  опытных летчиков.
     Однако два «Сейбра» все-таки попали в плен. Первым «взял языка» известный ас корейской войны, командир 196 истребительного авиаполка гвардии полковник Е.Г. Пепеляев. 6 октября 1951 г. во время воздушного боя 10 МиГов  с 16 «Сейбрами» в районе устья р. Чхончхонган ,он «влепил» 37-мм снаряд точно позади фонаря «Сейбра», который с шлейфом черного дыма потянул к берегу Корейского залива и произвел вынужденную посадку на отливную полосу. Пилота вскоре забрал американский вертолет, а самолет поисковая команда  324 авиадивизии  разобрала и при помощи пятисот китайцев  самолет вытащили на берег, погрузили на «студебеккеры» и отправили на аэродром Аньдун , а оттуда в Москву, в НИИ ВВС. Надо сказать, что американские самолеты пытались уничтожить «Сейбр»,произведя несколько штурмовых ударов  по месту приземления.
  К июлю 1952 г. в Москву из Кореи прислали второй «Сейбр», сбитый зенитной артиллерией 13 мая и пилотируемый подполковником Уокером Махуриным (потомком русских эмигрантов), попавшим в плен. В результате изучения сбитых самолетов было принято решение построить точную копию Ф-86 с отечественным двигателем, для чего создали даже опытно-конструкторское бюро ОКБ-1. От этой идеи вскоре отказались, (хотя многие технические новинки были применены на наших самолетах) а на базе ОКБ-1 было воссоздано конструкторское бюро П.О.Сухого, так много сделавшее для развития советской и современной российской авиации.
          Американские и южнокорейские спецслужбы тоже не дремали. В ходе операции «Охота за МиГом» был завербован старший лейтенант северокорейских ВВС Ким Сок  Но, который за  обещание  награды в 100 тыс. долларов  21 сентября 1953 г. угнал МиГ-15 бис на Юг, что позволило американцам провести всесторонние испытания самолета на базе в Окинаве и затем в США. Несколько МиГ-15 ,тоже от перебежчиков, попало в руки американцев в Европе.
   Но «самолет-солдат», как его называли наши летчики, в Корее сделал свое дело, много лет строился по лицензии в Польше и КНР, а его потомки  разных модификаций до сих пор состоят на вооружение ВВС некоторых стран.
 Ф-86 тоже много лет выпускался в США, Японии, Италии, Канаде и Австралии,  и  был снят с вооружения  только в конце 70-х годов.
. (по материалам журнала «Мир авиации» № 2 за 1997 г.)