Периодическая система Ненси Мак-Вильямс

Юрий Тявин
                Ненси Мак-Вильямс и её «периодическая система».

Неси Мак-Вильямс в своей книге «Психоаналитическая диагностика  (понимание структуры личности в клиническом процессе)», пытаясь интегрировать Фрейдовскую классификацию психосексуального развития и современную клиническую психологию, расположила эти категории в двух осях: по оси абсцисс она расположила клиническую типологию, а по оси ординат зрелостную ( Фрейдовскую ) классификацию.





               


Но двухосевое расположение признаков и периодичность их повторения поразительным образом напоминает другую таблицу –  «Периодическую таблицу химических элементов»  Д.И. Менделеева.



Пери-оды ряды Г    Р    У    П    П    Ы             Э    Л    М    Е    Н    Т    О    В
I II III IV V VI VII VIII
1 1. H                (H)      He
2 2. Li Be       B       C       N       O       F      Ne
3 3. Na Mg      Al      Si       P       S      Cl      Ar
4 4. K Ca Sc Ti V Cr Mn Fe Co Ni
5.      Cu     Zn      Ga      Ge      As      Se      Br      Kr
5 6. Rb Sr Y Zr No Mo Tc Ru Rh Pd
7.     Ag     Cd       In      Sn      Sb      Te        I      Xe
6 8. Cs Ba La-Lu Hf Ta W Re Os Ir Pt
9.     Au     Hg      Ta     Pb     Bi      Po     At     Rn
7 10. Fr Ra Ac-(Lr) Ku Ns


Проводя параллели между этими таблицами, возникает ощущение некоторого несоответствия, которое может быть устранено преобразованием таблицы Мак-Вильямс по принципам:  «от простого к сложному» и «донор – акцептор».






Измерение
уровня развития и
фиксации.

               
        Т и п о л о г и ч е с к о е       и з м е р е н и е
 мудрец \.
Шизоидная
/пренатальный/
«отверженный»             
    Н                He
Оральная
/натальный/
«покинутый» Li Be B      С     N       О F       
Анальная
/малышовый/
«униженный» Na Mg Al    Si      P   S     Cl        Ar

          
Фаллическая
/детский/
«праведник» K             Cа   

             Fe
Se Mo Br           Kr
Латент.
/школьный/
«преданный» Rb

  Ag                Sn
Te W I    Xe
Генитальная
/подростковый/
« зрелый» Cs

  Au
Po At    Rn


                Данная таблица не претендует на абсолютно верную, она простая метафора, позволяющая тем, кто ещё помнит курс химии, провести  ассоциацию возможно верно отражающую сущность пациента.
При составлении таблицы использовалась полная (Фрейдовская) версия уровней развития личности, в неё лишь добавлена пренатальная (шизоидная) фиксация психосексуального развития.  Автор, как и многие современные психологи, считает, что развитие плода в условиях «тревожной» матки – постоянного катехоламинового стресса, приводит к необратимым последствиям, усугубляемым «отвергающим» воспитанием, поэтому вводит пренатальную фиксацию психосексуального развития; а при рассмотрении типологии, по принципу донор – акцептор, психопат никак не попадает в подгруппу доноров, его главное отличие, суть, способность подчинять других, что  роднит его с фтором, а не с натрием.
    Представленная классификация могла бы быть ещё одной «забавной игрой ума» если бы не возникающие параллели, квантово – дискретная организация психики давно витает в воздухе, но никак не может обрести своей модели (идущие в медицину, как правило, имеют линейную модель мира и весьма далеки от просторов математики).
Принцип дискретности известен более века, но к биологическим объектам казался неприменимым, Дарвиновский линейный «естественный отбор» нагляден и понятен, дискретность уводит за грань видимого. Она  предполагает наличие кванта энергии, того самого неуловимого кванта, о котором постоянно говорят мистики.  Химические аналогии наводят на мысль  о существовании психического ядра и оболочки - сомы и личины?  В этом случае становится понятным, что проблемы психосоматики – это проблемы ядра, доступные исследователю лишь опосредованно – через изменение самого ядра – болезнь, но не через межэлементное (межличностное) взаимодействие.
Расположив психотипы по принципу « донор – акцептор», мы видим, что на нижних энергетических уровнях (вверху слева),  находятся типы предпочитающие использовать защитное слияние с объектом; а в качестве основного межличностного  психического процесса ими используется «проекция и интроекция», они легко попадают под власть психопата, и  неспособны действовать самостоятельно, психотерапия с  ними требует длительного поддерживающего курса и высокой степени директивности, но именно способность к интроекции терапевта и обуславливает успех терапии.  Возможно, возникающую в результате терапии психическую организацию можно назвать «солью». Терапия Фтора заранее обречена на неуспех, необходим психотерапевт высочайшего уровня (инертный), или такой же, но социально адаптированный, галоген, это то о чём и говорит Мак-Вильямс. 
           Что является аналогом или маркером психической энергии?  Вернёмся в пошлое, в  древнем Китае, понятие психической энергии никем и не оспаривалось и считалось основой сущего. Тибет – основа человеческой сущности три доша:  капха, бадхан и ватта;  Гиппократ -  четыре основы тела: слизь, кровь, желчь и черная желчь, наконец, классический Китай - пять первоэлементов: огнь, земля, метал, вода и дерево.  За предыдущие значения энергии сказать ничего нельзя, но, если в классической пентограмме   взятой из «Рефлексотерапии» Гаваавы Лувсана убрать обозначения меридианов – путей по которым течёт энергия и органов её производящих и накапливающих, то, получим пять эмоций: радость, задумчивость, печаль, страх, ярость. Аналогом (маркером)  психической энергии - является эмоция!  Именно эмоция, возникнув, приводит в движение тело, именно её Фрейд шифровал под значением «либидо»! Именно эмоциональную энергию в древнем Китае обозначили понятием  «Ци».  В пентограмме эмоции зародившись в одном месте ритмически, по правилу «мать сын» порождают  друг-друга ( радость порождает задумчивость, задумчивость печаль, печаль страх, а страх агрессию, агрессия же преобразуя мир приводит к радости.  Полностью соблюдён «принцип удовольствия»!  Эмоции же  «по правилу дед внук»  угнетают  друг друга  – страх угнетает радость, радость угнетает печаль, печаль подавляет ярость, а ярость угнетает задумчивость, философ же спокоен перед лицом страха.
 Возникает вопрос, что такое Эмоция?  E-motio – преддействие – состояние обеспечивающее действие, но не само действие, по закону Станиславского «изменение тела предшествует действию».  Эмоция изменяет тело перед действием. ( Клиническое наблюдение: если взрослый, предрасположенный к гипертонии, человек испытал состояние гнева, но в силу социальных условий не смог его выразить, то на 4 или 5-й день у него разовьётся гипертонический криз по эу или гипокинетическому типу.  Тело изменилось для действия, мобилизовало ресурсы, но нет действия, - соматической  разрядки, данное состояние  купируется простым осознанием и отреагированием).
Что первично душа (как самоосознающая природа)  или эмоция? Какова эволюция эмоций?
У животного две эмоции: страх и радость; те же две эмоции  и у примитивного человека жившего в течении миллионов лет, но в какой-то момент возникла третья эмоция – задумчивость (ватта), вначале она была невыраженной и возникала при энергетической аннигиляции противоэмоций,  скорее всего напоминала состояние сна, первая мысль рождается из сна наяву – она подобна грёзам, эмоция задумчивости не есть мысль – она лишь состояние тела, обеспечивающее возможность мышления. Именно появление возможности впадать в задумчивость и породило «номо сапиес».
У первочеловека три эмоции, и мышление по принципу «бинарных оппозиций», свой-чужой, друг-враг, нет оттенков.  Такое мышление часто приводит к параноидальности и бродяжничеству, неприятное событие привязывается к местности и изживается вместе с местом происшествия.
Какая эмоция выделилась четвёртой? Конечно же -  агрессия. Агрессия как эмоция не несёт негатива, наше негативное отношение к ней связано со страхом перед насилием. Первичное значение агрессии – это просто  эмоционального состояния  обеспечивающее  «изменение среды под себя – самоутверждение в среде через её изменение».  Именно народы, достигшие четвертой стадии (почти по Блаватской), стали изменять Мир, рабовладение возможно лишь на этой стадии, до этого «чужой» был врагом или обедом. Рабство гуманнее обеда.
Пятая эмоция – «печаль»  возникла на рубеже  «1го»   тысячелетия: Зараостр, Будда, Христос и Магомет – были её порождением, они её манифестировали, адаптировали мир к новой реальности.  Но, шестиугольная мандала (проекция психического на плоскость)  Иудеев и восьмиугольник Магометан говорят нам, что «не сё так просто под луной»,  существуют и другие эмоциональные системы. Именно их несовпадение зачастую приводит к взаимонепониманию народов ибо одно и то же дейтсвие в различных эмоциональных системах вызывает разные реакции и, соответственно, по разному интерпретируется.  Возможны сочетания.   Пять эмоций дают полный солнечный спектр и кажутся совершенством (красный, желтый, белый, чёрный, синий), но спектр бесконечен, и европейцу весьма затруднительно понять эмоциональный мир Магометанина и ортодокса Иудея, – они разные и плохо согласуются.  Что возникает при встрече двух треугольников, а что, при повороте квадрата на 45 градусов?    
Дискретность психических процессов предполагает и ступенчатость процесса её формирования, а это должно быть отражено в Истории цивилизации.
Взяв за основу психоконституциональные типы Лиз Бурбо, нашедшей в конституции – строении тела,  аналогии Фрейдовским стадиям развития сексуальности, мы увидим интереснейшие параллели.  Аборигены Новой Гвинеи и Австралии удивительным образом похожи на тип, обозначенный ею как «покинутый» или «оральный» по З.Фрейду.   «Мир» в котором они живут бинарно оппозиционен, а  отраженный шаманом на плоскости - трех-частен. Аборигены  оторванные от привычного окружения своего племени они быстро деградируют ибо не могут самостоятельно (вне рода)  заботиться о себе, у них отсутствует понятие «Я» и, соответственно, моё личное.
Продолжая наше антропологическое путешествие -  сдвинувшись на Север, в Индонезию, мы увидим  уже другую ступень развития цивилизации: крепких короткошеих людей делящих мир на четыре стороны света,( психофизиологически по   Л.Бурбо – это тип униженный) имеющих почти феноменальную память и помнящих и почитающих своих предков – культура «культа предков» отголоски которой сохранились у нас в словах Род и Рок, тот кто не умеет забывать обречён общаться с «Значимыми другими»  всю  жизнь.  Обращает на себя внимание отсутствие эмоции печали при смерти родственника, есть радость и торжество, но нет печали - мы пришли в мир «анальной» организации психического аппарата по З.Фрейду; идя дальше на Север попадаем в мир классического Китая и его пентограммы вращения энергий, в стране процветает атлетизм, культ чести и повиновения – мир преодоления «Эдипового конфликта» и формирования «латента».
Все эти этапы развития мы можем увидеть в буддисткой проекции «Мира души» на плоскость – «Бхавачакре» (колесе жизни). В центре колеса треугольник (змея, бык и петух), второй круг – четырёхчастен - две бинарные оппозиции (свет - тьма  и восхождение -падение), третий круг разделён на пять или шесть (шестая эмоция?) частей (пять форм существования и шесть миров) и внешний круг состоит из двенадцати частей – двенадцать характерных способов адаптации (слепой, горшечник, обезьяна, человек плывущий, запертый дом,  слившиеся в объятиях, человек с стрелой в глазу, человек с чашей вина,  человек рвущий плоды с дерева, беременная женщина, рождение,  старик несущий мертвеца или неведение (незнание очень эффективный способ приспособления), карма (следование предначертанному – фатализм), сознание (осознание себя и мира), тело (кинестетическое приспособление), шесть чувств, прикосновение (проприоцепция), чувственные впечатления, желание, привязанность, становление, рождение, старость (мудрость).  Двенадцать характеров – двенадцать характерных способов адаптации  вместо девяти это отражение разности в подходах к человеку на Западе и Востоке.  Западная психотерапия шла от патологии, от обращения за помощью, и клиническая классификация отражает взгляд клинициста;  научная  психология развиваясь в отрыве  от клиники и отрицая  космическое происхождение человека ( Земная природа – часть Вселенной) проходит мимо  зодиакальной типологии характеров, и «вместе с водой выливает младенца», но в таблицу Мак-Вильямс так и просятся зодиакальные характеры, но в этом случае возникает вопрос: «Что есть, с точки зрения периодичности, невроз? Всегда ли мы лечим патологию или перед нами зодиакальный характер?»
 Восточная архаическая психология имеет  трех тысячелетнюю историю,  западная - два века, молодости свойственен нигилизм, нетерпеливость и грандиозность.
  Догадка З.Фрейда, об эволюции культур, не была  сформулированная в чёткую мысль типа: «Психогенез повторяет культурогенез»  (по анологии с аксиомой эмбриологии «Эмбриогенез повторяет филогенез»), но всё время витает в воздухе при чтении его работ по истории и культурологи, подтверждается таблицей Мак-Вильямс.
 На каждом уровне развития Духа возможно формирование полного спектра характерологических особенностей, но существуют ограничения в организации социума.
На оральной стадии развития  Духа крупнейшим общественным объединением будет племя, возникновение частной собственности невозможно вследствие отсутствия  Я-частного.  «Душевный Мир» на этом этапе вначале, бинарно оппозиционен  (свет - тьма, мать – дитя), а внешний ограничен пределами Клана, это эпоха  Великой Матери;   в конце оральной стадии Мир  уже  трехчастен (мать – дитя – отец), в «Миру» появляется фигура  Великого Вождя и соответствующая ему фигура Великого Шамана отнимающего могущество у Матери матерей.
 На «анальной стадии» появляется Сверхпамять как абстракция «вещь в себе» - и основанная на ней способность к предвидению событий и привязанность к вещам – частную собственность, но она же и обуславливает неспособность забывать умерших и, соответственно порождает   «культ мёртвых».  Мир четырёх-частен, возникает профессиональный посредник между человеком и Духом – жрец.  Сверхпамять  порождает многобожие, а регрессии на оральную стадию под влиянием тревоги, - жертвы  как способ общения с Духом.  Для нас это эпоха Античности и городов - государств, а для Юговосточной Азии это настоящее, базовая Мандала, графическая проекция психического на плоскость, - квадрат, на основе квадрата строятся города, храмы, мир делится на север, юг, запад и восток, появляются четыре времени года и «священная частная» собственность.
 «Фаллическая стадия» - знаменуется  возникновением царств и первых империй, патриархатом и глубоким женским оргазмом, (покорение женщины без возникновения глубокого оргазма ведёт к деградации Рода через механизм «тревожного материнства», он же, снимая  стресс покорности,  создаёт возможность для развития плода в «благодатной матке» и самореализации инстинкта материнства).  Сверхпамять ослабляет свою мёртвую хватку – появляется печаль (механизм психического освобождения от привязанности к потерянному объекту) и депрессия как незавершенность процесса.   Появляется новая психическая структура - «механизм внутреннего диалога» и, как результат его деятельности, - исповедь и единобожие.
 Идя дальше, цивилизация входит в латент – с его гиперсоциальностью, аскетизмом, развитием до невиданных ранее высот понятия чести и долга, того, чем  так славен и притягателен век ХIХ, но не удерживается на достигнутых высотах и срывается вниз под тяжестью «экономической целесообразности использования дешевого женского труда» поддержанного движением суфражисток и феноменами  «тревожная матка» и «несущая тревогу грудь». ( Именно эти феномены являются  истинной причиной  появления нигилизма, разночинцев,  «народной воли» и деградации дворянства).   Нарушение закона «эмбриогенез повторяет филогенез»  фатально по последствиям, «тревожное материнство» природой не предусмотрено, оно, через деградацию «инстинкта материнства», приводит к вырождению, - цивилизация завершает круг.
  Латент – истинный отец поздних империй,  его гибель знаменуется их крахом.                Торговый и промышленный  капитал, объединившись, распространяет мораль «третьего сословия» на элиту, захватывает «четвёртое сословие», -  анальная регрессия становится базисом для формирования   господствующей идеологии.  Но, анальная стадия это период мононациональных царств или торговых республик и войн, а не могущественных империй.  ХХ век стал могилой колониализма.  Удержать в подчинении дикую Африку и древнейшую цивилизацию Индии могли  солдаты Киплинга, но не «высокооплачиваемые профессионалы». «Прогресс» ХХ века обернулся глубочайшим регрессом Духа (Демиурга) Европы.
 (Захватив Бухару,  русские оставили в Крепости 120 солдат и ушли в погоню за эмиром, город восстал против «неверных», эти солдаты неделю отбивались от 10 тысяч, выстояли, Восток признал их силу и покорился).
Запах страха идущий из танка «Абрамс»,  активирует «инстинкт охотника», весь «Восток» мечтает о столь почётной  охоте. Они покинут Афганистан и Иран.  Пока это очень успешный «продательский» коммерческий проект многих «отцов командиров» - мы это проходили в первую чеченскую. Сначала государство купило Иран оптом, а теперь «отцы» продают его частями, Вьетнам покажется цветочком).
  Ненси Мак-Вильямс пытаясь совместить любимого ею Фрейда и клиническую классификацию конечно же не помышляла о создании «периодической таблицы характерных способов адаптации к среде и внутреннему миру homo sapies», но эта таблица возникла и так же как таблица Менделеева позволяет предположить существование не открытых современной психологией психотипов и подчиняет психические процессы законам квантового  мироздания и нелинейности.
Применение этой таблицы к социуму, проясняет многие исторические феномены в том числе и агрессивность «диких» народов достигающих определённых этапов развития Духа, - агрессия впервые появившись в чистом, не связанным пищей виде, требует разрядки, а культура этих народов ещё не наработала механизмов её сублимирования и легитимного использования, и народ приходит в движение – соседи берегись!
То, что верно при поступательном развитии, верно и при регрессии.
Социум вернувшийся на оральный этап неминуемо попадёт в матриархат со всеми его прелестями в виде разобщения и полного равнодушия к не членам клана, «нечлен» – это предмет или пища, мир раскалывается в параноидной проекции на наших и врагов.  Образ врага – основной инструмент политики в оральном социуме;  бред детского величия и детской жестокости,  сочетается с детской осторожностью, гениальностью и неспособностью к самостоятельным действиям в условиях реальной  угрозы жизни. Дух матриархата не имеет Бога, его Идеал конкретен – принимающая Мать (только – Любовь), в этом он очень близок к атеизму возникшему (как психологический феномен) из стремления отринуть Отца.
Анальный мир будет грешить скрытыми формами рабовладения, культом «вечно живых» Предков и привязанностью к материальным благам, хотя современное «общество  потребления» по эффективности усвоения благ весьма напоминает диарею.
Золотой телец вновь займёт своё почётное место, а Бог Моисея скроется в чаде промышленной революции, рецидивы Ордынских набегов станут неизбежностью, культуральносвязанная агрессия вновь приобретёт чистые формы.
Для борьбы с ней социум будет использовать всю свою подлость (анально-рожденность) – направлять её внутрь, провозглашая Здоровье высшей ценностью, будет ослаблять его, аутоагрессивность – назовут альтруизмом, а реальное стремление изменить Мир под себя будет заменяться «картиной чужой Здравствующей жизни – гламуром».

Одновременно, через неизвестный  в социологии феномен регрессии Духа под влиянием тревоги, позволяет понять движущие силы нашей недавней истории. Известную Ленинскую формулу о «Революционной ситуации»: «Верхи не могут, а низы не хотят…» можно объяснить так: «Под влиянием обострения выше обычного нужды и бедствий угнетённых масс», становятся неэффективными прежние механизмы нейтрализации (связывания) тревоги,  происходит  регрессия массы на предыдущую стадию общественной организации, с освобождением значительного количества культуральносвязанной агрессии.  Элита, пытающаяся управлять по законам более высокой стадии, дискредитирует себя  и происходит закономерная её смена – революция, социум же, потеряв квант, стабилизируется на более низкой стадии.  (На двадцатом году Советской Власти  революционная элита дискредитировала себя и, произошел закономерный процесс её смены.  Скоро будет 20лет развалу СССР – новая элита себя исчерпывает)?
Революция это всегда регресс, энергия Духа накапливается веками, а сбрасывается в мгновение.  Мы не знаем «путь Духа славянского народа» и почему столь кровавы  наши регрессии, это нам не «Ведомо». «Веды» мы не чтём.