Дедовщина

Юрий Тявин
    А.Б. Добрович (1987)« УСТРОЙСТВО» И ПРАВИЛА ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ (подлинник находится в библиотеке "Клуба Иматон"). Ниже приводится, с небольшим изменением, её краткий конспект.
                Правило "Свирепости"
Примитивная группа (по А.Б. Добровичу) состоит из:
Альфа – главаря,
Бета – визиря, человека всегда умного, часто иррационально – романтического, не отвечающего по своим психологическим качествам роли «Вожак»; находящегося в зависимости от главаря и осуществляющего свои устремления его руками (Начальника штаба в армейской иерархии).
Гамма – приближенные (дворяне, б…латные, - старшие офицеры в армейской иерархии). Гаммы имеют свои роли: примерного исполнителя, приближенного, королевского шута, недовольного, подхалима, королевской шестёрки - угодника.
Дельта - Мужики – младшие офицеры и солдаты в армейской иерархии.
Омега  - Забитые и опущенные (в армейской иерархии это враг, но, в извращенной системе, – солдат).
Для снижения внутригруппового напряжения используются следующие механизмы – Роли.
Королевский шут – роль, предназначенная для перевода внутригрупповой агрессии в легитимные – нетравматические формы. Шут имеет эксклюзивное право - смеяться над всеми в группе и, даже, в рамках чувства меры, над альфой, но горе тому, кто попробует следовать его примеру – это прямая дорога в роль «недовольного» - кандидата в «опущенные».
Идеальный исполнитель – пример для подражания.
Приближенный – правая рука «вожака» в среде «мужиков».
Забитые и опущенные – легитимные объекты для внутригрупповой агрессии, не имеющие права на сопротивление.
Правила поддерживающие данную структуру:
Основное правило – строгое сверху вниз движение агрессивного импульса, что обеспечивается:
а) «правилом свирепости» вожака (чем выше его свирепость – тем точнее будет исполнено его повеление);
б) правило унижения нижестоящего – отдай агрессивный импульс нижестоящему,
в) наличием диодных ролей: забитый, опущенный, недовольный и, при резком нарастании внутригрупповой агрессии – назначением «козла отпущения».
Правила обеспечивающие стабильность группы.
- тайность амбиций,
- немедленный отпор всякому кто посягнул на статус,
- право безнаказанности сильного,
- не искушай ближнего доверяясь ему и послабляя его статус,
- угнетай  слабого,
- круговой поруки,
- нормальность происходящего - апологетика (у нас всё путём).

Психологически это обеспечивается «правилом неосознанности  роли», - всякая попытка осознать своё место в эгрегоре, -  вызывает приступ страха (паническую атаку).

Если взглянуть на нашу историю, то это правило неукоснительно выполняется.
Пётр III - Вольность дворянства и, в тот же год, смерть от руки любовника жены.
 Ни один из «благодарных освобождённых» не вступился.
Экатерина – убила мужа, чуть не повесила Радищева за "Путешествие", беспощадно подавляла бунты, убивала всех претендующих на трон, воевала всё царствование и стала Великой.
Павел - смерть от рук заговорщиков - Его свирепость - их выдумка.
Александр - долиберальничал до "Декабристов", но создал  Третье отделение.
Николай I - Николай Палкин – «В России у всех  или голубой мундир, или голубая подкладка, или голубая  заплатка»  - последний из императоров свободно ходивших по Невскому.
Александр II – «Освободитель» - охота на императора - казнь императора народовольцами.
Александр III - карал, вешал, промышленный и культурный подъём под пятой Победоносцева.
Николай II - Дума, реформы, - смерть вместе с семьёй в подвале д. Ипатьева.
Сталин - одно имя ...
Хрущёв – оттепель – Карибский кризис -  переворот - ссылка на дачу.
Брежнев - всех соучастников подальше – конец Оттепели - правил даже в маразме.
Горбачёв - перестройка - перестрелка - распад СССР               
               
                Дедовщина
        \ попризывно-кастовая организация мужского сообщества.\


  Про феномен дедовщины говорено много.  Много сломано на этом копий, получено политических девидентов, истрачены миллиарды, сломана структура армии, дошли до контрактов, «а воз и ныне там».
Её живучесть напоминает «Гидру» и новые «Персеи» спешат на её истребление, но,  убивая «дедовщину»,  почему – то всегда попадают в  армию, а,  в терминах антропологии,  в  «мужской дом».  Попытка создания "рот одного призыва" породила такое внутриротное расслоение - такую "пирамиду власть\подчинение", что управлять данной структурой оказалось не возможно, а  возникающие «стихийные паханы»  брали власть в свои руки и  становились неуправляемыми - "отморозками". (Переселённая в заповедник группа молодых слонов устроила там "бспредел" - охоту на носорогов, в дальнейшем было решено переселять лишь сформированные и устоявшиеся стада.)
Вернёмся к Добровичу.
Всякая мужская  группа, предоствленная сама себе,  самоорганизуется согласно архетипической структуре.  В основе данной структуры лежит инстинкт власть\подчинение (ему миллиарды лет, он прослеживается уже у живущих стадом примитивных млекопитающихся - грызунов), поэтому, пытаться изменить то, что и породило Социум - "Стадный инстинкт" и основу, придающую стаду устойчивость в враждебной среде,  - "Инстинкт Власть\Подчинение" - глупость несусветная. Данная глупость присущая только возомнившим  себя Богом и полностью оторванным от своей природы  Сапиесам.   Возможна лишь коррекция действие данной инстинктивной программы, но, коррекция, опирающаяся на её же законы.
Охлократия к которой, возможно, отнести разгул дедовщины, с моей точки зрения, - состояние неустойчивого равновесия,  возникающее в моменты когда существующая элита уже не может, а новая ещё не имеет сил,  для подовления вторичных очагов «власти».   Ибо, как только рушится большая, - организовааная как кристал, - структура, то, по закону разрушения кристалла, она распадается на мелкие кристаллики - групповой процесс немедленно создаст новые центры силы. В 90е,  как только пал Король, сразу появилась куча мелких корольчат,  - вторичных  очагов власти, -  они сами себя называли   «Братки», -  удивительно точное название. Помните лозунг Великой Француской Революции: "Свобода. Равенство и БРАТСТВО". Эти лозунги отражают  бытиё отдельно стоящего Мужского Дома, так хорошо описанного Гоголем в  "Тарасе Бульбе".
Мужской Дом  свободен – никто не может навязать ему своей воли,
Все члены  МД – равны перед Богом и Атаманом  ( добыча делится строго поровну),
Все члены МД – Братья по крови – они все члены одного племени ведущего своё начало от одной Прародительницы или, позднее,  от  одного Тотема – (Рока?).
Весьма  разрушительное использование архетипического  драйва.
И они, эти возникшие при разрушении большого кристалла, МДомики,  как и положенно для отдельно, - вне Женского, - стоящего  МД, сразу кинулись захватывать территории, воевать между собой, укрупняться и пр. - Повторять историю возникновения и развития государств.
МЫ вопим: « Мафия», а на самом деле – социальная  структура, построенная на  правиле «примитивной свирепости», в «свирепом» государстве нет мафии – оно само заполняет  этот архетипический  пробел.
 С точки зрения глубинной психологии: « Мафия, – сообщество  организованное  на  принципах примитивной свирепости», а так как, эти принципы лежат в глубине бессознательного каждого человека, то всегда, как только эгрегор-образующая функция социума будет ослабевать, так сразу же, в освобождённом пространстве, будут возникать новые точки роста - структуры параллельной власти.  Именно поэтому мы так любим (спинным мозгом) фильмы про мафию, в них мы соприкасаемся со свежей водой инстинкта.
Александр Борисович выделил в структуре инстинкта власть\подчинение четыре уровня:
1. уровень - Глварь (Альфа по зоопсихологии);
2.уровень - Авторитет ( Бетта, ферзь - визирь)
3. уровень - гамма имеет свою ролевую структуру (Шут, приближенный, марионетка, угодник, недовольный, шестёрка шефа,подхалим ).
4. уровень - омега - Забитые (несплочённая группа предназначенная для отвода агрессии сверху вниз).
Вывел он  и "понятия" - правила функционирования данных сообществ.
1е и основное правило - "правило унижения"- Агрессия в группе движется всегда сверху вниз, остальные правила лишь подтверждают первое;
 всякая попытка перенаправить агрессию  снизу вверх,  вызывает  реакцию подавления и перевод данного члена сообщества в разряд "недовольных" - кандидатов в "обиженные" и  "опущенные", выход из этого положения  возможен только по пути "шестёрка шефа" или "подхалим".
2е правило  вытекает из первого - "правило отыгрывания" – унижение, нанесённое вышестоящим, вымещается  на нижестоящем.
3е правило. "Ранговое соответствие" - степень ума и инициативы может  соответствовать только ранговому месту,  инициатива нижестоящего не воспринимается (начальник всегда прав).  Правило - "подчинённый знает свою работу всегда лучше начальника" здесь не работает.
4.  "Правило отпора" всякое ущемление в правах лицом равного ранга должно быть немедленно возмещено  или компенсировано (нет никого сварливее обезьян).
5."Лягни униженного".
6. "Безнаказанность силы".
7."Правило гонения нарушителя понятий".
8. "Закон круговой поруки" -  Эгрегор не может рассматриваться как сумма субъектов,  он, только во всей своей целостности,  является субъектом, любой его член является лишь объектом, чему способствуют ритуалы совместной инициации преступлением.
Нарисованная Александром Борисовичем  структура поразительным образом напоминает армейскую.
Командир (альфа).
Начальник штаба (бета) и замполит (шут или бета два).
Офицеры, ранжированные  согласно ролевого расписания.
Солдаты (униженные). Но  это  самое страшное для армии, именно  попадание солдата в разряд "униженного" дезорганизует всю структуру.  В нормальной армейской структуре -  «униженный» всегда "противник" – тот, кто находится "ниже плинтуса" - "за линией конфронтации".
Именно смещение уровня "омега" внутрь воинского эгрегора  приводит к феномену "дедовщины".
Что же вызывает нападки нашей демократической общественности?
Правило унижения агрессивного (повелевающего) импульса сверху вниз? Но без этого правила любое подразделение превратится в "парламент" и не сможет выполнять свои задачи, это общественность понимает, или делает вид, что понимает, но наличие "омеги" - "забитого" она категорически отвергает и требует немедленного его возвышения.
В системе УФСИН, говорят, проводились эксперименты по отдельному содержанию "забитых",но эксперимент провалился, даже   видавших виды, работников этой системы ужаснул тот "беспредел" - та гигантская вертикальность новой, возникшей там, пирамиды..
Из этого "неудачного" эксперимента мы можем сделать вывод:"Крутизна склонов пирамиды зависит от  некого биологопсихологического -  рангового уровня входящих в неё членов, при этом, чем выше ранг входящих в неё людей, тем более пологи её склоны и наоборот, чем ниже ранг, тем "круче" отношения в группе и "круче"  склоны образованной ими пирамиды власть\подчинение.
Т.е. мы вынуждены предположить, что каждый мужчина имеет некий биологопсихологический ранг, от величины которого зависит его место в пирамиде власть\подчинение, а, в итоге, и  "крутизна" её склонов.
Попытаемся понять - в чём качественное отличие  биологии и психологии лиц, занимающих различные уровни "естественной пирамиды". Из всех перечисленных правил (понятий) только два векторально напрвлены на уменьшение "вышестоящего агрессивного импульса" - это "правило шута" - перевода накопленного внутригруппового напряжения в форму шутливых подначек и, "правило отпора" - именно готовность отстоять свои интересы отличает гамму и дельту от омеги. Общее правило - чем ниже готовность и способность к противостоянию, - тем выше вероятность того, что данный человек,  будет использован в качестве громоотвода,  "заземляющего" всю вышестоящую агрессию.
И так, что мы имеем?
Мы имеем мужское сообщество структурированное согласно некого "табеля о рангах". Данная сообщество имеет пирамидальную форму и по структуре напоминает  кристалл, - способность  при  разрушении распасться на  множество мелких кристалликов.  Но пока это сообщество единое целое  это грозная  сила предназначенная для противостояния внешней агрессии и сама способная к практически неограниченной экспансии.
 Что нас не удовлетворяет? Почему борьба с "неуставными отношениями" является одной из главных задач,  поставленных перед армией?
Рассмотрим два закона: «Устав» - интегрированный  опыт организации армейской жизни, и «инстинкт»  - некое тёмное начало, властно вмешивающееся в предписанное и заставляющее поступать вопреки воле предписывающего.  Но  устав, по своей сути,  является компромиссным образованием и написан кровью, т.е. максимально-возможно учёл как действие инстинкта, так и правило «назначения командиров волей вышестоящего». Устав, повторил в своей сути форму и распределение ролей инстинкта (несоответствие их требовало бы дополнительных социальных затрат), всё же не может полностью ему соответствовать, - он порождение "принципа реальности" в то время как инстинкт (являясь первично бессознательным) исповедует "принцип удовольствия". Именно в лакунах не подвластных "принципу реальности" и поселяются инстинктивные - неуставные отношения.
Какова задача психолога в данной парадигме?
Для любого человека, понимающего суть и задачи армии, - основным приоритетом её существования была и останется "боеспособность", т.е. управляемость и способность выполнить поставленные перед ней задачи в любых, даже смертельных, условиях. И основной  задачей психолога всегда будет являться именно «боеспособность».
Способствует или противостоит поставленной  задаче  «инстинкт власть\подчинение»?
Вне всякого сомнения, армия была порождена этим инстинктом и продолжает опирается на его действие, но, почему тогда  идёт борьба с проявлением действия данного инстинкта - дедовщиной. Оставляя в стороне нравственную и моральную составляющую данного явления, мы вынуждены будем констатировать, что именно всепроникающая суть этого инстинкта - его способность создавать новые - альтернативные очаги власти – двоевластие и анархию (все мы помним уроки 17 года).   Лев Гумилёв сказал об этом так: "Армии будут управлять военноначальниками - угрожая им бунтом".
Соответственно, первой его задачей будет: "Недопущение возникновения альтернативных (находящихся за пределами Устава)  очагов власти", но это прямая задача "особого отдела", а не психолога. Увы, как показал опыт "Октябрьской революции"  "жандарм всегда опаздывает" ибо, просто не понимает причин возникновения "Бунта".
 Задача «предотвращение бунта»  может быть решена, прежде всего, через влияние на кадровую политику, ибо, "чем больше биологический ранг человека соответствует занимаемому ранговому месту, тем меньше социальной энергии будет необходимо вложить в его поддержку", правильно и обратное - "чем меньше соответствие биологического и социального рангового места - тем выше социальные потери". Когда встала задача по обслуживанию высотных зданий, то оказалось, что легче альпиниста обучить ведению монтажных работ, чем простого монтажника альпинизму. В данном  случае нужно использовать тот же принцип - человека с высоким биологическим рангом легче научить, чем поставить низкорангового специалиста, а потом, нести социальные и материальные потери -  последствие его психобиологической некомпетентности.
Второй задачей психолога будет задача прямо противоположная первой - борьба с "правилом свирепости" - борьба с озверением.
Для выполнения данной задачи  инстинкт предоставляет в его распоряжение только два инструмента - "королевского шута" и "правило отпора".  Правила "не бей лежачего" и "будь снисходителен к слабому и ослабшему" могут появиться только при достижении данным эгрегором состояния "зрелость".
"Королевский шут" - автор не является специалистом в арттерапии и психодраме, но разные формы КВН, думаю, были бы полезными. Основной  задачей всех этих психотехник будет перевод нелегитимных (физических форм) внутригрупповой свирепости в морально приемлемые формы - шуток, подколок и розыгрышей, при решении которой можно будет перейти к решению  задачи по развитию способности к сочувствию.
"Правило отпора". Агрессивный управляющий импульс, спущенный с вершины пирамиды, обрастает  неосуществлёнными амбициями нижестоящих и  может обрушиться на "забитого" со всей мощью коллективной агрессии и  раздавить его. При этом,  задача, ради которой и был спущен импульс,  будет саботирована - она утонет в налипших чужих амбициях и целях.
"Правило отпора" не только позволяет индивиду сохранить своё ранговое место, но и профильтровать агрессивный импульс - отделить согласно "принципу реальности" чужие амбиции от "управляющего импульса". Соответственно,  "альфа" кровно заинтересован в наличии фильтрующего чужие амбиции  "правила отпора", но следовать «правилу отпора»  могут только "способные дать отпор"
. Вот мы и подошли к волнующему моменту представления неофита Миру, а в нашем случае, приходу призывника в роту.
Мы не будем рассматривать все психологические варианты, предоставленные нам таблицей Мак-Вильямс, мы рассмотрим взаимодействие армейской среды (как одного из вариантов Мужского Дома) с неофитами различного уровня психологической зрелости: шизоидного (его нет у Мак-Вильямс, но есть у Л.Бурбо), орального, анального и фаллического. Первые три психотипа относятся к до-эдипальным, а третий к эдипальному периодам психосексуального развития (по З.Фрейду).
Тип первый - шизоидный (отверженный, беглец - по Л.Бурбо)
"Его тело не хочет занимать много места. Человек похожий на бесплотный призрак - "кожа да кости", тело производит впечатление неукомплектованного, состоящего из плохо пригнанных друг к другу фрагментов, кажется, что чего-то не  хватает - ягодиц, груди,  подбородка, лодыжек;  впадины в области груди или спины; постоянная зябкость;  при движении  тело не скоординировано, он сомневается в самом своём праве на жизнь.
Низкий  вес  является основанием для признания - "годен к нестроевой", но при не выраженных нарушениях признаются "ограниченно годными" и призываются.
Сомнение в своём "праве на отпор" играет с ними  злую шутку,  имея высокие интеллектуальные показатели, но не смея "дать отпор" - они быстро скатываются к подножию пирамиды и, даже внутри своего призыва, вынуждены влачить жалкое существование "забитого"- угрожаемого по травме и суициду. У них одно спасение - высокая когнитивность - есть надежда, что  офицер,  или иной начальник,   оценит их высокий интеллект и выведет за пределы достигаемости внутриротной пирамиды. (Это идеальный бета).
Тип второй - оральный (покинутый, зависимый - по Л.Бурбо).
Мышечная система недоразвита - ей трудно удержать тело вертикально, тонус её понижен, глаза большие и печальные, печаль - неизбывное свойство от которого он спасается в обществе, постоянно ищет поддержки со стороны других людей, - склонен к слиянию с другим человеком или группой, - в психическом аппарате  ещё не сфомировано индивидуальное Я; склонен становиться жертвой; всегда "есть проблемы" особенно со здоровьем - как способом получения поддержки;  излишняя драматизация проблем,  детский тембр голоса, стремление к смене роли "спасаемого" на "спасителя", очень плохо переносит одиночество, высокая зависимость. Всё  делает такого человека не обидчивым, не злобным, (стремление к поддержке превышает любую обиду),   пренебрегающим "правилом отпора" и поэтому легко попадающего в роль "омеги", "козла".  Выход из этих тупиковых ролей он  ищет в ролях "угодника", "шестёрки шефа". Незлобивость и отсутствие сил для мести делают его идеальной фигурой для вымещения внутригрупповой агрессии.
Тип третий - анальный (униженный, мазохист-садист)   Внешне, это привычный нам, по фильмам про "братков", - крепко сложенный, короткошеий, с невыраженными ягодицами (пожатым хвостом), склонный к полноте человек.
 Он, в силу своего стремления к слиянию с вышестоящим легко попадает в роль подхалима,  а  в силу сконцентрированности   желаний вокруг "делать" и "иметь" предельно мил  на первом году службы и, часто,  завоёвывает место "идеального исполнителя", но,   вследствие  нескоординированности тела,  может  служить предметом для насмешек, - переходить  в роль "шута горохового" (Гор - один из высших богов Египта).  Он ,с видимым  удовольствием,  погружается в  роль «предмета для насмешек»  мазохистически отрицая свою индивидуальность. Но, за всем этим "развесёлым" фасадом, скрывается глубоко уязвлённая личность, стремящаяся, даже своим мазохистическим служением, уязвить окружающих и доказать своё превосходство. В общении, такая личность стремится подвергнуть других тем испытаниям,  которых боится сама, а, посему, достигнув неких (стариковских или сержантских) высот бессознательно (руководствуясь "принципом удовольствия") начинает подвергать нижестоящих этим  испытаниям.
Тип четвёртый (фаллический, контролирующий или преданный).
Телосложение контролирующего - типичный атлетоморф - широкие плечи и узкие бёдра (у женщин может быть наоборот - широкие бёдра и узкие плечи), тело излучает надёжность и силу, взгляд пристальный, мнгновенно схватывающий ситуацию, вся энергия контролирующего сконцентрирована вокруг "силы", "надёжности" и "предвидения", часто предвидит желания других, исполняя их без всякого намёка на угодничество, но,  сталкиваясь с ситуацией грозящей "потерей контроля",  ретируется;  окружающие никогда не знают "с какой ноги он сегодня встал",часто занят "не своими делами", властен, но склонен отрицать это.  Его основная роль в пирамиде власти  "идеальный исполнитель", дворянин, но, вследствие своей нелюбви к вышеСтоящим и власть имеющим, может легко попасть в разряд "недовольных" и даже быть "опущенным ниже социального плинтуса". В армейской среде это быстро продвигающийся по служебной лестнице «идеальный сержант», но, на первом году, вследствие нелюбви к начальствующим, легко попадает в разряд "вечных пахарей" испытывающих  физический и моральный прессинг со стороны ставших садистами мазохистов.
Тип пятый - латентный (Ригидный - не ощущающий и не показывающий своей чувствительности, -  внешне холодный; Справедливый - честный, корректный, равноправный, уважающий чужую неприкосновенность). Чаще всего это: любящий скрестить на груди руки, невысокий, прямой  и хорошо сложенный, одетый в черное или темное - человек, по своей натуре  стремящийся достичь совершенства. Он трудолюбив и исполнителен, привык « всего добиваться сам», но, зачастую, мучим страхом ошибиться и завистью к тем, кто незаслуженно получает больше благ; часто религиозен и легко впадает в религиозный экстаз (просветление) - для него "добро" и "зло" важнейшие формулы жизни, любит точные и ясные формулировки, требователен к себе и другим, редко позволяет себе ощутить удовольствие. В пирамиде власти его роли - редко альфа, чаще бета, дворянин, идеальный исполнитель, мужик.
В армейской среде встречается крайне редко и, так же редко, с ним бывают проблемы.
Остаётся открытым вопрос - кто тогда типичный криминальный альфа - глава параллельной (основанной на правиле "абсолютной свирепости")  пирамиды.
От 2х до 5ти процентов жителей цивилизованных стран относятся к так называемым  психопатическим (социопатическим) личностям (увы, они встречающихся на всех уровнях социальной лестницы, а врождённое умение пользоваться "правилом свирепости" делает их успешными руководителями). Психотерапевт ( в пеницитарном учреждении) при работе с такой личностью, в трансфере, испытывает ужас и, часто,  отказывается от работы. Высокая базальная агрессивность, при сниженной болевой и вегетативной чувствительности, таких личностей часто проявляется уже в младенчестве.   Это выливается в стремление не говорить, а действовать, взрослея, они сохраняют детскую способность чувствовать других людей (разделяя их, прежде всего, на опасных и не опасных) умеют находить уязвимые места в психике других и умело этим пользуются, стремятся посадить другого  на крючок, перехитрить.
Попав в прессинг армейской среды,  психопат быстро ориетируется в направлении векторов власти (ибо власть - стержень вокруг которого сформирована его психика), быстро мимикрирует – становится  тем кем его хотят видеть эту власть имеющие, а умение  манипулировать другими позволяет быстро продвинуться по служебной лестнице, при условии, что он сумеет умерить, до поры до времени, свои антисоциальные амбиции и не попасться на насилии, воровстве или алкогольном эксцессе (высокая толерантность к алкоголю  позволяет ему избежать "залёта"),но  достигнув неких высот и найдя нишу недоступную взгляду "большого брата", быстро, основываясь на правиле "абсолютной свирепости" организует параллельную пирамиду власть-подчинение,  дезорганизует  управление и заставляет  считаться с собой.
И так, мы видим, что пирамида "власть-подчинение" существует от начала времён и именно благодаря инстинкту её формирующему и возникло человечество.  Но, почему тогда такой шум и "скрежет зубов"? Разве критикующему не известен закон "власть-подчинение" и возникающие при этом личностные издержки?  Может критикующий социопатичен и  просто делает вид, что не знает, а преследует свои, скрытые до поры, цели?
Всё возможно в нашу эпоху - в эпоху,  когда слово и смысл разошлись в разные стороны,  возник парадокс,  замеченный ещё марксистами, - общественное сознание не успевает за изменением общественного бытия.
Общественно сознание сохраняет ещё идеалы армии - победительницы, армии в которой не было двух пирамид - власть ещё не делилась на декларируемую и реальную - пирамида была одна для всех.
Для понимания момента, давайте немного вернёмся назад, и поразмыслим над идеальными пирамидами, состоящими из лиц одного зрелостного уровня.
Шизоидная пирамида - данный конструкт невозможен - шизоиды не формируют эгрегора. Шизоидно организованная личность,  в условиях внешнего давления,  быстро регрессируют на утробный уровень - в них ещё жив внутриутробный инстинкт "опасность-обездвиживание". При активации данного инстинкта опасностью  происходит обездвиживание плода, переход его на более низкие уровни потребления кислорода, матка при этом сжимается и, самка может бежать от опасности, но его активация в условиях внеутробной жизни, - смертельно опасна, - возникший ступор даёт противнику решающее преемущество. В армейских условиях ярко выраженных шизоидов можно использовать только для штабной и аналитической работы, для функционирования в быстроменяющихся условиях боя должна быть сформирована субличность.
Оральная пирамида. Орально организованная психика не самостоятельна и склонна искать руководства, включённая в состав эгрегора на вторых ролях вполне боеспособна, но предъявляет к руководителю «требование постоянного внимания»,  которое может выражаться как в положительных, так и отрицательных стимулах, отсутствие стимуляции  вызывает  состояние отчаяния и провокационные (требующие оказания внимания) действия.
Из вышеизложенного следует, что данная организация будет больше требовать ресурсов для своего поддержания, чем отдавать, поэтому может быть только частью иной пирамиды.
Анальная пирамида. Между оральным и анальным периодами психического развития лежит "Кофликт Рапрошман" (конфликт возвращения - ухода) завершающийся лишь с формированием стойкого интроекта матери (внутреннего фетиша), к которому субъект может обращаться, попав в состояние тревоги. Лишь войдя в период "обретения - накопления и делания" человечество смогло создать первую цивилизацию. Именно в этот период начинают наиболее активно проявляться адаптационные (защитные) стратегии психики: проекция-интроекция и проективная идентификация. Через механизм "проективная идентификация" формирующийся эгрегор обретает свою ролевую завершенность, - социально необходимые роли интроецируются его членами;  а механизм "проекция" позволяет смещать всю внутригупповую агрессию на "забитых" и, в случае неудачности действий,  катектировать в "козла" саморазрушительную агрессию (на более поздних этапах именуемую  "совесть") и приносить его ей в жертву.
Забегая вперёд, можно сказать, что именно массовое  появление в рядах Советской Армии анальноорганизованных и породило феномен "дедовщина"  в понимании оной как: «Систематическое отыгрывание (смещение) на солдат первого года службы  внутригрупповой агрессии и стремление проиграть на них свои страхи и фантазии».
Вопрос, о наличии "чести" и "достоинства" у мазохистически организованной души, пока оставим открытым, тем более  остаётся открытым понятие "человеческое достоинство".
Фаллическая пирамида. Фаллическая фаза - культ силы - эпоха классического эллинизма, начав читать  "Иллиаду" мы найдём в ней все законы и правила "открытые" Добровичем.
Но, фаллическая фаза это, прежде всего Эдипов конфликт. На сущности этого, впервые описанного  З.Фрейдом, конфликта мы остановимся несколько подробнее. Природа сыграла с человеком злую шутку,- у мальчика двойное начало сексуальной жизни. Наши далёкие примитивные предки становились половозрелыми в возрасте 4-5 лет, наша половая зрелость возникает несколько позже. Однако, в возрасте 4 лет внезапно включается половая программа, а у мужчины сексуальность и агрессия неразрывны и, бывший таким послушным и ласковым мальчик внезапно начинает испытывать ревность по отношению к отцу, настойчиво пытается отодвинуть его от матери. Возникает амбивалентная ситуация - мальчик любит и восхищается отцом, при этом, одновременно, испытывает к нему ревность и ненависть как к сопернику. Необходимо заметить, что отец, в контрпереносе, испытывает нему те же чувства - ситуация аховая, требующая от отца выдержки и мужества в противостоянии - необходимо сохранить любовь к сыну, при этом ласково отодвигая его от матери. Сцилла и Харибда семейного воспитания. Возможно, знание о существовании  этой контрпереносной агрессии отца к сыну, и обусловило древнее правило: «Не посвященный в воины, не имеет права на брак», ибо только воин способен быть снисходительным к маленькому агрессору.  А если отца нет? Нейтрализация ненависти любовью (взаимная нейтрализация отрицательного и положительного якорей - в терминологии НЛП) обеспечивает отказ мальчика от матери, как сексуального объекта, и переход в следующую фазу, обозначенную З.Фрейдом как "латент". Неудачное прохождение эдиповой ситуации и является основой для формирования Души Контролёра. Пирамида контролёров - наиболее пологая из представленных пирамид, «правило отпора» неукоснительно исповедуемое ими формирует атмосферу некого рыцарского (основанного на готовности в любой момент вступить в схватку за ранг) братства. Именно на этом этапе психического развития,  формируется понятие "достоинство" - неуронимое ранговое положение и "честь" - готовность принимать и нести ответственность.  Но господствует "право сильного" так хорошо описанное Гомером, а поэтому слабость презираема и попираема, но уже нет "опускающих ниже плинтуса" ритуалов, хотя  впервые появляется понятие "опущение" - как вид моральной кастрации (лишение "права на отпор").
Латент. Пирамида из "находящихся в латентной стадии развития" - типичный поздний Мужской Дом - монастырь, этому способствует и развитая способность у "Души Латента" впадать в религиозный экстаз.  Душе переживающей  «латентную фазу»  не нужна женщина, а с прекращением, борьбы за самку, высвободившиеся либидозные силы направляются на социальное строительство. Именно в этом эгрегоре и были сформированы высокие  понятия о мужской дружбе, чести и достоинстве.
Теперь вернёмся к понятию "Человеческого достоинство" - эгрегор латента - религиозный эгрегор - сообщество способное ощутить своё единство, как между собой, так и с высшими силами - С Богом.
Термин "Человеческое Достоинство" в данном сообществе трактуется как "Достоинство Сына Человечьего" - Душа имеет равное Богу Достоинство. Возникающий эгрегор наиболее совершенен, именно со смутной памятью об этом сообществе  и сравнивают  все остальные пирамиды, и, не понимая их сущности и законов их формирования, требуют административного их возрождения.
Вернёмся снова к «дедовщине»  и разрушению армии – Мужского Дома.
В социуме  кроме мужского существует, и будет существовать вечно, Женский Дом, с своей пирамидой власть\ подчинение, своими законами и государствообразующей функцией.    
Может быть  здесь и «зарыта собака»?  Это  просто столкновении враждующих от «начала веков» «ДОМОВ» - центрального "женского" и периферического "мужского"?
ХХ век в двух мировых войнах обескровил «мужские дома» Европы и она регрессировала в матриархат. /Многие верят, что всякое движение это прогресс/.
 Ужасная Победа в Первой Мировой и последующий мир расслабили Запад и, как результат, новые Гунны (фашизм и нынешние  исламисты) прошли сквозь Европу, как сквозь масло, вторжения «мужских домов» в чужие пределы и победоносное их шествие сквозь утратившие их (Рим, Европа после Первой Мировой и, тем более после Второй)  цивилизации - обычное дело в истории. Мягко стелила нам Европа в конце века призывая тоже отказаться от мужественности, сулила «Вечный Мир»  и мы «прилегли на её огненные перины», но БОГ милостлив к нам и послал испытание - «чеченское чистилище».
Мужская Чечня показала  пример, и мы воспряли, возродился  «Русский дух».
Господь ещё с Россией! Но надолго ли - нас так много чего, что можно продать и жить "как Боги на Олимпе". «Жирные годы» вновь ослабили наш Дух. Вновь мы почуем на лаврах (огненных перинах), вновь  боремся с «неуставными»  и с армией.
Почему при борьбе с «неуставными отношениями» в армии, уничтожается  сама армия?
Ответ может быть только один – уничтожается тот инстинкт - тот базис -  на котором она и стоит. Вопрос лишь в том, искренне ли борцы? Или это была профанация - нас в очередной раз развели как наивных оралов?  Любители "Свободы" говорят:
Человек и инстинкты это нонсенс! Фи, какая грязь!  Человек должен освободиться от власти животного начала (забывая, что животное и жизнь однокоренные слова), он разумен и должен поступать как ему скажут, или как  он Сам решит!
Очередная попытка отделить жизнь от инстинктивных её основ.  Таких попыток за историю было множество, и всегда с одним результатом. Ау! Где вы освобождённые?
Всякая  попытка очищения от низменных инстинктов, приводит к стерилизации, к «победе чистого разума»,  (Марксизм очень разумен), а живое исчезает.
Действие инстинкта структурообразования неумолимо и естественно. Формирование прямоугольной структуры возможно только в искусственных условиях с использованием внешних рамочных ограничителей и дополнительных, вне структурных, стимулов.
  Армия по своей структуре, пирамидальна и борьба с «пирамидой власти» это борьба с ней самой, речь  может идти лишь о коррекции способов достижения и «правильности» пирамиды, ибо от  «правильности»  зависит управляемость.

Лир. Отступление.
Октябрьская Революция провела жестокий  эксперимент по переворачиванию, «никто» стал «всем».  Для этого потребовалось уничтожить всех, кто был чем-то, - срезать верхушку пирамиды до основания, но сразу  была потеряна управляемость и началась война всех против всех – «гражданская война», страну спасла самовосстанавливаемость элиты, -  неумолимое действие инстинкта социальной стуктуруализации,  этнос выдвинул и укоренил в себе новую элиту, но «бред грандиозности», уходящий корнями в ощущение полной ничтожности,  тех «кто был ничем»,  стал  психологической основой сверхвласти - Сталинизма.
Кто был по биологическому рангу "сухорукий параноик" (Слова Бехтерева после последнего осмотра Иосифа Виссарионовича)?  Вне всякого сомнения, - мелкой сошкой вынужденной шестерить и ненавидеть более сильных и успешных товарищей по школе и бурсе. Именно Он более всего соответствовал моменту переворачивания пирамиды, более ясно, чем кто иной, он понимал мысли и чаяния "маленького  человека". Результат его правления - почти поголовное уничтожение всех кто имел биологический ранг выше его, он стал естественным альфой, создал систему тотального контроля предупреждающую возникновение иных альф, была сделана попытка опереться на шестёрку и стукача.
Но никто не уйдёт от законов диалектики, количество контроля переходит в качество - тотальный контроль превращается в полное его отсутствие при любом не предусмотренном уставом дуновении ветра, а тем более при, непредсказуемом реальном боевом столкновении, шестёрка и стукач – не воины.  Увы, выздоравливали мы от этого долго – с 40 до 43 года, несколько раз сменился весь комсостав, остались наиболее умелые и самостоятельные, а контроль утратил тотальность.