10 лет на Прозе. ру 6. В защиту графоманов

Григорий Рейнгольд
Предыдущая часть http://proza.ru/2010/09/06/1067

В защиту графоманов

На собраниях писателей часто слышится слово «графоман». Так говорится в адрес тех, кому собратья по перу напрочь отказывают в таланте. Мол, занимается человек не своим делом. Это как музыкант без слуха, как хромой танцор, как безголосый певец. Впрочем, последнее сравнение не совсем удачно. Певцов то безголосых, но преуспевающих пруд пруди.
Давайте разберёмся, кто такой графоман? Это человек, имеющий признаки, как писателя, так и простого смертного. Подобно писателю, он много пишет, так как не писать не может. А как простой смертный он писать не умеет. Такая вот промежуточная стадия.
Если отсечь графоманов от литературы, то будет здорово… Так говорят писатели. Они же выносят вердикты начинающим литераторам: «Такого-то считать графоманом. Приговор окончательный и обжалованью не подлежит!»
А я вот о чём подумал. Литература имеет много общего с другими областями человеческой деятельности. Со спортом, например. Возьмём шахматы.  Как известно, научить играть в них, даже очень примитивно, просто соблюдать правила, удаётся далеко не каждого. А из тех, кто научился, большинство никогда не поднимутся на высокий уровень.
А ведь среди них есть и такие, кто без шахматной игры жить не может. Кто испытывает потребность в день хоть одну партию сыграть. Иначе они себя плохо чувствуют. А играют очень даже слабо с точки зрения специалистов, разрядников и мастеров, не говоря уже о гроссмейстерах. Чем это не шахматные графоманы? Но, с другой стороны, играя в шахматы друг с другом, разве испытывают они не те же чувства, что и великие мастера?
Это ведь питательная среда, из которой только и могут появиться настоящие шахматисты! Из тысячи таких выйдет один перворазрядник. Из тысячи перворазрядников выйдет один мастер. Из многих мастеров выйдет один гроссмейстер, из которых лишь один станет чемпионом мира. Но в основании-то этой пирамиды – миллионы самых примитивных игроков, совсем никаких. Они – корни. Впрочем, между этажами этой пирамиды тоже нет резкой границы, возможно продвижение вверх.
И в литературе всё очень похоже. Та же пирамида, внизу которой десятки или сотни тысяч графоманов-неудачников. Пишут они очень слабо, но их переполняют те же чувства, что и у великих писателей. В душах их происходят такие же творческие процессы. Далее идут литераторы посолидней, те кто уже имеет публикации, или даже книги, потом – члены союзов писателей… А на самой вершине – Пушкины и Толстые, против которых многие члены союза – те же графоманы.
Надо помнить и о том, что пишущие люди общаются друг с другом, порой идея, пришедшая в голову писателю не очень высокого полёта, бывает гениально развита его более талантливым собратом…
В литературе, как и в армии не могут все быть генералами. Нужны и нижние чины, и даже рядовые. И пусть каждый честно исполняет свой долг.

Продолжение http://proza.ru/2020/11/08/1429