Наука... потребл.. ь!

Артем Саакян
Сегодня, мои маленькие современники, мы доведем до абсурда интересную и важную проблему потреблятского выбора. Прежде всего, уясните: что естественно, то не безобразно. Каждый из нас время от времени оказывается в положении потреблятора, т.е. выбирает и потребляет. Мы выбираем потребление и потребляем выборы. Мы образуем единый и неделимый потребляторат. Не нужно этого стесняться. Напротив, нужно укреплять и расширять наш потребляторат, сообща преодолевая маленькие трудности, встающие перед его маленькими членами.

Жизнь современного потреблятора представляет собой многослойный сэндвич, по ломтику, по кусочку, по веточке, по листику собираемый из господствующих представлений об обывательском счастье огромным муравейником маркетологов, сейлз-менеджеров, мерчендайзеров, пиар-директоров, стилистов, продюсеров, бизнес-тренеров, личных консультантов, звезд и прочих профессионалов. Поскольку современный потреблятор слишком ленив (зачеркнуто) рационален, чтобы интересоваться ингредиентами потребляемого сэндвича, и жрет его целиком, не разворачивая упаковки, в интересах нашего потреблятората уберечь своих маленьких членов от возможного заворота кишок. Вероятность такого неприятного исхода неуклонно возрастает вместе с постоянно увеличивающимися сложностью рецептуры сэндвича и его массой в килотоннах. Гибель потреблятора, да еще такая комичная чревата не только распадом потреблятората как системной целостности, но и разрушением всей индустрии муравейника.

По причине вышеизложенного в наше время уже нельзя просто продать потреблятору его сэндвич и спокойно ретироваться. Необходимо тщательно контролировать весь процесс употребления сэндвича, заблаговременно блокируя все потенциально членовредительские, нарушающие технику безопасности забавы потреблятора с сэндвичем. Потреблятора нужно из субъекта спорадического потребления сделать объектом неусыпной заботы. Его нужно постоянно опекать, ласково, но настойчиво; чесать ему за ушком, щекотить брюшко, называть его "мой маленький потребленыш". Потреблятор должен постоянно чувствовать заботливую направляющую длань у себя на вые и слышать ласковые увещевания в ухе. Делая шаг в постороннем направлении, он должен утыкаться в обитую ватой стену. Никаких острых углов! Никакой боли, никаких страданий. Только всеудушающая (зачеркнуто) всепоглощающая заботливая мягкость. Потреблятора нужно одновременно обучать, воспитывать и охранять от самого себя. Вот триединая задача коллективного потребления.

Рассмотрим в качестве примера стандартную ситуацию демонстрирования по каналам потреблятского вещания медиапары, состоящей из высокохудожественного фильма и насыщенносодержательной рекламы, в ходе какового демонстрирования на первый план выдвигается то одна, то другая из параллельных составляющих. Хорошо известно, что полезная информация, содержащаяся в рекламе, лучше всего усваивается рассеянным сознанием. Поэтому в соответствии с инструкцией по использованию медиапары при выдвижении на первый план информационной составляющей, в так называемых рекламных паузах, потреблятор должен заняться своими маленькими потреблятскими делишками, ожидая продолжения художественной составляющей и одновременно оптимальным образом впитывая полезную информацию. Какие делишки можно делать во время рекламы? Будь реклама даже очень краткой, можно, как минимум, пописать или холодильник обревизовать. Если реклама подлиннее, можно и звякнуть кому-нибудь. Спектр возможных занятий весьма широк, и в выборе подходящего потреблятор полностью предоставлен сам себе. Он одинок и бессилен. Оказываясь в состоянии глубокого экзистенциального кризиса, у черты, за которой либо–либо, и назад возврата не будет, наш маленький потребленыш теряется, а иногда даже плачет.

Сложность ситуации обусловлена, во-первых, тем, что продолжительность рекламы заранее неизвестна. Следовательно, потреблятор не может планировать свою жизнь в обозримой перспективе. Во-вторых, даже если бы продолжительность рекламы и была известна, она наверняка не соответствует потреблятским потребностям потреблятора. Предположим, потреблятор хочет поговорить по телефону, а реклама предлагает ему, напротив, уединиться. Уединиться, пописать и бежать обратно. А если у телевизора он не один? У жены он один, туалет у него с женой один, а у туалета их – двое! Стало быть, только один из них может «пописать и обратно», а второй в это время, чтобы не пропадать рекламе, бредет на кухню за чаем. Конечно, после чая он пописает с неизмеримо большим основанием, но никак не раньше следующей рекламы. Подобные несуразицы, нестыковки и накладки, а если мыслить системно, то хаос и дезорганизация, приводят к тому, что рекламные паузы, задуманные как способ легкой расслабляющей заботы о нуждах потреблятора, парадоксальным образом оказывают противоположное воздействие, вызывая у потреблятора раздражение, тревогу и чувство неуверенности в завтрашнем дне.

Нельзя сказать, что описанная проблема в настоящее время не решается вовсе. Напротив, она находится на самом острие интересов современной потребляциологии. Обсуждаемые научной средой и экспертным сообществом решения, в числе которых есть и чрезвычайно остроумные, базируются на общей идее рационализации через массовость. Суть ее в том, что поведение членов потреблятората в массовом порядке приводится к усредненному рациональному стандарту, рациональность которого обосновывается его массовостью, контролируемой при помощи наблюдения за поведением потреблятората. В результате образуется вечный двигатель третьего рода, также называемый социологическим, обеспечивающий вечное движение при сохранении абсолютного социального покоя. Стандарт рациональной жизнедеятельности потреблятора должен регулировать все существенные потребности последнего, вводя их в рамки допустимого, и устанавливая, в числе прочего, оптимальные продолжительность и очередность рекламных пауз, определяющиеся естественными потребностями потреблятора. Проще говоря, каждая рекламная пауза должна быть предназначена для определенного занятия, которое в данный момент времени является оптимальным для среднего потреблятора, входящего в систему нашего потреблятората, т.е. средний потреблятор испытывает потребность предаться именно этому занятию. Такая стратегия потребления обеспечивает максимизацию качества функционирования потреблятората на макроуровне, определяемого степенью довольства среднего потреблятора своим потребляторатом.

Простейший пример. Предложив телезрителю последовательность из рекламных пауз «для попить» и «для пописать», разделенных двухчасовым интервалом, мы тут же превратим его из потерянного и одинокого в своем выборе потребленыша в крепкого, уверенного в будущем среднего члена потреблятората, смело выбирающего оптимальную стратегию потребления. Пусть догматики твердят, что свобода выбора несовместима с рациональной массовостью. Мы же в нашем потребляторате знаем, что свобода есть всего лишь осознанная необходимость. Для формирования в потребляторате массового осознания рациональности и оптимальности среднего стандарта жизнедеятельности, а также умения делать правильный выбор, реклама должна не просто информировать, но также систематически просвещать, а когда необходимо, и наставлять, т.е. стандартные сведения об изобретении новых потребностей и предложения способов их удовлетворить абсолютно бескорыстно должны быть дополнены благими пожеланиями и указующим перстом. Например, благое пожелание для рассматриваемой схемы пить–писать–пить можно сформулировать так: «Все прогрессивное человечество, подавляющее большинство, лучшие люди города и сознательные граждане в этой рекламе будут пить. Большая, лучшая, сознательная и прогрессивная часть пьющих в этой рекламе также будет писать приблизительно через 2 ч 03 мин. Следите за дополнительными анонсами». И только после того, как потреблята свободно выберут оптимальную стратегию потребления, можно ненавязчиво сообщить, что эта рекламная пауза «для пописать» им предоставлена компанией Гагис. Писаем вместе с Гагис. Необязательно именно "с Гагис". Главное, писаем вместе, не писаем против, не забудьте: в воскресенье – выборы. Скрупулезное следование предлагаемой методике, должное внимание к мелочам позволят взрастить и выкормить качественный плодородный потребляторат, а также охранить его от разных соблазнов, способных вывести его из точки оптимума.

Описанная модель по-своему неплоха, она обладает бесспорным достоинством стабильности, но согласитесь, такой казарменно-солдафонский подход, когда все – только "с левой" или только "с правой", – это прошлый век. Кроме того, подобное коллективное планирование только предсказывает величину пиковой нагрузки на телефонную сеть, канализацию и водопровод, но не решает задачу ее оптимизации. Современные достижения науки и техники дают возможность сделать следующий шаг и перейти от коллективного планирования благосостояния социума на макроуровне к индивидуальному планированию жизни каждого потреблятора в отдельности, что позволит плавно регулировать соотношение тех, кто "с левой", и тех, кто "с правой", для достижения оптимального баланса. Да что баланс! Современные технологии способны тонко учитывать не только простые человеческие потребности потреблятора, но и его маленькие слабости и невысказанные желания и слегка неприличные фантазии, максимизируя удовлетворение от потребления каждым отдельно взятым потреблятором при выполнении граничного условия функционирования потреблятората как замкнутой системы взаимного удовлетворения потребностей.
Множество желаний ведь огромно, и каждого отдельно взятого человечка они обуревают совершенно по-разному. Одному достаточно только жрать от пуза, а другому снится общественное признание, как у Донцовой, например. Третий (люди ведь странные существа) – вообще хочет быть непризнанным гением, четвертый – пророком. Унифицируя все эти потребности, приводя их к усредненному стандарту, можно достичь стабильного существования потреблятората, но невозможно максимизировать удовлетворение человечка от пребывания в нем. Только тонкое нежное индивидуальное планирование позволит удовлетворить все без изъятия потребности потреблятора, вознеся его на вершину блаженства.

Первая теорема (комплементарности) индивидуального планирования гласит, что для каждой потребности каждого потреблятора возможен потреблятский микросоциум, смыслом существования которого является удовлетворение этой потребности. Включение потреблятора в подобный микросоциум создает комплементарную пару потребностей, способную стабильно пребывать в равновесном состоянии. Грубо говоря, если есть люди, которым нравится записывать буковки строчками и думать, что они создают хорошую литературу, то должно существовать и достаточное число людей, которым нравится читать эти буковки и думать, что они приобщаются к хорошей литературе. Соединив первых со вторыми, сделаем тех и других счастливо удовлетворенными. Удовлетворив все возможные потребности, соединив всех нуждающихся друг в друге, создадим потребляторат невиданной доселе структуры, где каждый потреблятор будет сотнями и тысячами социальных связей скреплен с множеством других потребляторов, одновременно удовлетворяя свои и чужие потребности. Такая внутренняя структура потреблятората не только максимизирует величину удовлетворенности его членов, но и придает ему самому огромную устойчивость.

Для  практического воплощения этой прекрасной модели необходимо решить задачи создания сбора информации о потребностях в масштабах всего потреблятората и конструирования микросоциума, имеющего потребность удовлетворения заданной потребности. Вторая задача легко решается применением на индивидуальном уровне хорошо себя зарекомендовавших методов благого пожелания и указующего перста (проблема адресной доставки индивидуальной программы потребления является чисто технической и в настоящей работе не рассматривается). Для получения оперативных сведений о желаниях и потребностях предлагается воспользоваться хорошо известным свойством потребляторов разговаривать с телевизором как с живым человеком, делясь с ним всем, что важно и ценно для потреблятора. Достаточно небольшой доработки системы телевещания, и телевизор сможет не просто присутствовать при таком разговоре с потреблятором, но и внимательно слушать его, что будет выгодно отличать эти устройства от живых собеседников. Миллионы глаз и ушей, насквозь просвечивающих и прослушивающих потребляторат, станут первым и самым важным звеном в цепи заботы о благе потребляторов. Ни единая, пусть даже мельчайшая потребность, не укроется от них. Самые пустяковые желания будут удовлетворяться точно и быстро.

Полное и безоговорочное удовлетворение всех потребностей становится возможным благодаря тому, что ни одна потребность не противоречит основам потреблятората, потому что при выявлении новой потребности или робкого желания или только смутной идеи его, потребляторат тут же перестраивается так, чтобы удовлетворить это поползновение, включив его в единую систему потреблятората. Благодаря этому каждый потреблятор счастлив и, при этом, не может ни помешать никому другому, ни нарушить равновесие в потребляторате.
Полное и безоговорочное удовлетворение ВСЕХ потребностей. Причем это не какие-то банальные потребности тела и забота о том, как втюхать потреблятам очередную ерундовину в красивом фантике. Новый потребляторат удовлетворяет все мыслимые потребности ДУХА. В новом потребляторате каждая Донцова обретет читателей, а те –– ее. Над каждым непризнанным гением будет с огромным удовольствием потешаться не менее десятка критиков. У каждого пророка будет по двадцать ревностных учеников и один, который предаст его, и не меньше двух тысяч всем довольных зевак соберется поглазеть на казнь.

Такой потребляторат есть фактически Универсум, поскольку содержит в себе ответы на все возможные вопросы. Все потребности, возникающие в потребляторате, удовлетворяются его же средствами. Достаточно просто соединить часть потреблятората, в которой возникает потребность, с другой частью, которая испытывает потребность удовлетворить эту потребность. Такой потребляторат не только тотален, но и вечен. Все потребности потребляторов удовлетворяются со скоростью обработки желаний. Следовательно, потребляторы довольны и счастливы. Следовательно, факторы эволюционных или революционных изменений в потребляторате отсутствуют. Вообразим невозможное. Некий смешной чудак, революционер и анархист пожелает выступить против нового потреблятората как идеи рая на земле, дарующего всем людям отдохновение после тяжких многовековых трудов во имя его созидания, и объявит ему войну, стремясь разрушить этот хрустальный дворец наслаждений и вновь ввергнуть несчастное человечество в вечный круговорот трудов, исканий, потенциальных разочарований и неудач. Наш потребляторат сможет и этого революционера сделать счастливым. Мы с удовольствием послушаем его проповеди. Мы с радостью снабдим его деньгами и сторонниками. Мы с легкостью обеспечим диссиденту то, к чему он так стремится: вечную борьбу во имя своих идеалов без какой-либо надежды на успех и все это без малейшего неудобства для нашего потреблятората. Таким образом, очевидно, что единый универсальный вечный потребляторат является конечным состоянием развития человечества, венцом его трудов, Золотым Веком, который уже невозможно будет променять или переменить ни на какой другой.