Проблемы неразумного эгоизма

Виктор Кротов
                В основе теории разумного эгоизма лежит принцип:      
                правильно понятый личный интерес должен совпадать
                с общественным.
                Из философского словаря

Идея разумного эгоизма до сих пор не выдохлась. До сих пор способна закружить голову человеку, стремящемуся найти панацею для человечества в одной-единственной идее.

В самом деле! Заботиться о себе может каждый (это заботиться обо всех не у каждого получается). И разве не замечательно – дозаботиться о себе до такой кондиции, что личные интерес совпадет с общественным, а общественный с личным? И всего-то нужно – чтобы эгоизм был разумным. Чтобы правильно понимать свой личный интерес.

Подлинно разумный эгоизм должен, наверное, снимать все проблемы. Приводить к полной гармонии на всех уровнях существования. Если же проблемы все-таки имеются (а они почему-то всегда имеются), то это проблемы нашего неразумного эгоизма. В чём же дело? Чего может нам не хватать, чтобы направить нутряную нашу эгоистическую силу в предуготовленное философской теорией русло?


Проблема первая. Слабое представление о личном своем интересе. Мы оказываемся довольно неквалифицированными эгоистами. Мы портим себе жизнь – сегодняшнюю и завтрашнюю – тысячей разнообразных способов. Мешаем быть здоровым своему телу. Мешаем раскрываться к свету своей душе. И точно так же мешаем себе быть человеком среди людей.

Проблема вторая. Неправильное отношение к правильному пониманию. Рациональная, логическая правильность часто не справляется с делом. То, что мы пытаемся выдать за разумный эгоизм, оказывается всего-навсего эгоизмом рассудочным. Логика без интуиции, без прислушивания к голосу сердца может завести в тупик при всей безупречности своих силлогизмов. Впрочем, и силлогизмы наши далеко не безупречны.

Проблема третья. Подвижность нашего “эго”. Не успеваем мы занять разумно-эгоистическую позицию, как меняется все не только снаружи, но и внутри нас. Сегодня мне нужно не совсем то, что было нужно вчера, а завтра уже совсем не то. Понимая это, легко запутаться. Не понимая этого, путаешься незаметнее и основательнее.

Проблема четвёртая, проблема пятая и проблема шестая – это повторение первых трёх проблем в области общественного интереса, с которым должен совпадать интерес личный. Не умея полностью постичь даже сферу собственной пользы, мы рисуем социальные идеалы расплывчатыми мазками призрачных домыслов. А социальный рационализм может оказаться страшнее социального безрассудства. А интересы человечества меняются от года к году, от нации к нации, от города к городу...

Проблема седьмая, последняя и решающая. Неразумность эгоизма вообще. Высокое понимание разума противоположно глубинной подсознательности эгоизма. Когда эгоизм пытается облагородить себя с помощью светлой энергии разума, он либо растворяется в ней, облегченно освобождаясь от темной своей природы и уходя от самого себя, либо облекается в зеркальные блестки. Блёстки сверкают тем ярче, чем больше света отражается наружу и чем меньше поглощается внутрь. Так говорит нам физика, а физические теории ничуть не менее разумны, чем теория разумного эгоизма.