2. Славянские Доля и Недоля

Книга Размышлений
Размышления по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

СЛАВЯНСКИЕ ДОЛЯ И НЕДОЛЯ

Вновь возвратимся к непростым временам в жизни Кикиморы. Отчаявшись, она приходит к Бабе Яге с просьбой отвести проклятую недолю. На что получает неожиданный ответ:
«– Ты же в Школе Велеса самого обучалася, мудрости божественной набиралась, а истину простую осилить не смогла. Некому недолю на жизнь нашу насылать. Узелки-испытания сами мы на судьбе руками собственными завязываем.
А потом еще и добавила:
– Недолю сдюжить – это все равно что водицы сильной испить. Все тебе по плечу становится, и на жизнь будущую без страха смотреть можешь».

Попробуем понять, что имели в виду славяне, когда говорили о Доле и Недоле.
В разделе «Зарождение язычества» были обозначены два важных принципа, объясняющие, каким образом человек наделяет «живым» окружающую природу.
Во-первых, он проецирует на нее свои физические состояния, главные из которых - жизнь и смерть.
А во-вторых, он считает, что мир духов и богов – это как бы зеркальное отражение его собственного мира с такой же иерархией и взаимосвязями.
При этом, если на стадии анимизма «живое» мыслилось как нечто «содержащееся внутри», неразрывно связанное с самой вещью, животным, местностью (например, дух конкретного дерева), то при переходе к политеизму оно получает персонификацию, обретает форму и отделяется от своего носителя (дух конкретного дерева превращается в защитника лесов – Лешего).
Схожая эволюция происходила и с понятиями Доли и Недоли.
В жизни человека постоянно происходят события, которые он оценивает как хорошие для себя или плохие. Отвечая на вопрос, почему именно так устроен мир, на стадии анимизма мифология породила образ всеобщего блага, одного на всех, часто представляемого в виде большого каравая. Каждому достается его часть – доля, но одному мякоть, а другому - подгорелая корочка. И это судьба человека, которую он должен до конца, не уклоняясь, избыть.
Переход к политеизму вылился в персонификацию Доли и Недоли в виде небесных богинь, которые наделяют каждого человека при рождении своей частью удач и неудач. А не вписывающаяся в эту схему смерть отобразилась в нить судьбы, которую прядет и перерезает Мокошь. (Существуют варианты, когда нить судьбы прядут сами Доля и Недоля).
Эта персонификация по времени совпадает со становлением княжеской власти и превращение язычества в «официальную» религию с устоявшимися пантеоном и обрядами.
Но после крещения Руси резко меняется качество носителей мифологии и происходит «приземление» Доли и Недоли до уровня обыкновенных духов, сопровождающих каждого человека. Жизненное благополучие теперь связывается с усердностью или праздностью личной Доли. Она получает материальное воплощение, обычно в виде девушки, женщины или старухи, и ее даже можно поймать, заставив работать на себя, а то и вовсе побить, принудив к нужному действию. (Так же как и избавиться от Недоли, заточив ее под землю или в какой-нибудь предмет).
Следующий эволюционный шаг связан с введением откупа. У крестьянства появилась большая свобода в выборе жизненного пути. И это сразу же отразилось в сказках и быличках, где стал появляться не всегда четко осознаваемый мотив предназначения, который перекидывает мостик от славянской мифологии к восточному пониманию Пути.
Функция Доли стала заключаться, прежде всего, в открытии этого предназначения. Человек должен найти ее и спросить, чем ему надо заниматься.  А жизненный успех стал связываться со следованием указаниям духа.
Приведем в качестве примера одну быличку.

«Жил один человек богатый, а его сосед был бедный. Оба они занимались хлебопашеством. Богатый косил в поле хлеб. Вот скосил он несколько десятин, а поскольку дело было в воскресенье, то оставил он снопы в поле, а сам поехал домой. А бедный сосед остался ночевать на своей десятине. Ночью он проснулся и видит, как по ниве богатого ходит женщина, собирает колосья и вставляет их в снопы. Подошел к ней поближе, схватил ее и спрашивает: «Ты кто такая?» - «Я Доля твоего соседа». – «А раз ты Доля, ты должна знать, где моя Доля». – «А твоя Доля сидит в лесу под дубом. Ты пойди, пробери ее как следует. Почему она тебе не помогает?». Человек взял батог, пошел в лес, нашел свою Долю, сидящую под дубом. Ударил он ее батогом. Она его спрашивает: «За что ты меня бьешь?» - «Да как тебя не бить, раз ты тут сидишь и мне не помогаешь». – «Если хочешь, чтобы я тебе помогала, то иди к своему соседу, займи у него денег, хоть рублей десять, и займись торговлей. Только тогда я к тебе приду и буду помогать. А если не послушаешь меня, то я буду тут лежать и не уйду из леса, пока ты не умрешь». Послушал бедняк свою Долю, пошел, занял денег, накупил разного товара и занялся торговлей. Доля ему стала помогать, и так ему повезло в торговле, что через несколько лет он стал богаче своего соседа».

И хотя в этой быличке еще допускается возможность грубого воздействия на свою Долю, но уже проявляются два важных момента – Доля говорит человеку о роде деятельности, приводящем к успеху, и согласна ему помогать, только если он будет следовать полученному совету.
В жестко структурированном обществе рождение в семье крепостного крестьянина фактически предопределяло всю дальнейшую жизнь, а необходимость следования выбранной судьбе воспринималась как нечто естественное. Вырваться из раз и навсегда заданного круга можно было только с помощью чуда, что и нашло многочисленное отражение в народных сказках.
Но как только появились откупа, т.е. возможность резко изменить судьбу, коллективное мышление, в том числе в своей мифологической части, должно было отобразить новые реалии. Это и породило «осевую революцию» (см. раздел 7 «Размышления о Пути» - «Технико-гуманитарный баланс») в понимании судьбы с ее персональной ответственностью за свои деяния и превращением Доли в оракула.
Судьба начинает трактоваться не как жестко заданное предопределение, а как направление движения. А Доля и Недоля начинают играть роль положительных и отрицательных стимулов в движении по указанному пути.


Содержание «Книги размышлений»

Несколько предварительных слов -  http://www.proza.ru/2009/09/21/531
Зарождение язычества -  http://www.proza.ru/2009/09/23/5
Размышление о Пути
1. Тема для размышления - http://proza.ru/2009/12/17/665
2. Хлопок одной ладони - http://proza.ru/2009/12/17/670
3. Совмещение несовместимого - http://proza.ru/2009/12/17/675
4. Различие между восточным и западным мышлением - http://www.proza.ru/2009/12/18/530
5. Западная интерпретация Пути - http://www.proza.ru/2009/12/18/543
6. Одинокий Путь Фридриха Ницше - http://www.proza.ru/2009/12/19/290
7. Технико-гуманитарный баланс - http://proza.ru/2009/12/20/831
8. Гуманитарная составляющая баланса - http://www.proza.ru/2009/12/21/578
9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути - http://proza.ru/2009/12/22/690
10. Медитация по «Так говорил Заратустра» - http://www.proza.ru/2009/12/22/697
11. Личный баланс - http://proza.ru/2009/12/23/102
12. Осознание Пути – http://proza.ru/2009/12/24/484
13. Одиночество Идущего по Пути - http://proza.ru/2009/12/24/485
14. Двигаться дальше – как страшно - http://proza.ru/2009/12/25/914
15. Ван Гог и его Путь - http://proza.ru/2009/12/25/918
16. Ответная реакция Пути – http://www.proza.ru/2009/12/27/898
17. Мудрый Гаральд - http://www.proza.ru/2009/12/27/901
Размышление о Счастьи и Несчастии
1. Мифология как элемент осмысления мира - http://www.proza.ru/2010/04/25/1064
2. Славянские Доля и Недоля - http://www.proza.ru/2010/04/26/702