Театральный роман

Нина Роженко Верба
Осветительный Пистолет работал в театре так давно, что уже почти забыл про свой дебют, забыл, как волновался  и трепетал, когда в первый раз в сказке про Золушку  его  ослепительный луч несмело коснулся ее бального платья, и оно засверкало сотнями разноцветных искорок. Зал восхищенно ахнул, а Пистолет  благодарно засиял еще ярче, еще ослепительней. Сколько спектаклей с тех пор прошло на этой сцене! Не сосчитать. Здесь он и состарился. Среди множества выносных, переносных, подвесных светильников, прожекторов и ламп, работавших в театре, Пистолет занимал скромное место статиста. Ну, что-то вроде артиста, который выходит во втором акте с подносом и громко провозглашает: «Кушать подано!».  Но Пистолет не жалел об этом. А если и жалел, то самую малость и никогда, никому в этом не признавался. Ведь он не просто светил, он служил искусству. За годы служения в театре он твердо усвоил: нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Конечно, как каждый настоящий артист мечтает о роли Гамлета, так и Пистолет мечтал создавать на сцене световые проекции плывущих по бурному морю кораблей, белых облаков в синеве прозрачного неба, падающего снега и струящейся воды. Он был неисправимым романтиком, старый  Осветительный Пистолет. Он любил запах кулис и гул голосов в зрительном зале, он с нетерпением ждал момента, когда сияние хрустальной люстры  медленно гасло, в зале устанавливалась настороженная тишина, изредка нарушаемая  чьим-то покашливанием, вспыхивали огни рампы, освещая тяжелый занавес алого бархата. Оркестранты не сводили глаз с дирижера. Его руки  надломленными крыльями взлетали над освещенным пюпитром, и  словно разрывали тонкую завесу тишины, и на сумрачный зал, на притихших людей, на  скрытую занавесом сцену сначала звонким ручейком, а потом бушующим потоком  из разорванного пространства выливалась, разливалась, заполняла собою все волшебная музыка.

Он не умел петь, старый Осветительный Пистолет, у него не было голоса. Но у него пела душа. Так шли годы. Пистолет служил театру преданно и верно.  Все спектакли он давно выучил наизусть, они даже поднадоели ему, и он, порой, тихонько  дремал под музыку, дожидаясь своего выхода.

И вот тогда, когда он совсем  перестал ждать от жизни  приятных подарков и радостных сюрпризов, в театре появилась Она.  Как всегда во второй картине первого акта «Щелкунчика», когда Маша превращается в прекрасную принцессу, Пистолет устремил свой яркий луч на лицо солистки и обомлел. Никогда до этого, ни разу за всю свою театральную жизнь, ни у одной балерины, танцующей  Машу,  он не видел таких сияющих синих глаз,  такой радостной и в то же время смущенной улыбки.  Что-то непривычно щелкнуло и сверкнуло в металлических внутренностях Пистолета. Никогда такого с ним не было. «Наверное, так бьется влюбленное сердце», - подумал он. Так вот, что такое любовь!  А Маша, легко перебирая стройными ножками, казалось, летела над сценой. До чего же она была хороша, эта девочка, словно солнечный лучик, теплый и радостный.  Пистолет покорно, не отрывая  восхищенного взора от юной дебютантки, устремлялся за ней всюду. Его яркий пронизывающий свет  вдруг утратил свою пронзительность, и словно солнечный зайчик, игривый и беззаботный, то ложился под ноги  Маши, то скользил по ее сияющему лицу, то искрящимся флером окутывал ее тоненькую легкую фигурку. Все, кто присутствовал в тот день на премьере,  отметили удивительный, словно пронизанный  внутренним светом, танец  начинающей балерины. Но никому и в голову не пришло, что это влюбленный Осветительный Пистолет подарил своей возлюбленной  теплый  ясный свет, которым, казалось,  лучилась юная балерина. И каждый понял, что присутствует при рождении новой звезды. И всех зрителей охватило ощущение радости и восторга. Но больше всех в этот день радовался и восторгался старый Осветительный Пистолет.  Как во времена своей молодости, он снова горел на работе, не чувствуя усталости. Иногда он оглядывал зал, любовался одухотворенными лицами  зрителей и вновь устремлял свой влюбленный луч на сцену, где самозабвенно кружилась юная танцовщица. А во время вальса цветов  ему даже  показалось, правда, всего на один миг, что Маша улыбнулась именно  ему. Улыбнулась благодарно и счастливо.  Переполненный чувствами, старый Осветительный Пистолет засиял нестерпимо ярким светом, вспыхнул и ... погас. Лопнуло стекло, тонкий синий дымок, незаметный в сумраке зала, заструился, словно душа отлетела,  тихо и незаметно. Тут включились все прожектора, софиты, засияли огни рампы. И в этом буйстве света никто  не заметил его ослепительной смерти. Ни Маша, ни зрители. Только осветитель Володя  чертыхнулся, и помахал рукой, чтобы остудить обожженные о раскаленный кожух пистолета пальцы.

Когда закончился спектакль, когда Маша, грациозно изогнувшись под тяжестью букетов алых роз, упорхнула за кулисы, а зрители разошлись по домам, осветитель Володя отнес Пистолет, превратившийся в ненужный хлам, в подвал, где бросил его в кучу такого же ненужного хлама, который  можно обнаружить почти за каждой подвальной дверью. Годами  копится и пылится этот могильник бывших вещей, потому что  использовать их уже нельзя, а выбросить - жалко. Так и сгинул  старый Осветительный Пистолет, сгорел от великой любви, которая как выстрел в сердце, сражает наповал. Очень уж неожиданным и нестерпимо  горячим было, охватившее его чувство. Влюбленные  сердца слишком хрупкие и беззащитные, оттого и гибнут.

А юной балерине иногда снится сон: ей видится сцена, и теплый сияющий луч, словно теплый сияющий взгляд,  устремленный  к ней из темноты восхищенного зала. И тогда смутная тоска охватывает девушку во сне, словно волшебная мечта манит ее этот луч золотого света , будто обещает что-то, зовет за собой. И не понять Маше, что это зовет и манит ее большая  любовь, которую она не заметила.