Ключ всех дорог

Игорь Свиньин
Он был странным. Мог часами разглядывать пыльный булыжник у дороги или разводы песчаных речных наносов. Он был моим другом. Лучшим и, наверное, единственным. Остальные мальчишки его не понимали и потому задирали при каждом удобном случае. Олег не был трусом, но в силе и здоровье сверстникам уступал. Чего не скажешь обо мне. Я всегда оказывался рядом, и мы вместе давали отпор.
Участки наших семей сходились задами. Наскоро провернув домашние дела, мы мчались в условное место за оградой. Потом до темноты лазали по окрестным горам, выискивая таинственные кристаллы из зачитанного до дыр популярного пособия по минералогии. Устав, лежали на вершине холма, среди высокой травы, и под шум сосен мечтали о далеких мирах, неведомых странах и разноцветных солнцах.
В комнатке Олега, между стен оклеенных журнальными репродукциями фантастических картин, среди куч камней и сломанных приемников, стащенных со всей округи, витал особый неуловимый аромат дальних стран, пьянящие флюиды романтики. Его крохотная спальня казалась мне рубкой космического корабля, летящего к неведомым планетам.
Еще в младших классах Олег перечитал все книги небогатой сельской библиотеки и выпросил у матери подписку на научно-популярный журнал. И вечерами, на сеновале, пересказывал мне прочитанные статьи.
Ближе к концу школы мы оба всерьез увлеклись физикой и минералогией. Идей и фантазий у нас в головах роилось множество. Но больше всего почему-то занимала одна – Ключ Всех Дорог, сказочный камень, который может перенести тебя, куда пожелаешь. Кажется, Олег почерпнул ее в какой-то детской книге.
Мой друг уже тогда знал больше преподавателей и на уроках часто спорил с учителем физики и математики - сухоньким старичком довоенной закалки. За что неизменно получал отлично.
Поступать в университет мы тоже отправились вместе. И я благополучно прошел конкурс, а он… нет. Потому что на экзамене по привычке поспорил с преподавателем. Конечно, Олег был прав, это знали и мы, и сам экзаменатор, но двери вуза для моего друга закрылись. Чтобы отправить сына в город, мать продала корову, и денег на вторую попытку не было.
Видимо, тогда я и совершил свое первое маленькое предательство. Ведь мы условились учиться вместе. Но Олег сам уговорил меня не забирать документы. И я сдался.
Он вернулся домой, я остался в городе, окончил университет, поступил на работу в НИИ геофизики, женился на однокурснице, перевез к себе родителей. А он…
Олег был однолюбом. Во всех смыслах. Но так и не решился подойти к единственной девушке, которая ему нравилась. Верочке. На выпускном вечере только стоял и смотрел, как она танцует с другими, сжимая в кулаке подарок - граненые серьги из аметиста, который сам нашел и отполировал.
Верочка не засиделась в девках. Вскоре вышла замуж, укатила в город. Потом развелась и отправилась в столицу. Больше я о ней не слышал.
Окончив техникум в райцентре, Олег устроился в родной деревне электриком. Я же трудился в НИИ геофизики и попутно проверял некоторые из наших общих идей. За одну из них получил Государственную премию, а потом началась перестройка.
Пришлось по настоянию супруги сменить хиреющий институт на небольшую, но бурно растущую коммерческую фирму. Дальше был карьерный рост, дача, машина. Отдых на дорогих курортах. Учеба для единственного чада в Европе.
И постоянные упреки: «Котик, ну чего еще тебе не хватает. Вроде солидный мужик. Все, как у людей. У тебя вон, внуку уже два года, а ты все в облаках витаешь».
Сначала мы с Олегом переписывались часто. Потом навалились дела, заботы. Все забывается. Детство превратилось в прекрасную, но нереальную сказку. Разве что иногда, звездными ночами я просыпался, переполненный радостным покоем, еще чувствуя аромат сохнущей на сеновале травы, и долго глядел в окно, вспоминая, что же мне снилось.
Телеграмма пришла месяц назад. Всего два слова: «Приезжай. Олег».
В тот же день, сдав дела заму, под недовольное ворчание жены собрал чемодан и отравился в родную деревню.
Но повидаться не успел. Не успел даже попрощаться.
«А какой человек был хороший, - причитала соседка баба Клава, - и приемник починит, и лампочку сменит, и брал не дорого, сколько дадут, столько и брал. У нас вся деревня его любила. Жаль только, не повезло ему. Всю жизнь прожил бобылем. А ведь любая баба бы за него пошла. Ведь и не пьющий, и работящий. Даром что книжки любил. Все деньги на них извел».
Все, что мне осталось – молча постоять над свежей могилой и выпить рюмку за упокой.
«Сердчишко у него давно пошаливало, – сообщила баба Клава. - В больнице сказали инхаркт. Не берег он себя. Все людям помогал да по горам лазал. А чего лазать то в его годы. Лучше нашел бы себе каку разведенку. Вон, Лидка кака хороша баба. И привечала его, а он все в книжки свои. Так бобылем и помер».
Все свое невеликое имущество Олег завещал мне. Родственников у него не осталось. Баба Клава подала мне ключ от окончательно покосившегося и вросшего в землю пятистенка, спросив с прищуром.
«Ты когда хату то продавать будешь, милок? А то у меня покупатель хорошай есть. Ты смотри, на сторону то не отдавай».
Я обнадеживающе кивнул и толкнул скрипучую калитку.
В доме почти ничего не изменилось. Кажется, даже клетки трещин на штукатурке памятны с детства. Только книг стало еще больше. А репродукции картин закрыли физические карты Земли с нанесенными от руки причудливыми сетками. В углу притулился старый диван, служивший постелью. Спальня превратилась в мастерскую. Появилось несколько столов и полок, заваленных кристаллами, образцами пород и шлифовальными кругами. На комоде громоздилось странное сооружение, напоминающее многорычажные весы, увешанные кристалликами разных цветов, нитями и зеркальцами.
На отдельном столе самодельные приборы со стрелочными индикаторами, микрофоны в штативах и несколько старых камертонов.
Письмо лежало на стопке бумаг в верхнем ящике стола.
«Серега, если ты это читаешь, значит, мы не смогли увидеться. Оставляю все тебе. Просьба одна - доделай Ключ. Помнишь, о чем мы говорили в детстве? Я все рассчитал нужно только закончить шлифовку. Технология в синей тетради. Отъюстируешь по приборам.
Принцип действия простой: Земля- это геокристалл. Карты с разным масштабом на стене. Каждый узел сети - вершина кристалла. Он колеблется с собственной частотой. Я подобрал минерал, который может входить с ним в резонанс. Нужно только создать подобную модель. При точной настройке можно мгновенно перенестись в любой из узлов. Управление простое. Методика тренировки в клетчатой тетради. Удачи. Я думаю, ты найдешь ему применение. Прости, если что не так. Твой друг Олег».
Ключ Всех Дорог лежал в коробке из-под туфель. Дымчатый многогранный шар величиной с крупное яблоко. Я снял крышку, полюбовался камнем и вернул на место. Открыл синюю тетрадь и до утра вчитывался в неровные строчки. По моим прикидкам доводка кристалла могла занять недели две, а может быть, и три. И еще не известно, что из этого получится.
Ночью в поезде мне снились звезды. Я лежал на холме среди высокой травы. Олег лежал рядом и тыкал соломинкой в мигающих небесных светляков.
«Вот у этой звезды пять планет. Две из них могут быть обитаемы. Для второй можно сделать ключ из раухтопаза. Для третьей из берилла. А вот у этой звезды всего три планеты. И интересна только третья. Для нее подойдет оникс...»
Мы говорили долго. Как в детстве. О дальних мирах и прекрасных местах, о путешествиях и скрытых в толще скал кристаллах.
Утро было серым. Серым было небо над городом. Серым был асфальт под ногами, и пропыленные стены домов.
Ключ в замке пришлось проворачивать медленно, чтобы не производить шума. Объясняться прямо на пороге не хотелось. По квартире разносились голоса клонированных телевизионных болванчиков. Значит, жена смотрит свой любимый сериал.
«Котик, это ты? - Раздалось из гостиной. – Ну, сколько можно. Тебе не надоела твоя грязная дыра. Я тут вся извелась. Иди на кухню. Сейчас серия кончится и…»
Я положил на трюмо сотовый телефон, ключи от квартиры. Поднял сумку и тихо вышел. В ближайшем банкомате обналичил крупную сумму. Позвонил на работу и взял месячный отпуск.
«Вернулся, значит, милок? – удивилась баба Клава. - И надолго теперь?»
Я только пожал плечами, забирая ключи.
Следующие три недели выходил из дома только за продуктами.
На двадцать третий день, дважды проверив резонансы, осторожно протер камень  тряпочкой и положил в коробку с ватой.
Ключ завершен! Граненый шар тускло мерцал в свете старой настольной лампы.
Я вышел с коробкой на крыльцо под звезды раннего осеннего вечера. Сел на скрипучую ступеньку. Положил прохладный шар на раскрытые ладони. Закрыл глаза, привел в порядок дыхание. Слушая шелест листвы и звуки засыпающей деревни, вызывал из тайников памяти забытое ощущение покоя и гармонии, единства со всем Миром.
Кристалл отозвался легким покалыванием кожи в вершинах граней. Он мог прямо сейчас перебросить меня в любой уголок Земли.
Вот только идти мне некуда. Детские мечты растерял, пока менял талант на карьеру, пока раз за разом переступал через себя, обеспечивая семье благосостояние. Туристической экзотики насмотрелся, путешествуя по миру в короткие недели отпусков. А иные места…
«А ведь он стоит бешеных денег!»
Одна эта мысль меня покоробила. Нет, я никогда его не продам! Это будет предательством. Среди прежних, маленьких и незаметных, это будет предательством с большой буквы!
Вернувшись в комнату, положил шар на застеленный потертой замшей стол и вдруг понял, что боюсь его. Боюсь взять в руки. Резонанс настроен. Ключ запомнил меня. Вдруг он отзовется на невысказанное желание и забросит… куда? Олег прошел бы с ним все уголки мира. Увидел бы такое, о чем не мечтали великие первопроходцы. А потом…
За окном призывно подмигивали звезды.
Что мне теперь делать. Чего я хочу? Исправить прошлые ошибки? Но даже этот камень не сможет вернуть меня в детство.
Уехать в город и забыть все, как странный сон. Смогу ли?
Или…
На небо набежали легкие облачка, заслонив луну. В комнате стало совсем темно. Пришлось снова зажечь лампу.
Передо мной на старом истертом куске черной замши лежал многогранный искрящийся шар. Сказочный Ключ Всех Дорог.