На краю света

Лариса Иванова-Ленская
            И где я только не была!
            Даже на краю света. И это не выдумка. Действительно, есть край света – это мыс, который так и называется "Край Света". Находится  он на Шикотане – самом южном, самом удивительном острове Курильской гряды.

             На теплоходе "Кулу", мы, студенты, большим студенческим отрядом, во время летних каникул прибыли из Владивостока на остров Шикотан.
             Я не буду рассказывать об этом исторически интересном теплоходе, потому что он требует отдельного рассказа, в этот раз его пассажирами были только студенты, заполнившие весь т/х  "Кулу".

             Большим студенческим отрядом мы прибыли на Мало-Курильский рыбообрабатывающий завод, где обрабатывали и изготовляли бланшированную сайру – этот вкуснейший продукт.
             К сожалению, сейчас нигде в магазинах нет бланшированной сайры в баночках, а продаётся только  натуральная сайра в масле, но самая вкусная сайра – это бланшированная – деликатес!

             Этот рыбозавод и сайра заслуживают отдельного рассказа, а сейчас я немного расскажу о самом Шикотане и о том, как я побывала на мысе Край Света.
             Кроме посёлка, в котором мы жили, на острове была только воинская часть.

             Шикотан небольшой, но уникальный остров.
             Здесь удивительно смешались южная и северная флора и фауна. Вряд ли можно найти другое место, пожалуй, на всей Земле, где бы в диком виде росли северные сосны и ели с бамбуком рядом, можно сказать, в естественных условиях.

             Но надо заметить, что дикая природа таит в себе свои секреты, о которых человек может и не знать, что может быть опасным.
             Старожилы говорили студентам, что здесь растёт ипритка – это трава, но высокая, как кустарник, а листья  её похожи на листья дикого винограда.

             Дальневосточные студенты в первые студенческие годы почти все успели поработать в летние каникулы на полях Приморского края.
             И дикий приморский виноград  они хорошо знали и даже поели его, срывая тёмные и светлые грозди, вкусные и сочные.
 
             Тем не менее, ипритка, как её называли на Шикотане, - трава, которая осталась для нас тайной.
             В лес ходили в сапогах, только в сопровождении знающего человека.
             Причем каждый одевался так, чтобы ни одного участка поверхности тела не было открытым. Одевали даже перчатки, благо, что их выдавали нам на рыбозаводе, а голову покрывали платком, чтобы было видно только лицо, не смотря на то, что светило яркое Солнце и стояла жара.
             Спасало нас то, что в лесу было прохладнее.

             Эту знаменитую на Шикотане траву невозможно обнаружить в разнообразии всех растений, которые здесь растут, и если человек нечаянно задевал её открытой частью тела, то всё тело покрывалось язвами, которые, практически, не вылечивались.
             Такая перспектива, естественно, пугала и все были очень осторожны.

             Посмотреть же эти экзотические места очень хотелось, поэтому в такие путешествия мы отправлялись с большим интересом.
             С одной студенткой с инфака, симпатичной светловолосой девушкой Олей, случилась такая неприятность. Она не только покрылась вся язвами, но и опухла так, что даже заплыли её красивые глаза и видны были только щёлочки.

             Это было ужасно, потому что мы знали, какая она была, и увидели, что с ней стало. Оля стала очень толстая, конечно, плакала и была в отчаянии.
             Спустя некоторое время, уже во Владивостоке, к счастью, её вылечили.

             А ещё на Шикотане есть, как я уже сказала, мыс Край света! Однажды мы побывали там.
             Нас двенадцать девушек-студенток с разных факультетов. Мы хорошо знали друг друга, главное, верили друг другу, поэтому смело путешествовали везде большой и веселой компанией и ничего не боялись.

             Мы выбрали себе пляж. Это была прекрасная, почти со всех сторон окруженная скалами бухта с изумительным берегом из плотного жёлтого песка.
             Если скалы, выступающие к морю с двух сторон, ограждая этот наш небольшой залив, были голыми, то в противоположной от моря стороне, начиная от прибрежного песка на склонах и в маленьких ложбинках, росли и трава с разнообразными полевыми цветами, и кустики с яркими цветками, и даже играющие на солнце листвою деревья.

             Красота неописуемая.
             Место было сказочно уютное для пляжа, правда, далековато от посёлка.
             Когда у нас была ночная смена, а день свободным, мы купались и отдыхали здесь целыми днями.
             Здесь мы были одни, и никто нам не мешал.

             Среди нас была девушка Таня с биофака, такая высокая и крупная, что мы смотрели на неё, как цыплята смотрят на курицу.
             С ней мы ничего не боялись.
             В один прекрасный, как всегда солнечный, день она решила из нашей любимой бухты вдоль берега, а где-то и по воде, обходя выступающие к воде скалы, а кое-где через скалы добраться до мыса Край Света.
            Таня точно знала, где находится этот мыс.

          - Девочки, если отправиться вот за тот выступ скалы, то по берегу можно добраться до мыса Край Света, - сказала Таня, выходя из воды, сверкая бронзовым загаром, указывая на скалу, стоящую слева от нашего пляжа.

           - Как интересно побывать на мысе Край Света! – воскликнула бойкая Наташа, даже не предполагавшая, что мы можем туда отправиться.

           - А это далеко? – задала вопрос  черноглазая Галя.

           - Нет, я бы этого не сказала,- задумчиво произнесла Татьяна, глядя на каменистый край скалы, который омывали воды Тихого океана.

             Начатый Таней диалог привлёк внимание остальных девочек.
           - Очень заманчиво! Но, как же, очевидно, опасен туда путь, даже очень, наверное? -  без лишних эмоций произнесла рассудительная Зоя.

           - Нет, не очень, если идти по берегу, то можно вскоре и вернуться назад, - пояснила Таня, улыбнувшись.
      
           - А как мы туда будем добираться?- с волнением спросила самая маленькая из нас Лена, студентка с химфака, видя, что скала частично в воде.
 
           - Будем идти по берегу, где-то и по воде, обходя скалы, а кое-где и по глубокой воде, тебе Лена, пожалуй, будет до самых плеч, примерно, вот так, - ответила Таня.               
             Она подошла к Елене, и показала на её плече уровень  возможной глубина у скал, если обходить скалы со стороны моря, точнее, со стороны океана, ведь Шикотан -  в открытом океане.

           - Ой, Таня, а если глубина окажется ещё больше, то наша Леночка может исчезнуть под водой! – заволновалась Галя.

           - Если бы мы отправились в этот  путь, то там, где  глубоко и опасно плыть вокруг скал, далеко выступающих в воду, можно пройти участок, перелезая по камням через скалы. Но если идти, то надо идти сейчас пока раннее утро, - успокоила её Таня и заодно пригласила в дорогу.

             Дальнейших рассуждений не требовалось, если пошла Таня, то мы, не думая, забыв обо всём, в одних купальниках с интересом отправились за ней, покинув нашу бухту отдыха.
             Постепенно дистанция  между ней и нами увеличивалась.
             Таня пробиралась уже через скалы, проверяя устойчивость камней, чтобы вместе с ними не оказаться в море, а затем и мы, можно сказать, гуськом, перебирались по проторённому пути, карабкаясь по камням разной конфигурации. Одни камни, больших размеров, уходили, громоздясь, в глубь острова, другие нависали над водой, образуя причудливые карнизы.

             Когда мы, добравшись до них, вскарабкивались вверх, то возникали всё новые и новые грандиозные каменистые препятствия, малые и большие.
             Одержимые желанием преодолеть возникающие трудности, мы продолжали, хоть и не смело, идти вперёд.

             Многие камни были неустойчивыми, поэтому надо было стараться не выпускать из виду впереди идущего, чтобы не оступиться, свернув случайно в сторону. Но, образуя длинную неравномерную цепочку,  мы непроизвольно, отклонялись от основного пути, но кое-как возвращались в нужное направление.

             Стараясь видеть и, по возможности, не терять друг друга, мы карабкались среди этого удивительного нагромождения из почти гладких, круглых и острых, подвижных и тёплых камней, нагретых ярким Солнцем.

           - Девочки, - крикнула нам Таня, - кому трудно идти, возвращайтесь! И ждите нас внизу, на берегу у Большого камня, где мы останавливались и купались.

             И хотя некоторые из нас даже не видели её из-за высоких камней, но услышали все.
             Но никто не захотел повернуть назад и каждый карабкался, продолжая  необычайно заманчивый и трудный путь.

             Наконец, мы добрались до мыса Край Света.
             Он стоял, грандиозно и красиво возвышаясь над морем. Казалось, что своей вершиной, подняв её высоко, он не столько смотрит в небо, сколько всматривается в просторы океана, отрытого океана.

             Скорей всего, казалось, - он высматривает какое-нибудь судно, затерянное в синей безбрежной дали, чтобы там увидели вершину мыса Край Света и поняли - здесь, рядом есть твёрдая опора – земля.

             Его скалы, окружая вершину, грозно стояли, поднимаясь в небо, и манили к себе.
             Они поманили и нас, в азарте, мы решили подняться ещё выше.
             И вот, наша Таня не только далеко, но и высоко, а мы от неё ещё где-то внизу.
             Вдруг, услышав обвал, мы подняли вверх головы и в ужасе увидели Таню.

             Теперь она казалась нам не той огромной девушкой, которую мы знали, когда она была рядом с нами,
             Мы увидели вдалеке в пространстве между скал маленькую голую и хрупкую девичью фигурку, которая сорвалась с какого-то уступа, очевидно, выступающего на некоторое расстояние от вертикали скал, потому что фигурка падала вместе с падающими камнями в свободном от скал пространстве.

              Её хорошо было видно всем.
              Падала она так, как только Таня могла падать. Фигурка её не скользила, а с вытянутыми вверх руками ладонь к ладони, строго в вертикальном положении парила в воздухе, стремительно спускаясь.
              Было страшно, но красиво.

              Когда она успела от нас уйти так далеко и так высоко подняться, мы не заметили, пока с трудом перелазили через огромные камни полуголые в одних купальниках и босиком.
              Кругом скалы, камни, различной величины и формы, круглые и острые, такие, что негде поставить голую ступню.
              Внизу пенится море, а мы такие маленькие на фоне громадных скалистых сооружений природы.

              Только сейчас мы поняли опасность своего положения, даже от своей бухты-лагуны уйдя так далеко.
              Падение её длилось несколько мгновений, а мы замерли в тех позах, в которых оказались в этот момент, повернув головы в сторону Тани, ничего не понимая от страха и этого трагического момента.

              Но Татьяна приземлилась, как парашютистка, тихо - где-то там, внизу.
              Когда мы, не разбирая дороги, кто как мог, спеша, приблизились к ней, то увидели, что она уже стояла на ногах на песчано-травяном участке неподвижно, глядя на свои ноги – один палец её ноги оторван и, держась только на тоненькой полоске кожи,  заброшен на верхнюю поверхность ступни.

              Таня была в шоке. В этот момент она пришла в себя и, резко нагнувшись, быстро перебросила палец на место.

            - Надо  чем-то туго завязать ногу, - наконец, тихо произнесла она.

              Все в полном молчании посмотрели друг на друга и увидели, что ни у кого ничего не было.
              Вся наша одежда – это купальники. К счастью, у Наташи на бедрах оказалось полотенце, о котором она даже забыла, а у Гали в руках шлепанцы, что было очень кстати для Тани.

              Лирическая часть нашего путешествия закончилась прозаически и мы, покинули мыс Край Света, поспешив вернуться в посёлок, чтобы обратиться в санчасть.
                Вскоре Танин пальчик прижился, хотя никто не ожидал, чему мы были очень рады за эту хорошую и смелую девушку.



Рассказ опубликован в книге  "Роза ретров моих".