Казаки на Камчатке

Геннадий Струначёв-Отрок

                То, что Камчатка была открыта, освоена и присоединена к России казаками, и они являлись первыми русскими жителями на этой, самой отдалённой от России земле, образовав здесь первые поселения русских камчадалов, закреплено историческими документами – отчётами руководителей различных экспедиций в Камчатку того времени.
                Освоение и присоединение Камчатки к России велось по трём направлениям: через моря Ледовитого океана, на кочах; посуху -- через Гижигу, Чукотку (Анадырьский острог) и через Ламское (Охотское) море – от Охотска до Усть-Большерецка.
                Первым на рубежи Дальнего Востока, к Ламскому морю, осенью 1639 года вышел отряд томских и красноярских казаков, состоящий из 30 человек во главе с  Иваном Московитиным. Спустившись по реке Улье до её устья, они берегом прошли до реки Охоты и заложили здесь зимовье. Впоследствии, другими отрядами казаков на этом месте был выстроен острог, названный по реке – Охотским: в 1645 году сюда пришёл Василий Поярков со товарищи; в 1645 году – Семён Шелковник и т.д.
                Через Охотский же острог проходили пути в 1727 и в 1739 годах Первой и Второй Камчатских экспедиций Витуса Беринга, коего во всех поездках и походах окружали и сопровождали сибирские казаки.
                20 июня 1648 года служивый атаман Семён Иванович Дежнёв с отрядом о 90 человек на шести кочах вышел из устья реки Калымы и проплыл северным морским путём вокруг «Не обходимого носа» (т.е. мыса, который ещё никто не обходил, ныне мыс Дежнёва), через пролив, названный позже Беринговым, и дошёл до устья реки Анадырь, где основал Анадырьский острог. До места назначения добрался только один коч с 25-ю казаками. Этот острог и стал той стартовой площадкой для всех последующих казачьих экспедиций по освоению «незнамой» землицы Камчатки.
                Однако отчёты, составленные Дежнёвым под названием «Скаски» и отправленные в Москву, осели в бумагах якутской и томской канцелярий. России в то время было не до новых земель и морских путей. Об этом открытии никто не узнал. Но с претензией Петра Первого на выход России ко всем, окружающим её морям, в январе 1725 года на Дальний Восток была направлена экспедиция Витуса Беринга на установление: сходится ли Азия и Америка в тех краях или разделяется проливом.
                Дежнёвские Скаски были впоследствии обнаружены и только 250 лет спустя, в 1898 году, "Не обходимый нос" назвали мысом Дежнёва.
                Поход многочисленного отряда атамана Володимира Отласа (Атласова) на юг Камчатки через Анадырьский острог, в 1696 – 1698 годах, окончательно присоединил Камчатку к России, о чём им самим было доложено царю челобитной грамотой. В знак присоединения новой земли к России, Атласов водрузил на реке Кануч, впадавшей в Камчатку недалеко от нынешнего Козыревска, большой деревянный крест и переименовал речку в Крестовую. Сегодня она называется Белой.
                А в 1716 году казачий пятидесятник Козьма Соколов, на построенной его ватагой лодии «Восток», вышел из Охотска Ламским морем напрямую, к Камчатке, и пристал к берегу у мыса Утхолок, неподалёку от реки Тигиль. Этим было положено начало прямому морскому сообщению между сибирскими территориями России и Камчатской. Морским портом на западном побережье Камчатки стал Усть-Большерецк.
                Официально казачья команда сохранялась в Петропавловске до 1917 года, которой Николай Второй определил перед октябрьским переворотом статус жандармской команды. Но ведь никто не считал прямых потомков тех казаков-первопроходцев, которые остались в труднодоступных от центра селениях и официальных казачьих острогах. А ведь это сотни людей, которые и по сей день хранят казачьи традиции, поют их песни и похваляются перед приезжими старинными рисованными портретами и послеоктябрьскими фотографиями своих дедов и прадедов, облачённых в казачьи чекмени.

                18 мая 1997 г.
                г. Петропавловск-Камчатский