Erinnerungen-xvii

Ерин88 Сначала23
РАЗМАХ ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ

   В назначенное время я, как штык, торчал у ларьков. «Три мушкетера» появились из-за угла Зимнего, со стороны Халтурина.
- А вот это Алекс, - представил меня Алексей своим коллегам, - с которым мы позавчера познакомились.
- Так ты согласен работать? – спросил Игорь, худощавый мужчина под сорок, который, как выяснилось позже, чуть ли не с детства «пахал» в лен.торговле, а у «пепсикольщиков» был как бы бригадиром.
- Согласен. Правда, еще не знаю на что?
- Работа несложная, если любишь двигаться, - подключился Боря, пухлый молодой человек, - а Леха говорит, что ты как раз шустрый.
- Да, - продолжил Игорь, - мы в ларьках, а ты на улице. Около ларьков и около каждой лавочки, в сквере, надо держать пустые ящики и постоянно следить, чтобы бутылки не «уплывали», наполнился ящик, в киоск его…
- Ясно! Сложного и правда нет.
- Точно. Ну как, по рукам?
- По рукам!
   Хорошее пролетает быстро, а лучшее еще быстрее, и этот чудесный день промчался, как «звездолет по маршруту «Земля - Млечный путь»…
- Ну что, хорошо! – подытожил Игорь, когда мы вечером собрались в его киоске. – Молодец, Алекс, хороший «урожай» собрал!
- Ну так что, Алекс, - встрепенулся Алексей, - первый рабочий день полагается обмыть!
- Согласен, только придется у вас денег занять до получки.
- Зачем занимать, - усмехнулся Игорь, - вот держи свою получку!
   Из толстой «лохматой» пачки разношерстных купюр он выудил семь «красненьких» и под улыбки коллег вручил их мне.
   «Ни фига себе! – пронеслось у меня в голове, пока вслух говорились благодарности. – Получка, как на стройке, а работа через день, да еще какая!»
- Ладно, пойду за выпивкой, - поднялся я с ящика, - а что, кстати, брать?
- Ну, возьми хорошего коньячку, - закатил глаза Боря, - хорошей колбаски, сырку, лимончиков и…
- Ладно, - перебил его Игорь, - где он тебе возьмет столько всего хорошего?! Я пойду выручку сдам и заодно сам все куплю.
   Я протянул Игорю деньги, он взял три или четыре десятки.
- Хватит?
- Вполне.
   Игорь удалился, а мы уселись в скверике и я начал расспрашивать коллег:
- А куда Игорь пошел?
- В магазин, от которого мы работаем, пояснил Алексей, - тут недалеко, на углу Халтурина и Садовой.
- А ,может, пойдем в Дом Ученых? – предложил Боря.
- Не знаю, - заколебался Алексей, - Игорь вернется, спросим его.
- А зачем в Дом Ученых? – поинтересовался я.
- Да там ресторан неплохой, - объяснил Алексей, - народ весь знакомый и недалеко. Мы там и обедаем часто.
- А то и в Зимнем дворце обедаем! – прихвастнул Боря.
- А что ж сегодня бутерброды грызли?
- Да сегодня видел, какая запарка была! Очереди какие! Нет, конечно у нас с 13.00 до 14.00 перерыв, но уйти обедать, значит денежку потерять, - промурлыкал Боря.
   Вскоре вернулся Игорь. Мы никуда не пошли, а посидели своим коллективом. Хорошо посидели! И то счастье, что другой день был выходным…

ДВА ЗАЙЦА

    Наша следующая смена прошла не менее ярко. Солнце сияло. Музыка играла. К нам снова стояли огромные очереди самых разных людей; со всех концов страны и даже дальше.
   Лето выдалось жарким и сухим, а «Пепси-кола» слыла напитком для советских туристов экзотическим, так что каждый раз Игорь заказывал все больше ящиков, и все расходилось влет.
   Окончив торговлю  уже довольно поздним вечером, мы собрались в ларьке Игоря. Он подсчитал выручку, довольно хихикнул и на этот раз, «отторгнув 8 красненьких», вручил их мне.
- Не понял?! – держа деньги как бы в воздухе, «завис» я с вопросом. – Второй день работаю и что, снова зарплата?!
   Тут мужики радостно заржали, а насмеявшись, объяснили, что это их (плюс-минус), а теперь и моя , каждодневная «зарплата». Тут уж радовался я. Ничего себе! Из хронического безденежья, в такие, понимаешь, нувориши!
   Оказалось, все эти наши доходы приносила скромная, пустая «пепсикольная» бутылка! Полная стоила 45 копеек, пустая 10 копеек. Формально ее можно было сдать и получить эти 10 копеек, но таких чудаков выпадало мало – один на сотню, а то и меньше. Все-таки основные покупатели были туристы, а все туристы – немного кутилы; ну кто из них станет стоять очередь из-за какой-то мелочи! Так что по большому счету, это выходили «честные деньги», что-то вроде чаевых в ресторане.
   Постепенно, проверив  на мелочах, мне стали доверять торговать, подменяя кого-нибудь и т.п. И на копейку я не обманул людей, которые мне так помогли, но это было нетрудно при моей «установке», что дружба и любовь дороже любых денег.
   Подметив мою легкую рассеянность, Игорь волновался больше, чем о деньгах, об открывашках. У них были какие-то специальные открывашки и они их берегли, как зеницы ок (или ов? А может очей?)
   А после случая с американскими школьниками он умолял меня не брать доллары: «Ты что, Алекс! Это же 88-я статья! Это не подарок! Не связывайся ты с этими баками! Что тебе наших мало денег?!»
   А случай был такой. Кого-то я подменял и в это время, видимо, из Эрмитажа, вывалила галдящая толпа ам. школьников. Около киосков они разделились: часть стала в «мою очередь», а часть в другую. За время работы я освоил один фокус: подбрасывал бутылку так, чтобы она перевернулась в воздухе, ловил, позволял слегка хлопнуться донышком о прилавок и в этот момент открывал. Если все получалось, то раздавался хлопок, как у шампанского, хотя чуть тише и на горлышке появлялась «шапочка» пены…
   Подходит первый янки-бой, спрашивает:
- How much? (Сколько?)
- One dollar.
   Он протягивает мятую зеленую бумажку. Я достаю бутылку из ящика и проделываю свой трюк…
- Вау! – восклицает янки-бой, а остальные орут своим товарищам в другую очередь что-то типа:
- Эй, парни! Сюда! Здесь крутой продавец «Пепси»!
   Те перебегают к моему ларьку и на прилавок сыпется «зеленый дождик»…
   Вот только когда Игорь увидел кучу баксов, он возопил: «Боже, Алекс! Больше никогда! Раз повезло, два повезет, а на третий «спецы» прихватят и все! 88-я!»
   Он пугал, а мне было интересно, впервые в жизни я увидел доллары. Игорь же пошумел-пошумел и в конце концов предложил:
- Ладно, раз уж такое дело, то, если хочешь, я позвоню знакомому, он в следующую смену подъедет и купит их у тебя.
- Конечно, - обрадовался я, - позвони!
- Только ты их с собой хоть пока не носи! Спрячь куда-нибудь.
- Ладно.
- А человек мой надежный. Это лучше, чем продавать неизвестно кому. И платит он по максимуму. Что ему! «Стоит за лимон»!
- Что значит «стоит за лимон»?
- Ну по деньгам. Денег у него уже больше миллиона.
   Я только присвистнул от удивления и ничуть не усомнился, давно заметил, Игорь всегда говорит правду.
   В следующую смену подъехал парень. Лет на пять-шесть по виду старше меня. Обаятельный, вежливый, скромно одетый. Купил у меня доллары, не торгуясь, оставил свой телефон со словами:
- Звони, Алекс, в любое время. Беру любую сумму.
   Увещевания Игоря остались втуне, мне понравился такой вид заработка; всего лишь спрашиваешь у иностранцев: «Would you like change money?»  И если они согласны, за пару минут обеспечиваешь себя на пару недель.
   Правда, щадя нервы старшого, не злоупотреблял «чейнджем» и старался делать это не на виду, даже встречи с тем крупным валютчиком назначал в других местах.
   Как-то раз заявились два крутых парня; все такие напоказ; все у них «фирма» и т.п. Это были знакомые Лехи, но пришли они ко мне и с порога заявили:
- Алекс, мы слышали, у тебя баксы бывают?
- Да пару раз-то и были всего, - скромничаю, поглядывая на Игоря.
- Короче, Алекс, если че, по бабкам не обидим! Будут баксы, звони…
- Ну, эти, наверное, еще круче? – спрашиваю Игоря после их ухода. – У них уж, видно, не один «лимон»?
- Ты что! – взрывается Игорь. – Эти?! Да это шантрапа! У них-то и ломтика «лимона» не наскребется! Нашел крутых!

СИСТЕМА

   Постепенно вокруг меня на Дворцовой стала складываться некая «планетарная система» или «мини-вселенная».
   «Планеты» - это те, кто бывает каждую смену и с кем отношения продолжились и после этого лета.
«Кометы» - те, кто заскакивал периодически, типа:  «Шел мимо, дай, думаю, заскочу к Алексу».
   Был и свой «Млечный путь»: штайка  мелких; полупризорников (дети из окрестных коммуналок; родителям-алкоголикам было на них наплевать, но жилье и хоть какой-никакой «кусок хлеба» у них имелись, так что беспризорниками их назвать нельзя), возглавляемая Мишкой. Он выделялся из компании как ростом, так и характером, большую часть времени Мишка оставался серьезным. Он напоминал волчонка в «переходном периоде», когда еще есть «обаяние щенка», но уже проглядывает «нрав зверя».
   Штайка эта промышляла «мелким чейнджем» - обменом значков и прочей «сов. экзотики» на фирменные мелочи, но особенно жвачку. (Если мчится парнишка с белым пузырем изо рта, значит, это кто-нибудь из штайки.) Обычно они начинали просить за так, а уж если ничего не давали, тогда предлагали чейндж.
   «Добычу» первым делом тащили мне; порой меняли на «Пепси», иногда продавали, а бывало и дарили…
   Мужики, хоть и смеялись, мол, «всю шпану окрестную собрал», но не гнушались фирменной ручкой или зажигалкой и т.п. от этой шпаны…
   Так что эти три месяца лета и хвостик осени принесли мне «двух зайцев», хотя я за ними и не гнался, они как-то сами пришли… То есть «один заяц – сто рублей» и «другой заяц – сто друзей», ну а подругах разговор особый…

                Продолжение следует...