Фуга 38 - Волшебная информатика

Олег Луганцев
- Можно ли школьный компьютер научить думать? – спросила смуглая девочка, выйдя к учительскому столу. – Загадайте число от 1 до 9, и наш компьютер, задавая вам посторонние вопросы, сможет отгадать и это число!

Я провожу открытый урок в десятом классе. Вдоль стены на стульях - учителя информатики из разных школ, а так же хмурит брови дама из роно – мадам Игнатова собственной персоной. У неё на меня зуб - когда я ходил по инстанциям в поисках денег на новый компьютерный класс УКНЦ («учебный компьютер научного центра»), она очень настойчиво предлагала посредническую фирму, принадлежащую её тестю. Там техника стоила два с половиной лимона… и никто бы нам таких денег не выделил…

Однако по телефону я выцепил Солнечногорск, и там в отделе сбыта мы заказали компьютерный класс за смешную сумму… сто сорок шесть тысяч… такие деньги нашлись… просил у знакомых «пазик», сам ездил, с водителем грузил ящики и сам устанавливал… не ахти, но двенадцать рабочих мест и учительское, можно изучать язык программирования Бейсик и даже запускать простейшие игрушки… Игнатова мне не простила несговорчивость, и вот притащила на простой открытый урок все мало-мальски шарящие в информатике кадры, чтобы учинить разгром… ну сиди… хмурься!

- Четыре! – почти выкрикнул с заднего места Буланкин, протеже Игнатовой, учитель информатики в другой школе… и она ему поощрительно кивнула… этот влезет в нужное место без мыла… вовремя улыбнётся… вовремя поддакнет.

- Компьютер, компьютер, мы загадываем число «четыре», - черноглазая артистка говорила с экраном компьютера, как с маленьким ребёнком, погрозив ему пальчиком. – А теперь компьютер задаст вам два контрольных вопроса. Выберите день недели!

- Вторник! – продолжал снисходительно усмехаться Буланкин.
- Так, вводим в компьютер «вторник»…
- Погоди, погоди, я хочу это видеть! – Генка вышел поближе к компьютеру, чтобы видеть все манипуляции. Фатима набрала «вторник» и нажала «ввод».
- Компьютер спрашивает – какой у вас любимый цвет!
- Синий, - мой главный оппонент и критик, не отрываясь, глядит на экран и следит за всем, что делает наша черноглазая красавица.
- Хорошо, пусть будет синий! Ввожу! – и Фатима набила на экране «синий». – Нажимаем ввод! Теперь компьютер думает… какое же вы число загадали в начале… Вот! Четыре!!!

Она торжествующе поворачивает к зрителям экран монитора, где выплывает мерцающая большая прорисованная цифра «4».
- Молодец, компьютер! Ещё немного, и у тебя появится настоящий Искусственный Интеллект!

Дети понимающе переглядываются, расплылись от удовольствия… Зато учителям информатики не до улыбок… Они вдруг осознают, что видели чудо – у этого компьютера нет ни микрофонов, ни каких-то тайных кнопок или проводов… всё предельно открыто. Но то, что эта допотопная техника угадывает числа… где-то на уровне фантастики… ощущение нереальности происходящего… Слышу, как мои коллеги шепчутся «это невозможно»… «трюк»… «надо повторить». У Генки Буланкина глупое выражение лица – всё происходило на его глазах, но … не врубается!

- Так, давайте повторим! – дрожащими руками тянется к клавиатуре мой коллега. - Я загадаю число «пять»!

Ведущая нашла меня глазами, я подмигнул…
- Хорошо, давайте повторим! - согласилась она. - Загадано число «пять». Компьютер, ты слышишь?

- Ой, только не надо, он не может слышать! – не на шутку разошёлся Буланкин. – И вообще давай я сам введу все ответы! Мало ли!

Я незаметно кивнул, и она отодвинулась, предоставив нашему оппоненту свободу действий.

- Пожалуйста, отвечайте! Итак, компьютер вывел первый вопрос – назовите вид спорта!

- Так, так… сейчас я вам нарушу всё это дело, - возбуждённо говорит Буланкин, оглядываясь на меня, - ввожу… «спортивное ориентирование»… Думаю, такого в вашей программе нет!

- Введите название месяца! – читает по экрану моя ученица.
- Так-так… выбор небольшой… берём… «апрель»! – Генка вносит излишний азарт в происходящее, на лице Игнатовой нарисовано желание как можно быстрее расчихвостить… за проведение урока… за свободное поведение детей, которые встали и подошли к столу учителя, чтобы увидеть результаты… да мало ли за что… И только завуч школы, Галина Николаевна Вознесенская, одобрительно кивает.

- Компьютер думает! Итак… мы ждём… какое число мы загадали? – моя артистка делает загадочное лицо… - Пять!!! Угадал!
- Ура! – не выдержали другие ученики, особенно те, кто не знает, как это делается.

- Нет! Так не бывает! – Генка бесцеремонно заглядывает под стол, нет ли там тайной кнопки… уж кто-кто, а он знает, насколько нереально происходящее… как если бы старые счёты на костяшках вдруг стали танцевать… а потом поднялись на борт космического корабля и полетели на Марс… - Но как???

Автор этого маленького чуда прыснула со смеху… хорошая у меня ученица, зовут её Фатима, фамилия – Хабарцева… приехала откуда-то с Кавказа, семья беженцев… по другим предметам особо не блещет… а тут… когда вдруг поняла, как составляются простейшие программы… откуда что взялось! Придумала программу и сама её написала… и теперь получает маленький, возможно, первый триумф в своей жизни… Её глаза сияют… и она постоянно неотрывно смотрит на меня… пожалуй, слишком пристально… ну да ладно… меня так просто не смутишь!

- Но объясните, как же всё это работает?! – вскричал взбаламученный Генка, вытирая пот со лба. – Неужели он на самом деле каким-то образом перехватывает наши слова и мысли? Фантастика!!!

- Да… докладчица… объясни нам… как твоя машинка сумела угадать числа? – вмешалась начальница из роно, перехватывая взгляды девчонки на меня. – Может это ваш преподаватель тут что-то химичит? - и себе под нос, чтобы слышали только учителя «тот ещё волшебник».

- Он не химичит! – гневно вспыхнула Фатима. – А программу я вам сейчас расскажу и покажу!

И моя звезда открыла всю доску, где на откидывающихся частях полностью записана программа – и циклы, и генератор случайных чисел, и графики… до ассемблера мы с нею ещё не добрались, но моим коллегам и этого чуда хватило… чтобы немного офигеть.

Водя указкой по строкам и операндам, Фатима объясняла собравшимся, каким образом примитивная машина вдруг стала «мыслить», где тут скрыта хитрость…

- Вот тут я ввела функцию ожидания нажатия на клавишу… я разбила числа от 1 до 9 на три сегмента… и при ответах на вопросы скрывала то, что я вводила тайный символ – пробел, либо до ответа, либо после, либо не вводила – так происходило во время задумывания числа «пять»… Графическое исполнение цифр программировала Света Рябцева, генератор случайных вопросов - Витя Распопов…

Дети по очереди объясняли устройство созданной ими программы, и мне не пришлось вообще ни поддакивать, ни что-то разжёвывать… за весь урок я не проронил ни слова.

- Какие же вы молодцы! – искренне похвалила учительница из соседней средней школы после урока. – Неслыханно… искусственный интеллект! А можно, я спишу ваше творение… уж больно хочется своим деткам показать! Это ведь волшебство!
- Можно! Мы конечно ещё не волшебники… а только учимся! – бойко ответила героиня дня.

***
- И это называется открытый урок? – выдавила из себя на выходе недовольная Игнатова нашему завучу. – Всё говорили дети, всё сочинили они… где работа учителя? Что нам оценивать… эту нерусскую?

- В том и состоит работа учителя, чтобы как можно меньше вмешиваться, ведь сам познавательный процесс налицо, - пытался защищать меня завуч… и Игнатова удалилась, не удостоив ни единым добрым словом… ну и ладно… не очень-то и хотелось! Главное, мои дети меня не подвели… А коллеги поздравили, сказали, что такого они ещё не видели, как ребята сами сочиняют программы и их защищают.

- Молодец, Фатима! Ну ты устроила! – поблагодарил я свою мыслительницу и остальных учеников… все разошлись, возбуждённые, радостные, и только Генка Буланкин, с которым мы когда-то учились вместе, завис в кабинете… и завуч, Галина Николаевна, вернулась в класс.

- Так, ты что же им, функции ожидания нажатия даёшь, спрайтовую графику… по-моему этого нет в учебной программе! – с обидой в голосе протянул Генка.

- А что это так тебя задевает? – удивился я. – Мне самому это было интересно, и мы поработали ещё и на факультативе…

- Не слишком ли ты эксплуатируешь личные отношения? Эта Гульчитай весь урок смотрела на тебя влюблёнными глазами! – съехидничал однокашник… но по лицу видно – завидует чёрт! – После таких взглядов честный гусар уже должен жениться!

- Ну положим, если посчитать взгляды, то преподаватель тут жениться должен на всём классе, - вступилась Галина Николаевна. – Они все влюблены в учителя!

- Вот и завидно! – почесал в затылке Генка. – Чтобы создать такую программу, нужен почти институтский запас… так что… твоя кавказская пленница… это что-то!

- Да… ты её ещё увидишь! – пообещал я. – У нас в декабре олимпиада… готовимся!

- Ну ты монстр! – почему-то потух мой коллега. – Ну ладно… поверь, не стоит слишком сильно в себя влюблять учениц старших классов… проблем не оберёшься, волшебник!

- Геннадий Вадимович, почему вы вместо оценки урока по существу всё сводите к личностям? – Галина Николаевна только что отбилась от Игнатовой, и внутри испытывала раздражение от каждой реплики не по делу, а подхалимов типа Буланкина она на дух не переваривает.

- Да я ничё, я так! – сказал Генка и распрощался без особой радости. Ну не получилось у него сегодня задавить моих девчонок и мальчишек…
- Молодцы наши ребятишки! А Хабарцева какова! Всем утёрла нос! – подытожила итоги завуч школы. – И конечно, артистка! Глаза блестят, огонь девка! И вправду влюблена в учителя!
- Я тоже очень люблю своих детишек! – я дипломатично ушёл от темы, и на этом закончили обсуждение.

* * *

- А можно я компьютерную игру сочиню? - пристала ко мне Фатима после уроков. – Света уже создала макет замка, а Витя обещал помочь придумать много случайных событий с моими героями.

- Так, Фатима, нам сейчас не до игры! - стараюсь быть строгим, хотя получается слабо, всё время сбиваюсь на улыбку. - Ты олимпиады решила? Я тут ещё журналы нашёл, поработай!

- Мне бывает сложно, там ведь не только информатика, нужна и математика… у нас во время войны уроков не было… я с этими итерациями не справлюсь! – оправдывалась моя любимица, а сама глазами просто выжигает моё сердце. Ну как её не любить?


* * *
К олимпиаде Фатима подтянула и математические методы, разобралась в итерациях, прорешала задачи районных и областных олимпиад… но первое место обломилось.

- Ну что, волшебник? И мы на что-то сгодимся? – злорадствовал Буланкин. – Без всяких спрайтов и функций победила моя Краснова Маша… и на область поедет.

- Правильно, Геннадий Вадимович… неужто всякая нерусь рулить будет! – вякнула проходящая мимо мадам Игнатова. Моё сердце сжалось от нехорошего предчувствия. Эта… эта… она всё подделала, я уверен!

- Да как вы смеете! - вскипел я. - Дайте мне посмотреть работы!
- Да гляди, нам не жалко! – ответил Генка. – Твоя чёрненькая всё равно не решила!

Я посмотрел работу Красновой и сличил её с ответом, пришедшим в конверте из области… те же строчки… те же переменные… а вот здесь… точка с запятой… у нас в школах никто так не пишет… в учебнике тут стоят другие обозначения… но текст, написанный Генкиной ученицей… точно такой же… как в листочке из конверта… А Фатима… решила другим способом… но её ответ был другим, с математикой немного напутала!

Только по листочкам, исписанным моей девочкой, видно, как она трудилась над этой задачей, как мучилась… а у Красновой… голый листок с ответами… всё ясно… предельно ясно.

- Это махинация! Как же вы так можете?
- Махинацией занимаешься ты на открытых уроках! – жёстко отрезал Генка, спиной чувствовавший поддержку роно. – А у нас информатика. И попридержи язык, волшебник!

Едва сдержался, чтобы не дать ему в морду… подумал, ну кому от драки учителей будет лучше? Моему ребёнку, которого обманули?

Игнатова наблюдала наш конфликт с радостью отмщения… Всё ясно… тут сговор… найти правду не удастся… раз так внаглую сообщают кому-то решения… и даже не удосужились поменять обозначения… ну и хрен с ними!

Мало того, что мы с Игнатовой в контрах из-за истории с компьютерным классом, так теперь ещё и махровый шовинизм против моей ученицы… да… она с Кавказа… смуглянка, глаза вишенки… но она умница… и … конечно задели вместе со мной и моего ребёнка. Но что-то доказывать тут некому… переживём!

***
Фатима, когда узнала, что не она победила на олимпиаде, заболела. В школу пришла её мама, женщина с очень грустными глазами, в которых застыла боль.

- Вы уж поменьше её нагружайте! – просила она меня. – После того, как мой муж погиб на войне… девочка очень долго тосковала… мы и сюда сбежали от этого ужаса… а тут… люди разные… одни с душой, а другие с камнем… Фатима всё свободное время… читает… книжки… журналы… на улицу не ходит совсем. А здоровье-то слабое!
- А что с ней?
- Врачи говорят, давление… поднимается, если очень переживает… вот и плохо ей, положили в больницу.

- Я навещу её, в какой она палате?
- Да навестите… она… только о вас и говорит… влюбилась… в учителя… в предмет… слишком увлекается… вы уж… поменьше ей задавайте домашних заданий… а то ночами не спит, все тетрадки программами исписала!
- Хорошо… не будет больше домашних заданий! – пообещал я.
- Спасибо вам! – с чувством сказала эта испытавшая много горя женщина.
- Да за что спасибо… видите, ребёнок заболел через нашу науку…
- Нет, ребёнок не за науку заболел, - ответила она, - от злых слов и дел человеческих… а через вас она наоборот… расцвела, как роза весной. Спасибо вам… она вас называет дома… «мой волшебник».

***

Я открыл дверь в палату – четыре койки, и слева у окна… зайчик черноглазенький лежит себе… глазки грустные… лицо бледнее обычного… меня заметила… встрепенулась, пташка, хотела приподняться…
- Лежи лежи! Ну здравствуй! Я тут тебе апельсинов принёс!
- Здравствуйте! У меня есть апельсины… и бананы… и яблоки… ребята из класса приходили, - ответила моя малышка слабым голосом. Я присел на табуретку, мимоходом подумал, что дети добрее взрослых, и хорошо, что у нашей кавказской пленницы в классе уже появились друзья.

- Ну ты что же заболела-то? Как нехорошо! Мама говорила - ты гуляла мало, совсем воздухом не дышишь!
- Мне так обидно стало… я ведь задачу решила… только с ответом не сошлось… всего одно математическое действие пропустила… простите меня!
- Бывает! - пытаюсь успокоить ребёнка. - Что ж ты так переживаешь? Это всего лишь олимпиада, подумаешь, первое место! Главное – это знания, а не результаты на соревнованиях!
- Да я знаю… но мне всё равно обидно… я вас подвела! - неподдельно вздыхает моя переживальщица. - И этот дядька… который был на открытом уроке… он же при мне подсунул ответы той… что победила… это же нечестно!

- Я знаю… можно конечно написать жалобы, только разбираться никто не будет, - признался я, - но главное тебе не думать об этом, а быстрее поправляться. И вот что мы с тобой договоримся… скоренько поправляешься и дома чаще будешь отдыхать… гулять… больше никаких домашних заданий… хорошо? А это что у тебя тут? – спросил я, завидев на тумбочке под тарелкой с фруктами листочек… - Программа? Ты что, и тут этим занимаешься?

- Да… мне ночью было скучно, - оправдывалась больная, - уснуть не могла… и я стала писать игру…
- Ну что ж такое, ты же должна больше тут отдыхать, выздоравливать, мама дома ждёт!
- Да ничего, мне интересно, - улыбнулась Фатима. - Мне нравится информатика… и ваши уроки… и…

- Так, так! – опередил я ненужные признания. - Милая моя! Ты самый умный мой зайчик! Но не забивай себе голову, ладно? – мы смотрели друг на друга… и, по-моему, она что-то поняла… сначала потупила взор… а потом снова посмотрела чистыми глазами ласкового ребёнка.
- Хорошо… только вы разрешите мне сочинить игру, ладно?
- Ладно! Больше не будем никаких дурацких олимпиад прорешивать, начнём с тобой делать игру! Только для души! Чтобы всем классом играть!

- Ух ты! Так здорово! – она просияла, оживая прямо на глазах. – А знаете, как мы назовём эту игру?
- Как? – спросил я, и моё сердце вдруг заволновалось… в предчувствии чего-то очень хорошего… доброго… того, ради чего и стоит жить на белом свете.
- Волшебник Изумрудного Города, - ответила моя черноглазка… и я сглотнул подступивший к горлу комочек… а Фатима мечтательно улыбалась… как будто только сейчас… её детская душа стала отогреваться… для сказки.

-------------------------------------------
иллюстрация - http://miss.kavkazweb.net/images/08_2005/girl603_photo1.jpg