Неоконченные письма 07

Иван Зацоренко Воронин
     Женщин миллионы, намного больше, чем мужчин, и вот в чем странная закономерность. Судьба выхватывает единственную и далеко не всегда самую лучшую, фактически случайно подвернувшуюся, и с размаху запихивает в историю человечества, как некий символ наступающей эпохи. Почему-то в большинстве своем эти женщины оказываются или редкостными тварями, либо беспросветно глупыми...
      У меня странное отношение к живописи.. В детстве пытался узнать а кто это, там, на картине нарисован. Узнавал, читал, спрашивал.. Или пафосное вранье или мутная история.. В какой- то момент остановился... Наелся до изжоги.... Мастерство художника.... Всякие там Антониусы-Ван-Дейки, Эстабаны Мурильо, Рубенс. Саврасов.. Потрясающие мастера.. А вот слышу, Шишкин и на подсознании звоночек люблю! Рисовал человек себе елки-палки и рисовал, хотя харизмы в нем поярче было, чем в некоторых других художниках. Просто рисовал он елки..... Лучше меньше знать о тех, кто изображен на великих полотнах.... Тогда не теряется очарование образом. В большинстве случаев..
        Рассматриваем пристально прекрасную мазню художников.. видим образы женщин навечно сохраненные мастерством художников.. И рассматриваем этих женщин уже через призмы легенд, которые соткали вокруг них время и люди. А ведь по сути своей что получается!?. Жили эти женщины спокойно в своем времени, не хуже и не лучше, как все, грешили, пили, ели, курили наркоту, и времечко-то было весьма пакостное, не хуже и не лучше чем сейчас, просто на другом уровне, а помидоры те же и профиль-до боли знакомый. А судьба взяла да и подкинула шанс, дала оказаться в нужном месте в правильное время.
        Любовница Ван Гога позировавшая Каро, ее звали Агостина Сегатори даже и подумать не могла, что ее образ переживет века.. "Женщина с тамбуринами", "Итальянка Агостина"....
Мане..... И его картина, которая просто взяла да и уничтожила эпоху идеалистического искусства "Олимпия"... Роковая картина... Впервые Мане разграничивает полотно по вертикали. Так делал Тициан. Смещает тьму, концентрируя ее в правой части полотна и туда же еще, до кучи, как демона ночи фигуру чернокожей служанки. Прямо "черное на черном".... И на этом фоне мертвенно светлые тона. И все это только для того, чтобы композиция наполнилась жизнью, чтобы там появился некий интуитивно осознаваемый рельеф и состояние ужаса. И как раз проявляется тот самый полумрак, который не дает  рассеиваться вниманию, держит картину в неком мистическом равновесии. На мой взгляд, ошеломляющая картина. Но это только мое мнение. И очередная злая шутка высших сил, а может предначертание?.. Хотя на некрасивую легенду это мало похоже. Вообще, странные вещи с этой живописью.....
     Натурщицей, с которой Мане писал "Олимпию", оказывается, была обыкновенная проститутка из парижского предместья, Викторина Меран. Действительно, непостижимо сплелись в один напряженный комок выброшенный мазками кисти на натянутый холст,  неуловимый всплеск настроения, пятна эмоций и переживаний, рваные рифмы ненаписанных стихов, запах немытых тел и секса, ложь о самих себе, закат целой эпохи в живописи, искаженные ханжеской призмой морали представления о смерти, и трусливые фантазии о бессмертии души. Кажется, у Чехова было, о форме искусства, некая аксиомка, которая говорит о том, что новая форма искусства призывает из вечности и воплощает новые формы жизни, которые казалась изначально кощунственными извращенными, нереальными. Ну, Антон Палыч, как всегда, не особо задумываясь над сказанным, вещал по любому поводу.
Разве мы видим себя со стороны, словно смотрим чужими глазами!? Хоть как-то вообще способны ли мы видеть самих себя? Трезво оценить себя? Вряд ли. Наши героические мифы о самих себе любимых, наше подсознание, в котором понамешано непонятно чего и с чем, смутное представление о истинном порядке фактов и событий в реальном мире перемешаны с тотальной пошлостью и оболваниванием, с помощью которых общество делает из людей консерваторов. Чтобы слабые умишки не соскочили в безумие. Короче – полная каша. Впрочем, отвлекся, я ж говорю - каша.
       Но, все-таки, почему именно Викторина Меран, обыкновенная проститутка? Почему она "Олимпия"!? Может в этом есть мистика или предначертание? Можно рассмотреть ход событий и с такой позиции. Даже занятно. Тем более что... Впрочем, давайте по порядку.
Эдуарда Мане умер в 1873 году. К этому году уже несколько лет нет никакой информации о Викторине Меран. Меран появляется в истории крайне эпизодично, пытаясь осуществить свои замыслы. Короткими эпизодами она возникала в истории, и ей, в ничтожной степени, удалось осуществить свои собственные, почти бредовые художественные идеи. В 1876 году она выставила в парижском Салоне портрет, А в 1879 году картину - "Нюрнбергская бюргерша XVI века". И странно то, что картины были написаны словно рукой Мане, его техникой, а не проституткой, не имевшей никакого представления о живописи. Тогда все и началось. Словно кисть Мане прокляла женщину...
      Её дальнейшая судьба- это судьба "Олимпии" а не Викторины Меран. Факты и события выстраиваются в цепочки, предопределяя путь и формируя судьбу. Факты существуют независимо и создают из последовательностей событий пророчества, это происходит само по себе, а не от нашего к ним отношения. Но я думаю, что жизнь Викторины Меран потеряла свой смысл и оборвалась много раньше. Тогда, когда она впервые разделась, чтобы позировать Мане.
     Наверно именно этот миг, когда рука художника набросала на холст контуры тела богемной проститутки и был началом новой эпохи в живописи, стартом очередного витка человеческого разложения с позиции классического мещанства. И С этого факта началась цепь событий повлекших прозрения среди зашоренных в коллективные мысли людей, в управляемом безумии которое окружает нас. Так гибнет целое направление в искусстве, а не забытая всеми проститутка. Про проститутку мало кто вообще помнил.
Так вот, прошло время.. Вдова Мане по-прежнему регулярно получала отчаянные письма, в которых Викторина выпрашивала у нее денег и протекции к художникам. А образ с картины постепенно брал свое. Викторина Меран помимо своей воли наследовала проклятый образ с чёрной бархатной лентой, удавкой обвившей шею. А Мане, тогда, всего лишь прикрыл этой лентой засос на шее Меран. Никто толком не знает, что было, да и не интересовало тогда это никого, но скорее всего, ответов на свои письма адресованные мадам Мане Викторина так и не получила. Падение Викторины было стремительно, и остановить это не могло уже ничто.. Ведь это уже была не Викторина, а целый мир, рушившийся в никуда. Последняя попытка Меран выставить свои работы в Салоне относится к 1885 году. Но закончилась эта попытка ничем. Меран это не Мане... Она  становилась "Олимпией" . Меран не было, уже давно.
     К тому времени девушкой она была уже изрядно потасканной да и малопривлекательной, как следствие падения спроса на тело оказалась в дешевом борделе на окраине Парижа. Там она, после секса с клиентами, навязывала им свои акварели, которые стоили такие же гроши, как и она сама. Думаю, что если бы до нас дошли хоть несколько ее работ, они стоили бысейчас огромных денег и представляли собой историческую ценность. Представьте, "Олимпия" пишущая рукой Мане. А тогда она потихоньку спивалась, она постарела настолько, что ее не хотел покупать уже никто. К ней прилипло прозвище "Le glj" (ля глю)-смола. Она бродила по Парижу с ручной обезьянкой на руках, играла на гитаре перед кафе на площади Пигаль, ее часто видели на берегу Сены.
    И все-таки, почему Судьба из миллионов женщин выбрала в качестве символа наступающей эпохи Викторину Меран?
    Мир начал мельчать с Парижа, именно оттуда пошло душевное и нравственное опустошение.. Мане был неудовлетворен собой, ему безумно хотелось славы, он был очень тщеславен. Контур черным углем на холсте- тело случайной купленной женщины. И наверно именно тогда он сказал - "Надлежит писать не то, что видишь, а то, что следует видеть". Но очевидно, что как бы ни отличался воображаемый мир от реального, он должен иметь нечто - некоторую форму - общее с действительным миром. Поэтому Мане и живет настоящей жизнью, парижскими улицами, дождем, светом фонарей в тумане, Монмартром, настоящим, а не выдуманным миром. Его музы и боги, которым он приносит себя в дар, они среди людей, в подворотнях, борделях, кофейнях на фабриках и в трущобах. Его ангелы носят корсеты, но не носят панталоны, не бреют лобки, спят с теми, кто способен заплатить за их тело, но эти ангелы не продают душу, они просто и методично разваливают все установленные обществом идеалы. Это настоящая, жизнь, это её правда, доведенная до гротеска. Все это воплотилось для него в одном человеке Викторине Меран - обыкновенной парижской проститутке. Цена проститутки: вот истинная цена этой жизни, всего этого придуманного напыщенного мира, да и наверно всей обозримой вселенной, ни больше ни меньше. Пришла эпоха торгашей и рвачей. И все имеет ту цену, которую за это платят.
    О Викторине в последний раз встречается упоминание в дневниках Тулуз-Лё-Трека. Он, в 1893 году приходил иногда в ее убогий домик под Парижем и приносил ей всякие сладости. Это последнее упоминание о ней. Больше о ней не известно ничего. Ни как умерла, ни место, где она похоронена. После нее не осталось ничего. Может ее образ скрывается в импрессионистских картинах или мелькнет в размытых увиденных и забытых тут же пейзажах осени. И только на картине она смотрит на нас, дешёвая потаскушка или святая? И на шее чёрная бархатная лента, резко подтверждающая контурную чернь окружающей ауры. Новая, страшная, бессмертная богиня нового времени, новой эпохи и имя ее Смола.