О результативности научного труда в России

Семенов Сергей Александрович
О статье А.Варшавского и В.Маркусовой "Потрачено с умом: результативность научного труда в России выше, чем в Америке". Газета "Поиск". N 21. 22 мая 2009 г. http://www.poisknews.ru/2009/05/27/potracheno_s_umom.html

    Авторы статьи исследуют эффективность научного труда в России и в других странах. При этом они оперируют таким показателем как количество статей в расчете на 1 млн долларов затрат на научные исследования и разработки по паритету покупательной способности. Если количество статей для России принять за единицу, то у Китая этот показатель будет 0.7, у Великобритании 0.5, у Италии 0.48, у Германии 0.41, у Франции 0.4, у ЕС-27 - 0.39, у США - 0.37 и т.д. Получается, что Россия по этому показателю стоит на первом месте. Однако этот показатель говорит, не о результативности научного труда, а о том, что в России на науку тратится очень мало средств (по сравнению с другими странами). И, несмотря на это, несмотря на нищенские зарплаты, российские ученые продолжают трудиться и получать научные результаты. Если пойти по этому пути, то надо снова открывать "шарашки": в этом случае, затраты на научную продукцию будут еще меньше, а у авторов, подобных А.Варшавскому и В.Маркусовой, появится еще больше гордости за российскую науку.
       Еще несколько слов о том, почему в системе РАН показатели результативности научного труда выше, чем в среднем по России. Например, количество статей в 1996-2005 гг. на 1 млн долларов годовых затрат в РАН - 48.7, по России - 16.6. Основное предназначенье ученых, работающих в системе РАН - это научные исследования, причем в большинстве своем фундаментальные. Для решения прикладных задач в советское время были созданы прикладные, отраслевые институты, большая часть которых в 90-х годах прошлого века без государственной поддержки развалилась, а те, которые остались, влачат ныне жалкое существование. Для ВУЗов же научная деятельность не является основной. Для ученых, работающих в сфере высшего образования, основным видом деятельности является деятельность учебная, а лишь потом научная, которая к тому же протекает в условиях расцвета бюрократии и недостаточности финансирования.