Как русская бабушка с голландской школой...

Ольга Алексова
КАК РУССКАЯ БАБУШКА С ГОЛЛАНДСКОЙ ШКОЛОЙ ЗНАКОМИЛАСЬ
или ЗА МОРЕМ ЖИТЬЁ НЕ ХУДО...



Часть 1. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ — ЧУДЕСНЫЕ?

Учиться в школе я не любила, бегала туда общаться.

В тот день, когда меня, нарядную первоклашку с цветами и новеньким портфелем, сосчитали и под конвоем двух больших мальчиков повели  в класс, моё счастье от встречи со школой куда-то пропало.

Потом нас тренировали вставать из-за парты, не хлопая  крышкой, потом  — ставить кулачок к животу и прижиматься  к столу. Учительница говорила:  "Теперь уберите кулачки! Вот на таком расстоянии вы и должны сидеть за партой!"  Я  раз десять за урок подсовывала свой кулачок и сопела, а в это время мой сосед уже держал карандаш в правой руке так, чтобы его конец смотрел прямо в плечо. Учительница сердилась: "Все ждём Олю!"

К концу урока я уставала от голоса  учительницы, который  срывался то на шёпот, то на  непонятную надрывную скороговорку. Поэтому быстро и крепко-накрепко  усвоила одно: учительская формула "делай, как я" всё уравновесит.

Вообще, как-то успевала неплохо заниматься  и жить. весёлой ребячьей жизнью. Однако, больше всего любила болтать с пионервожатой  Маргаритой Михайловной, которая тайно курила, знала уйму всяких разностей и всё время удивлялась: "Ты смотри, как здорово  получается, а я так не умею!" Эти простые восклицания заставляли меня узнавать новое, спорить и радоваться школьным встречам.

В эту же школу я привела свою дочь. Девчонка к тому времени  читала уже пару лет. Обнаружилось  это неожиданно. Дочь моя любила сиживать на уроках у бабушки, рисовала всякие коряки, при этом никому не мешала. Потом  вышагивала  на семинары к бабушкиным студентам.  Те однажды и заметили: "Ваша маленькая-то читает!"

Школу дочь пережила мужественно. Только в одиннадцатом классе взмолилась: "Мам, не принуждай меня придумывать причины, просто пойми: не могу я больше туда ходить!" Я поняла, и мы сообща решили эту проблему. В положенный срок дочь, улыбаясь, протянула мне свой пятёрочный аттестат и выдохнула: "Наконец-то я  начну учиться, чему хочется". Вслед за промелькнувшими студенческими годами расцвела её страсть к знаниям. Не уверена, что когда-нибудь она пройдёт.

Вот с таким  багажом личных переживаний, и некогда довольно внятными профессиональными интересами в области образования, я, растянув рот до ушей, отправилась в гости к детям в Голландию.

Всю дорогу убеждала себя не сюсюкать с внучкой, критически взвешивать всякие там  заморские новации, не поддаваться  первым впечатлениям, потому что внучка у меня одна, и я за неё буду бороться до последнего. С кем бороться — этого я пока не знала. Но без борьбы жизнь себе представляла как-то смутно.
 
Двадцать килограммов книжек в чемодане и строгая  русская бабушка со скептической улыбкой на лице, приземлились в положенное время в Амстердаме. В голове крутилась мультяшная фраза: "Ужо я вам!"


Часть 2. СОЛНЫШКО, ЦВЕТОЧЕК И ЗАЙЧИК...


С самого первого дня дочь разговаривала с Алиской только по-русски, а её муж — по-нидерландски. Внучка моя приняла это так, будто иначе и быть не могло. Легко реагировала на ту и другую речь, и мы торжествовали.

Первым произнесённым словом (случилось это, когда внучке исполнился  годик) стало "найня". Я, разумеется, была уверена, что так моя лапушка обращается ко мне: няня, мол…
Дочь почему-то сомневалась. Поясню эти сомнения.

В Голландии живёт замечательный художник Дик Бруна. Известен он всему миру. Мне не раз приходилось бывать в его музее. Да, да! есть в городе Утрехте музей Дика Бруна и придуманного им персонажа  —  зайчика Найнче

В России сказочных героев тоже не счесть. Но Найнче — это философия. Этот зайчонок вместе с голландскими ребятишками буквально с первых дней их жизни.
Алиску он научил засыпать, хорошо есть, слушать музыку, петь песенки —  и многое чему ещё.

В благодарность наша малышка  первым своим словом наградила именно Найнче , а не няню.

Ну что ж? я настойчиво продолжала  читать  внучке русские сказки,  пела песенки, но Смешариков отложила до лучших времён.

Между тем, мы с нетерпением ждали, на каком же языке заговорит малышка? Среда победила, и я совсем уж было опустила руки, но пришло время, и внучка меня  порадовала. Сначала она умильно отвечала голландской бабушке,  а потом вдруг и русскую наградила родной речью.

Мы с дочерью ликовали: "Солнышко ты наше, цветочек, заинька!" На что Алиска, через какое-то время, серьёзно ответила: "Я не могу всем этим сразу быть, выберите что-нибудь одно!" Урок этот для нас подоспел вовремя.

Мы придержали разогнавшихся  лихих коней и задумались об Алискином образовании.


Часть 3. "МАЛЕНЬКАЯ ШКОЛА".

Как только Алиска сделала первые самостоятельные шаги, нам стало понятно,  что поспевать за ней будет с каждым днём всё труднее. Срочно надо было предложить малышке новый вид общения.  Проба самостоятельной жизни — один на один с няней Каролиной и её  маленьким сынишкой — прошла успешно и плавно перетекла в частный садик до двух Алискиных лет, где ребятишек было уже семь, и все они были разных возрастов.

А потом, положив в рюкзачок завтрак и зажав в руке любимого Найнче, Алиска отправилась в "маленькую школу".

Получается, что к двум годам Алиска встречалась уже с третьим коллективом. Все они были разные, но постепенно увеличивались по количеству детей и взрослых воспитателей, времени пребывания вне дома, а, следовательно, требования к Алиске, раз от разу, были серьёзнее.

Честно-то говоря, "маленькая школа" скорее была группой подготовишек, но садиком называть язык не поворачивается. Да и сам-то термин придуман детишками, потому что школа — это признание их "взрослости", даром, что с зайчиком в руке, главное всё-таки настрой на серьёзную жизнь.

Два учителя с пятнадцатью малышами занимались очень важными делами: разыгрывали сказки, рисовали, пели, много гуляли. Умение жить в коллективе, слушать,  подчиняться правилам —  очевидные педагогические задачи "маленькой школы". Через определённое время  учителя индивидуально беседовали с родителями, указывая на успехи или проблемы малыша.

Ах, как красиво работают учителя! Никаких "муси-пуси", поразительно ровные интонации в общении с детьми: благожелательные, спокойные, требовательные и какие-то защитительные. Учителя те — очень мудрые мамы: вовремя и нос подотрут, и неодобрительно головой покачают.

При том одна учительница эмоциональна уже в мимике, а другая — сдержанна даже в словах. Полагаю, такой подбор коллег совсем не случайный: детишки-то разные!

Алиска легко нашла общий язык с ребятишками. Однако участвовать в уже скучных  для неё занятиях не спешила, а уходила в сторонку и выдумывала сама себе игры. Постепенно к ней примыкали и другие малыши, и вот уже наша девочка вовсю хороводит друзей  и подружек.

Стало ясно, что  Алиске требуются более сложные задачи. До конца года решили её из школы не забирать, а предложили заниматься танцами. Мама не переставала искать интересные задания для дочери. Так родилась первая Алискина нарисованная сказка  про Лебедя:

 "Жил Лебедь...  И он был ...жёлтый, — Алиска бросает  хитрый взгляд на маму. Мама мужественно молчит, слушает дочь, и та продолжает сочинять, помогая себе красками:
— Купил Лебедь себе зелёные штаны,- на листе появляются яркие зелёные полосы,- что-то Лебедю не понравились такие штаны... нарядился Лебедь в красный костюм... Смотри, мам, это рукава ...хоп!
Алиска призадумалась, окунула кисточку в воду и до-олго там бултыхала ею, потом подняла глаза на маму и спросила:
— ...белый Лебедь лучше?
— ...
Внимательно рассмотрела рисунок:
— Да... белый костюм лучше. Только Лебедь его вот как запачкал.

Появляется чёрная краска тут и там, и опять пауза, а потом тихое Алискино:
—  … кажется, дождь пошёл... надо жёлтое солнышко.
Теперь весь верхний угол рисунка зазолотился.
Внизу листа - смелый оранжевый росчерк. Это цветок. Чтобы маме совсем стало понятно, Алиска наклоняет свою головку набок, демонстрируя, как от дождя цветок поник.

Незадействованной осталась коричневая краска:
— ...хоп! Смотри, мама, дерево!
И радостный крик:
— Да! красиво! я могу рисовать!

Мама пытается подвести итог увиденному и услышанному:
— Здорово: солнце, цветок, дождь, дерево и Лебедь.
— Где Лебедь? Это дверь, мама... Лебедь ушёл..."

"Маленькая школа" всех нас научила, регулировать степень сложности заданий для Алиски. Этот важный в воспитании и обучении момент я для себя отметила, как очередной плюс системы.

Часть 4. "ИДИ, МАМА, МНЕ ПОРА В ШКОЛУ..."

В  Голландии  ребёнок может посещать школу с четырёх лет,  а обязательно — с пяти.

Остаётся только выбрать, какой тип школы семью устраивает. Может быть, это католическая школа? Или школа, которая просто находится на соседней с вашим домом улице?  Возможно,  у вас есть  сомнения по поводу условий или достаточного профессионализма  учителей? Дело родителей собрать нужные сведения и принять решение. Этим  Алискины родители и занялись.

В конце концов, решили,  что целесообразно, чтобы дочь продолжила семейные традиции отца.  Такая школа, к счастью, оказалась рядом.

Учебный год несколько отличается от русского. Начало занятий нефиксированное. 

Часто дату начала занятий сдвигают, и это связано с большими пробками на дорогах из-за каникул. Поэтому в разных   провинциях  даты  каникул разнятся. 

В конце октября — осенние  каникулы, с 21 декабря по 3 января —   рождественские,
в середине февраля — карнавальные или  крокусовые каникулы, в начале апреля — пасхальные каникулы, в начале мая — майские,   а примерно с середины июля  — летние каникулы, которые длятся шесть недель.


Четыре года Алиске исполнилось в сентябре, двадцать первого. До официального приёма в школу ей разрешили несколько раз посетить занятия "вольным слушателем". Русская бабушка, конечно, не упустила возможности  и отправилась туда вместе с внучкой.

Моё сердце колотилось в такт Алискиным радостным подпрыгиваниям: легко ли лапушку в "годы-то чудесные" за ручку вести?

Разгуляться моим сомнениям  в правильности такой ранней школьной жизни не получилось. Привели ребятёнка — значит, доверили. Доверили — не мешайте профессионалам делать своё дело.

Бабушка помахала платочком и отправилась домой прокручивать в голове возможные проблемы: а попить-пописать? а устанет вдруг? злые мальчики обидят? учительница проморгает что-то важное  —  все страхи  встали стройными рядами в моей голове. Опыт упрямо диктовал неутешительные выводы. Я  молча терзалась сомнениями и вспоминала, как же там у них всё устроено-то?

Классные комнаты малышей расположены в отдельном крыле школы —  это хорошо. Там же спортивный зал,  зал для праздников, репетиций и музыкальных занятий. Своя спортивная площадка (отлично!), потому что физическому здоровью уделяется большое внимание. На погоду учителя  не кивают, много времени проводят с детьми на улице. Туалетная комната приспособлена для малышей. Меня умилили забавные плакаты, рассказывающие, например,  почему нельзя забывать мыть руки

Все принятые в школы дети подписывают Кодекс общения. Правила, например, гласят,  что "нельзя дразнить", "следует уважать другого". Обычно, Кодекс — это большой плакат.

Мои придирчивые глаза никаких неясностей усмотреть не смогли. Или не успели?
"Ну-ну,— подумала я, — посмотрим-посмотрим…"

Когда на  следующее утро, прощаясь с нами, Алиска отрывала от себя маму со словами "иди, иди… мне пора работать", я почти успокоилась.
Но что ж там за работа такая, к которой так стремится моя внучка?


Часть 5. "А ХОЗЯЙСТВО-ТО ПЛАНОВОЕ!"

Двадцать пять ребятишек, мудрая  Тинеке и её помощница  отлично устроились в классе. Парт нет. Зато помещение разбито на зоны для специальных занятий. Есть место и на полу посидеть, и за столами, и просто на стульчике, поставленном  каждый раз так, как требует того цель занятия.

Учебный день не нуждается в звонках, занятия логически перетекают из одного вида деятельности в другой, чередуются   умственной и физической нагрузками, индивидуальными и групповыми занятиями. Учтено всё, даже эмоциональное напряжение. Удивительно, но эти маленькие детки активно включены в общую жизнь школы. А школа-то большая. Только вот этих, маленьких классов, шесть!

Кстати, об этих начальных классах. Я бы назвала их пре-школьными. Ребятишки, четырёх-пяти лет, объединены в один класс "1-2". Алиска пришла в уже сформировавшийся класс, и была там самой младшей. Такой класс длится два года, а потом, собственно, и начнётся обучение, как в русском первом классе. С той лишь разницей, что дети будут не просто готовы получать знания, но и научены другим обязательным школьным премудростям.

За эти два года наблюдений над малышами выявляются и исправляются их слабые стороны, учитываются сильные. Это необходимый этап для дифференцированного подхода в обучении. Настаиваю на этом термине, понимая, что такой подход частенько путают с индивидуальным, что совсем другая история.  Ещё раз подчеркну, что никакие страстные желания отдельных учителей применять на своих уроках  дифференцированный подход, не дадут необходимых результатов, если ребёнок не будет всесторонне и внимательно заранее изучен учителем.

Эх, жаль-то как, что мы спешим, перенимая что-то  интересное, и избавляемся от — как нам кажется! —  рутинных, неважных занятий: педантичного знакомства с особенностями  ребёнка.

Школьный режим моей  внучки насыщен: гимнастика два раза в неделю, музыка, экскурсии. Есть два блока занятий: с половины девятого  утра до двенадцати часов дня и с половины второго до половины четвёртого. А в среду и в пятницу — короткий день:  только утренний блок.

В перерывах родители забирают детей домой. Но можно оставлять и в школе. Обязательные завтраки — сок, фрукт, печенье (сладости исключаются) — дети приносят с собой и каждое утро складывают в отведённое для этого место. Никому и в голову не придёт захватить с собой игрушку или тайком от учителя перекусить. Нашему Найнче было торжественно объявлено, что он с Алисой школу посещать не может. Случайно оказавшиеся у детей игрушки учитель предлагает сложить до конца занятий в специальную коробку.

— Ну, вроде, на наш хороший садик похоже, — подумала я и ошиблась.
И вот в чём...

Утром дети самостоятельно выбирают себе задание. Оно может быть из красного, зелёного или жёлтого блока — любое, если ты сам пока находишься в жёлтой подгруппе класса. С выбранным заданием ребёнок работает по предложенной схеме: самостоятельно или с учителем, за один день или за два — всё будет учтено внимательным  учителем.

Если же ребёнок способен делать более сложные задания, но хитрит, учитель, конечно, переведёт его в зелёную подгруппу, где самостоятельность в выборе ограничена и  предлагается решать более сложные задания.

Конечно, они много играют. Ролевые игры в особом почёте. Но даже играя, получают индивидуальные задания, которые, в конце концов, предстоит выполнить всем в той или иной форме.

Меня порадовали задания по развитию речи.

Алиска принесла домой собачку и заявила, что она получила право заботиться о ней три дня  (этой чести, в конце концов, удостаиваются все дети).

Потом она всем расскажет, чем они с собачкой занимались дома, что видели, что собачка совсем не умеет делать, как папа с собачкой разговаривает, что рассказала собачке мама, где собачка спала, что ела и так далее, опираясь на уже знакомую по школьным занятиям схему рассказа до бесконечности твоих личных фантазий. Да и выводы- предложения по уходу за собачкой надо сделать прежде, чем собачка отправиться жить к другому ученику.

В результате  Алиска получила Диплом за хороший рассказ. Такая вот оценка успехов вместо пятёрок и двоек — всё прозрачно, убедительно и рождает желание сделать не хуже. Кстати, ребёнок может сам заявить, что он хочет выполнить вот это вот задание на Диплом.

Что-то это мне смутно напоминало! И тогда я вспомнила про далтон-план.

Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. При организации такой работы, учащемуся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в советскую школу в форме так называемого бригадно-лабораторного метода.

С этим методом случился анекдот с одним моим родственником, который как раз в это время —  в двадцатых годах прошлого века — был студентом педагогического института имени Герцена в Питере. Студенческая прогрессивная молодёжь, объединившись, доказывала профессорскому составу института (конечно, совершенно отсталому!) необходимость следовать всему новому. Ничего толкового из этого так и не получилось.
А мне почему-то напомнило сегодняшние бои в школах за всякие новации. Опять строим новый и, главное, свой, мир! Опять видим то, что сверху, нисколько не заботясь о сути. Грустно это…

Часть 6. "БАБУШКИНЫ ВЫВОДЫ"

Ну, набежавшую-то было слезу, я смахнула и, признаться, с лёгким сердцем вздохнула: не собираются супостаты лапушку мою обижать. Думают, наблюдают, анализируют, планируют школьную жизнь. Если требует того ситуация, корректируют. Генеральная цель одна — адаптация. А сложный этот процесс адаптации к жизни  в обществе будет тем успешнее, чем лучше человек  ознакомится с инструментарием. Вот школа и трудится, готовит детей к жизни, ничего особо не выдумывая, но тщательно изучая  любой опыт. Кстати, все выпускники умеют плавать (про велосипед промолчу по понятным причинам) и водить машину.

Наше образование всё ещё, как ни крути, строится преимущественно на репродуктивном подходе к учению, в котором всё делается по указанию учителя, где каждый шаг детей заранее предписан и жёстко контролируется взрослыми.  А ведь ещё В. Г. Белинский отмечал, что такое образование способно дать лишь внешний эффект, и находил  для него очень точный и образный термин – "попечительская система воспитания".

Отрицать её я не готова. Потому что заменить всё "заморским" — неправильно. Предложить новую систему — возможно ли? Система по приказу не рождается. На строительство её уходят не просто годы, а жизни. Полагаю, что к любой новации надо относится критически, к традиции — бережно.

Подпёрла я свою голову ладошкой — ну точно, как бабушка Удава  — и задумалась про взрослый наш присмотр за детьми.


***
— Раньше вы играли без присмотра, — сказала Бабушка Удава, — а теперь будете с присмотром.
— А во что можно играть с присмотром,— спросила Мартышка.
— Во всё, ребятЫ!

***
Играть-то можно во всё... только какой он, правильный-то присмотр?