КАК РУССКАЯ БАБУШКА С ГОЛЛАНДСКОЙ ШКОЛОЙ ЗНАКОМИЛАСЬ
или ЗА МОРЕМ ЖИТЬЁ НЕ ХУДО...
Часть 1. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ — ЧУДЕСНЫЕ?
Учиться в школе я не любила, бегала туда общаться.
В тот день, когда меня, нарядную первоклашку с цветами и новеньким портфелем, сосчитали и под конвоем двух больших мальчиков повели в класс, моё счастье от встречи со школой куда-то пропало.
Потом нас тренировали вставать из-за парты, не хлопая крышкой, потом — ставить кулачок к животу и прижиматься к столу. Учительница говорила: "Теперь уберите кулачки! Вот на таком расстоянии вы и должны сидеть за партой!" Я раз десять за урок подсовывала свой кулачок и сопела, а в это время мой сосед уже держал карандаш в правой руке так, чтобы его конец смотрел прямо в плечо. Учительница сердилась: "Все ждём Олю!"
К концу урока я уставала от голоса учительницы, который срывался то на шёпот, то на непонятную надрывную скороговорку. Поэтому быстро и крепко-накрепко усвоила одно: учительская формула "делай, как я" всё уравновесит.
Вообще, как-то успевала неплохо заниматься и жить. весёлой ребячьей жизнью. Однако, больше всего любила болтать с пионервожатой Маргаритой Михайловной, которая тайно курила, знала уйму всяких разностей и всё время удивлялась: "Ты смотри, как здорово получается, а я так не умею!" Эти простые восклицания заставляли меня узнавать новое, спорить и радоваться школьным встречам.
В эту же школу я привела свою дочь. Девчонка к тому времени читала уже пару лет. Обнаружилось это неожиданно. Дочь моя любила сиживать на уроках у бабушки, рисовала всякие коряки, при этом никому не мешала. Потом вышагивала на семинары к бабушкиным студентам. Те однажды и заметили: "Ваша маленькая-то читает!"
Школу дочь пережила мужественно. Только в одиннадцатом классе взмолилась: "Мам, не принуждай меня придумывать причины, просто пойми: не могу я больше туда ходить!" Я поняла, и мы сообща решили эту проблему. В положенный срок дочь, улыбаясь, протянула мне свой пятёрочный аттестат и выдохнула: "Наконец-то я начну учиться, чему хочется". Вслед за промелькнувшими студенческими годами расцвела её страсть к знаниям. Не уверена, что когда-нибудь она пройдёт.
Вот с таким багажом личных переживаний, и некогда довольно внятными профессиональными интересами в области образования, я, растянув рот до ушей, отправилась в гости к детям в Голландию.
Всю дорогу убеждала себя не сюсюкать с внучкой, критически взвешивать всякие там заморские новации, не поддаваться первым впечатлениям, потому что внучка у меня одна, и я за неё буду бороться до последнего. С кем бороться — этого я пока не знала. Но без борьбы жизнь себе представляла как-то смутно.
Двадцать килограммов книжек в чемодане и строгая русская бабушка со скептической улыбкой на лице, приземлились в положенное время в Амстердаме. В голове крутилась мультяшная фраза: "Ужо я вам!"
Часть 2. СОЛНЫШКО, ЦВЕТОЧЕК И ЗАЙЧИК...
С самого первого дня дочь разговаривала с Алиской только по-русски, а её муж — по-нидерландски. Внучка моя приняла это так, будто иначе и быть не могло. Легко реагировала на ту и другую речь, и мы торжествовали.
Первым произнесённым словом (случилось это, когда внучке исполнился годик) стало "найня". Я, разумеется, была уверена, что так моя лапушка обращается ко мне: няня, мол…
Дочь почему-то сомневалась. Поясню эти сомнения.
В Голландии живёт замечательный художник Дик Бруна. Известен он всему миру. Мне не раз приходилось бывать в его музее. Да, да! есть в городе Утрехте музей Дика Бруна и придуманного им персонажа — зайчика Найнче
В России сказочных героев тоже не счесть. Но Найнче — это философия. Этот зайчонок вместе с голландскими ребятишками буквально с первых дней их жизни.
Алиску он научил засыпать, хорошо есть, слушать музыку, петь песенки — и многое чему ещё.
В благодарность наша малышка первым своим словом наградила именно Найнче , а не няню.
Ну что ж? я настойчиво продолжала читать внучке русские сказки, пела песенки, но Смешариков отложила до лучших времён.
Между тем, мы с нетерпением ждали, на каком же языке заговорит малышка? Среда победила, и я совсем уж было опустила руки, но пришло время, и внучка меня порадовала. Сначала она умильно отвечала голландской бабушке, а потом вдруг и русскую наградила родной речью.
Мы с дочерью ликовали: "Солнышко ты наше, цветочек, заинька!" На что Алиска, через какое-то время, серьёзно ответила: "Я не могу всем этим сразу быть, выберите что-нибудь одно!" Урок этот для нас подоспел вовремя.
Мы придержали разогнавшихся лихих коней и задумались об Алискином образовании.
Часть 3. "МАЛЕНЬКАЯ ШКОЛА".
Как только Алиска сделала первые самостоятельные шаги, нам стало понятно, что поспевать за ней будет с каждым днём всё труднее. Срочно надо было предложить малышке новый вид общения. Проба самостоятельной жизни — один на один с няней Каролиной и её маленьким сынишкой — прошла успешно и плавно перетекла в частный садик до двух Алискиных лет, где ребятишек было уже семь, и все они были разных возрастов.
А потом, положив в рюкзачок завтрак и зажав в руке любимого Найнче, Алиска отправилась в "маленькую школу".
Получается, что к двум годам Алиска встречалась уже с третьим коллективом. Все они были разные, но постепенно увеличивались по количеству детей и взрослых воспитателей, времени пребывания вне дома, а, следовательно, требования к Алиске, раз от разу, были серьёзнее.
Честно-то говоря, "маленькая школа" скорее была группой подготовишек, но садиком называть язык не поворачивается. Да и сам-то термин придуман детишками, потому что школа — это признание их "взрослости", даром, что с зайчиком в руке, главное всё-таки настрой на серьёзную жизнь.
Два учителя с пятнадцатью малышами занимались очень важными делами: разыгрывали сказки, рисовали, пели, много гуляли. Умение жить в коллективе, слушать, подчиняться правилам — очевидные педагогические задачи "маленькой школы". Через определённое время учителя индивидуально беседовали с родителями, указывая на успехи или проблемы малыша.
Ах, как красиво работают учителя! Никаких "муси-пуси", поразительно ровные интонации в общении с детьми: благожелательные, спокойные, требовательные и какие-то защитительные. Учителя те — очень мудрые мамы: вовремя и нос подотрут, и неодобрительно головой покачают.
При том одна учительница эмоциональна уже в мимике, а другая — сдержанна даже в словах. Полагаю, такой подбор коллег совсем не случайный: детишки-то разные!
Алиска легко нашла общий язык с ребятишками. Однако участвовать в уже скучных для неё занятиях не спешила, а уходила в сторонку и выдумывала сама себе игры. Постепенно к ней примыкали и другие малыши, и вот уже наша девочка вовсю хороводит друзей и подружек.
Стало ясно, что Алиске требуются более сложные задачи. До конца года решили её из школы не забирать, а предложили заниматься танцами. Мама не переставала искать интересные задания для дочери. Так родилась первая Алискина нарисованная сказка про Лебедя:
"Жил Лебедь... И он был ...жёлтый, — Алиска бросает хитрый взгляд на маму. Мама мужественно молчит, слушает дочь, и та продолжает сочинять, помогая себе красками:
— Купил Лебедь себе зелёные штаны,- на листе появляются яркие зелёные полосы,- что-то Лебедю не понравились такие штаны... нарядился Лебедь в красный костюм... Смотри, мам, это рукава ...хоп!
Алиска призадумалась, окунула кисточку в воду и до-олго там бултыхала ею, потом подняла глаза на маму и спросила:
— ...белый Лебедь лучше?
— ...
Внимательно рассмотрела рисунок:
— Да... белый костюм лучше. Только Лебедь его вот как запачкал.
Появляется чёрная краска тут и там, и опять пауза, а потом тихое Алискино:
— … кажется, дождь пошёл... надо жёлтое солнышко.
Теперь весь верхний угол рисунка зазолотился.
Внизу листа - смелый оранжевый росчерк. Это цветок. Чтобы маме совсем стало понятно, Алиска наклоняет свою головку набок, демонстрируя, как от дождя цветок поник.
Незадействованной осталась коричневая краска:
— ...хоп! Смотри, мама, дерево!
И радостный крик:
— Да! красиво! я могу рисовать!
Мама пытается подвести итог увиденному и услышанному:
— Здорово: солнце, цветок, дождь, дерево и Лебедь.
— Где Лебедь? Это дверь, мама... Лебедь ушёл..."
"Маленькая школа" всех нас научила, регулировать степень сложности заданий для Алиски. Этот важный в воспитании и обучении момент я для себя отметила, как очередной плюс системы.
Часть 4. "ИДИ, МАМА, МНЕ ПОРА В ШКОЛУ..."
В Голландии ребёнок может посещать школу с четырёх лет, а обязательно — с пяти.
Остаётся только выбрать, какой тип школы семью устраивает. Может быть, это католическая школа? Или школа, которая просто находится на соседней с вашим домом улице? Возможно, у вас есть сомнения по поводу условий или достаточного профессионализма учителей? Дело родителей собрать нужные сведения и принять решение. Этим Алискины родители и занялись.
В конце концов, решили, что целесообразно, чтобы дочь продолжила семейные традиции отца. Такая школа, к счастью, оказалась рядом.
Учебный год несколько отличается от русского. Начало занятий нефиксированное.
Часто дату начала занятий сдвигают, и это связано с большими пробками на дорогах из-за каникул. Поэтому в разных провинциях даты каникул разнятся.
В конце октября — осенние каникулы, с 21 декабря по 3 января — рождественские,
в середине февраля — карнавальные или крокусовые каникулы, в начале апреля — пасхальные каникулы, в начале мая — майские, а примерно с середины июля — летние каникулы, которые длятся шесть недель.
Четыре года Алиске исполнилось в сентябре, двадцать первого. До официального приёма в школу ей разрешили несколько раз посетить занятия "вольным слушателем". Русская бабушка, конечно, не упустила возможности и отправилась туда вместе с внучкой.
Моё сердце колотилось в такт Алискиным радостным подпрыгиваниям: легко ли лапушку в "годы-то чудесные" за ручку вести?
Разгуляться моим сомнениям в правильности такой ранней школьной жизни не получилось. Привели ребятёнка — значит, доверили. Доверили — не мешайте профессионалам делать своё дело.
Бабушка помахала платочком и отправилась домой прокручивать в голове возможные проблемы: а попить-пописать? а устанет вдруг? злые мальчики обидят? учительница проморгает что-то важное — все страхи встали стройными рядами в моей голове. Опыт упрямо диктовал неутешительные выводы. Я молча терзалась сомнениями и вспоминала, как же там у них всё устроено-то?
Классные комнаты малышей расположены в отдельном крыле школы — это хорошо. Там же спортивный зал, зал для праздников, репетиций и музыкальных занятий. Своя спортивная площадка (отлично!), потому что физическому здоровью уделяется большое внимание. На погоду учителя не кивают, много времени проводят с детьми на улице. Туалетная комната приспособлена для малышей. Меня умилили забавные плакаты, рассказывающие, например, почему нельзя забывать мыть руки
Все принятые в школы дети подписывают Кодекс общения. Правила, например, гласят, что "нельзя дразнить", "следует уважать другого". Обычно, Кодекс — это большой плакат.
Мои придирчивые глаза никаких неясностей усмотреть не смогли. Или не успели?
"Ну-ну,— подумала я, — посмотрим-посмотрим…"
Когда на следующее утро, прощаясь с нами, Алиска отрывала от себя маму со словами "иди, иди… мне пора работать", я почти успокоилась.
Но что ж там за работа такая, к которой так стремится моя внучка?
Часть 5. "А ХОЗЯЙСТВО-ТО ПЛАНОВОЕ!"
Двадцать пять ребятишек, мудрая Тинеке и её помощница отлично устроились в классе. Парт нет. Зато помещение разбито на зоны для специальных занятий. Есть место и на полу посидеть, и за столами, и просто на стульчике, поставленном каждый раз так, как требует того цель занятия.
Учебный день не нуждается в звонках, занятия логически перетекают из одного вида деятельности в другой, чередуются умственной и физической нагрузками, индивидуальными и групповыми занятиями. Учтено всё, даже эмоциональное напряжение. Удивительно, но эти маленькие детки активно включены в общую жизнь школы. А школа-то большая. Только вот этих, маленьких классов, шесть!
Кстати, об этих начальных классах. Я бы назвала их пре-школьными. Ребятишки, четырёх-пяти лет, объединены в один класс "1-2". Алиска пришла в уже сформировавшийся класс, и была там самой младшей. Такой класс длится два года, а потом, собственно, и начнётся обучение, как в русском первом классе. С той лишь разницей, что дети будут не просто готовы получать знания, но и научены другим обязательным школьным премудростям.
За эти два года наблюдений над малышами выявляются и исправляются их слабые стороны, учитываются сильные. Это необходимый этап для дифференцированного подхода в обучении. Настаиваю на этом термине, понимая, что такой подход частенько путают с индивидуальным, что совсем другая история. Ещё раз подчеркну, что никакие страстные желания отдельных учителей применять на своих уроках дифференцированный подход, не дадут необходимых результатов, если ребёнок не будет всесторонне и внимательно заранее изучен учителем.
Эх, жаль-то как, что мы спешим, перенимая что-то интересное, и избавляемся от — как нам кажется! — рутинных, неважных занятий: педантичного знакомства с особенностями ребёнка.
Школьный режим моей внучки насыщен: гимнастика два раза в неделю, музыка, экскурсии. Есть два блока занятий: с половины девятого утра до двенадцати часов дня и с половины второго до половины четвёртого. А в среду и в пятницу — короткий день: только утренний блок.
В перерывах родители забирают детей домой. Но можно оставлять и в школе. Обязательные завтраки — сок, фрукт, печенье (сладости исключаются) — дети приносят с собой и каждое утро складывают в отведённое для этого место. Никому и в голову не придёт захватить с собой игрушку или тайком от учителя перекусить. Нашему Найнче было торжественно объявлено, что он с Алисой школу посещать не может. Случайно оказавшиеся у детей игрушки учитель предлагает сложить до конца занятий в специальную коробку.
— Ну, вроде, на наш хороший садик похоже, — подумала я и ошиблась.
И вот в чём...
Утром дети самостоятельно выбирают себе задание. Оно может быть из красного, зелёного или жёлтого блока — любое, если ты сам пока находишься в жёлтой подгруппе класса. С выбранным заданием ребёнок работает по предложенной схеме: самостоятельно или с учителем, за один день или за два — всё будет учтено внимательным учителем.
Если же ребёнок способен делать более сложные задания, но хитрит, учитель, конечно, переведёт его в зелёную подгруппу, где самостоятельность в выборе ограничена и предлагается решать более сложные задания.
Конечно, они много играют. Ролевые игры в особом почёте. Но даже играя, получают индивидуальные задания, которые, в конце концов, предстоит выполнить всем в той или иной форме.
Меня порадовали задания по развитию речи.
Алиска принесла домой собачку и заявила, что она получила право заботиться о ней три дня (этой чести, в конце концов, удостаиваются все дети).
Потом она всем расскажет, чем они с собачкой занимались дома, что видели, что собачка совсем не умеет делать, как папа с собачкой разговаривает, что рассказала собачке мама, где собачка спала, что ела и так далее, опираясь на уже знакомую по школьным занятиям схему рассказа до бесконечности твоих личных фантазий. Да и выводы- предложения по уходу за собачкой надо сделать прежде, чем собачка отправиться жить к другому ученику.
В результате Алиска получила Диплом за хороший рассказ. Такая вот оценка успехов вместо пятёрок и двоек — всё прозрачно, убедительно и рождает желание сделать не хуже. Кстати, ребёнок может сам заявить, что он хочет выполнить вот это вот задание на Диплом.
Что-то это мне смутно напоминало! И тогда я вспомнила про далтон-план.
Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. При организации такой работы, учащемуся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в советскую школу в форме так называемого бригадно-лабораторного метода.
С этим методом случился анекдот с одним моим родственником, который как раз в это время — в двадцатых годах прошлого века — был студентом педагогического института имени Герцена в Питере. Студенческая прогрессивная молодёжь, объединившись, доказывала профессорскому составу института (конечно, совершенно отсталому!) необходимость следовать всему новому. Ничего толкового из этого так и не получилось.
А мне почему-то напомнило сегодняшние бои в школах за всякие новации. Опять строим новый и, главное, свой, мир! Опять видим то, что сверху, нисколько не заботясь о сути. Грустно это…
Часть 6. "БАБУШКИНЫ ВЫВОДЫ"
Ну, набежавшую-то было слезу, я смахнула и, признаться, с лёгким сердцем вздохнула: не собираются супостаты лапушку мою обижать. Думают, наблюдают, анализируют, планируют школьную жизнь. Если требует того ситуация, корректируют. Генеральная цель одна — адаптация. А сложный этот процесс адаптации к жизни в обществе будет тем успешнее, чем лучше человек ознакомится с инструментарием. Вот школа и трудится, готовит детей к жизни, ничего особо не выдумывая, но тщательно изучая любой опыт. Кстати, все выпускники умеют плавать (про велосипед промолчу по понятным причинам) и водить машину.
Наше образование всё ещё, как ни крути, строится преимущественно на репродуктивном подходе к учению, в котором всё делается по указанию учителя, где каждый шаг детей заранее предписан и жёстко контролируется взрослыми. А ведь ещё В. Г. Белинский отмечал, что такое образование способно дать лишь внешний эффект, и находил для него очень точный и образный термин – "попечительская система воспитания".
Отрицать её я не готова. Потому что заменить всё "заморским" — неправильно. Предложить новую систему — возможно ли? Система по приказу не рождается. На строительство её уходят не просто годы, а жизни. Полагаю, что к любой новации надо относится критически, к традиции — бережно.
Подпёрла я свою голову ладошкой — ну точно, как бабушка Удава — и задумалась про взрослый наш присмотр за детьми.
***
— Раньше вы играли без присмотра, — сказала Бабушка Удава, — а теперь будете с присмотром.
— А во что можно играть с присмотром,— спросила Мартышка.
— Во всё, ребятЫ!
***
Играть-то можно во всё... только какой он, правильный-то присмотр?