Образ смерти на проза. ру

Светлана Шапиро
«О смерти люди говорят и знают, что она неизбежна, но никто в нее не верит, поскольку она лежит за пределами понятий о жизни и обусловлена самой жизнью. Смерть нельзя постичь», - эти слова Э.М.Ремарка стали эпиграфом к пьесе Федора Кузьминского «Визит Смерти»  (http://www.proza.ru/2007/12/08/310).

Пожалуй, именно в этой пьесе сосредоточено наибольшее количество вопросов, которые авторы ПРОЗА.РУ пытаются так или иначе разрешить для себя, создавая образ Смерти. Певцов Смерти на сайте более чем достаточно, но запоминаются далеко немногие. Оттого и предлагаю Вам вместе со мной прогуляться по самым разным произведениям разных авторов, не удаляясь от названной уже пьесы Ф. Кузьминского, где  все события происходят в стандартном кабинете сотрудника уголовного розыска. Автор предусматривает сопровождение действия гитарной импровизацией. Для меня подходящим вариантом представляется http://www.youtube.com/watch?v=6P7-JpoTPEU. Так что, включайте музыку, устраивайтесь поудобнее, и поговорим о прочитанном на ПРОЗА.РУ.

Итак, поздним вечером в кабинете сотрудника уголовного розыска – главного героя – умирает задержанный. С установлением факта смерти задержанного,  «…в кабинет тихо входит ОНА в элегантном вечернем наряде. Красивая брюнетка с голубыми глазами»… Чуть позже, выясняя, каким образом эта загадочная женщина попала в кабинет, главный герой  охарактеризует ЕЕ как  довольно симпатичную  даму. Смерть  в пьесе Ф.Кузьминского не только внешне привлекательная дама, но и уверенная, любознательная особа, достаточно четко объясняющая  не только причину принятия ею женского облика, но и жесткие условия возможного договора главного героя со Смертью.

 Главному герою, человеку бывалому и не трусливому, предлагается до рассвета назвать Смерти имя иного человека, который более достоин Смерти, чем герой.  Разрешая вопрос о приемлемости такого договора со Смертью, и находясь в обществе нескучной дамы всю ночь, герой пьесы обдумывает много различных вопросов и вопросиков, примерный перечень которых, практически, совпадает с  наиболее популярными темами в произведениях авторов ПРОЗА.РУ, говорящих о смерти. А именно:
-  как выглядит Смерть?;
-  бывает ли Смерть своевременной?;
-  что толкает людей к суициду?;
-  что есть Смерть?;
-  кто из людей легче переносит Смерть?;
-  что противопоставляется Смерти?;
-  можно ли договориться со Смертью?;
-  что ждет после Смерти?

Такой перечень, безусловно, является открытым и подлежит расширенному толкованию каждым из читателей, ведь каждый из нас видит в прочитанном свое, важное-сокровенное…А потому, не претендуя на изложение истин, попытаюсь именно по поставленному перечню показать наиболее характерные позиции авторов ПРОЗА.РУ, уже изложивших свое отношение и мнение по данной теме.

Женский облик для образа Смерти используется многими авторами сайта. Между тем,  просматривается стремление к созданию красивых образов.

Особое место в веренице  образов Смерти, как женских образов,  занимает цикл рассказов Лены Кресс «Смерть в большом городе» (http://proza.ru/2010/04/21/716  «Та, которая мечтала о легкой жизни»; http://proza.ru/2010/01/11/1081  «Тот, кто хотел сэкономить время»; http://proza.ru/2010/01/20/932 «Недвижимая Недвижимостью»; http://proza.ru/2009/12/10/885 «Смерть в большом городе»).

Она была рыжей. Рыжей и зеленоглазой. Да еще с кудряшками. Большего и не было видно из-за черной широкой и длинной сутаны. Но почему-то хотелось думать, что фигура ни в чем не уступала небесной красоте ее лица… Именно такой, красивой и желанной предстала Смерть перед героем  рассказа  «Смерть в большом городе» (http://proza.ru/2009/12/10/885).

Программист Рудик – тот, кто хотел сэкономить время – настолько давно не видел девушек, что, когда из компьютера появилась одетая во все черное девушка с косой, он не мог уже сказать, какой она была, красивой или нет ( http://proza.ru/2010/01/11/1081).

Особый шарм образу Смерти в этом цикле  рассказов Лены Кресс придает профессионализм, общительность, любознательность, эдакая креативность Смерти, движущейся везде и всюду разными способами, но с одной целью. И с одними и теми же внешними атрибутами: извечной косой и забавным будильником, стрелки которого отмеряют жизнь каждого, к кому приходит Смерть.

Илана Арад в «Смерть бывает светлой» (http://proza.ru/2009/03/16/180) представляет Смерть светлой, бесшумной, блаженной, и, как раз, возражает против наличия у Смерти такого внешнего атрибута как коса…

        Свою версию образа Смерти Соня Белкина изложила  в стихотворении «Догадайтесь о чем?» на   http://proza.ru/2009/06/30/582 .

Жанна Марова в «Сказке про Машу, Наташу и Дашу» одной строкой обрисовала и образ Смерти  (таки, с косой!) и сущность Ее – Обрезающая нити бытия (http://proza.ru/2009/09/24/377).

А в произведениях Григория Тер - Азаряна Смерть имеет разный облик. «Смерть иногда тоже имеет свою красоту. Она может быть желто-золотой или багряно-красной, как кровь, и всегда была заодно с ветром»,- утверждает автор в рассказе «Разлука» (http://proza.ru/2004/08/26-200) .  Смерть – невидимка присутствует третьей в заснеженном лесу, где за жизнь главного героя Бреда отважно борется друг – пес Джим (http://proza.ru/2004/09/09-169  рассказ «Джим»).

Как бы ни были авторы различны в описании облика Смерти, но в одном они едины: Смерть всегда несвоевременна!

Лена Стасова на http://proza.ru/2009/11/19/780  размышляет о том, что значит «Умри вовремя!».

В «Осенних этюдах» Николая Полякова  на http://proza.ru/2008/10/01/134 Борис Крылов,  осознающий мучительность существования вследствие прогрессирующей болезни, оценивает прекрасную осень не только как время года, но и как осень своей  жизни.

Все в той же пьесе Федора Кузьминского главный герой, вспоминающий во время визита Смерти, глаза человека, умолявшего о смерти, рассуждает о том, что наказанием может стать Жизнь, а Смерть может быть избавлением.

Пожалуй, наиболее яркий образ Смерти как избавления, создал Лисс Сажка в «Простой истории» на  http://proza.ru/2005/02/15-198. Но и в этом случае Смерть несвоевременна, ибо уносит с собой душу больного, исстрадавшегося, мечтающего стать счастливым и здоровым, ребенка.

Главному герою рассказа Андрея Тесленко 2 «Надоело жить» на http://proza.ru/2010/01/02/425  деду Ивану, дожившему до девяноста лет и презирающему смерть, надоело жить. Не хотел дед быть в тягость близким, разлюбил жизнь. Как жил решительно дед, так и помереть решил решительно, наложил на себя руки. И здесь несвоевременность Смерти стала причиной суицида.

продолжение http://proza.ru/2010/05/01/42
            http://proza.ru/2010/05/06/69