Глава 11. Три дня в Сивухе

Юрий Вшивцев
Деревня Сивуха названа по имени небольшой речушки, протекающей поблизости. Когда-то здесь была длинная улица, полсотни домов, продуктовая лавка, начальная школа, клуб и даже небольшая пекарня. Потом река вдруг раздвоилась. Новое русло обогнуло деревню с другой стороны, и каждую весну единственная улица превращалась в одно сплошное море. Люди стали покидать эти места, избы рушились, жизнь замирала. Остались лишь те, кому ехать некуда. Сегодня деревня насчитывает 16 жителей, 7 коров, 2 козы, десяток овец и около сотни кур. Имеются две старые кобылы — основной вид транспорта здесь. В самом центре деревни сохранилось здание сельского клуба. Сивухинский клуб — это просторная деревенская изба с русской печью, высоким крыльцом и большими окнами. Местные жители — люди пенсионного возраста — поддерживают его в надлежащем виде, сами ремонтируют, обеспечивают дровами, раз в неделю наводят в помещении идеальную чистоту. Причём совершенно бесплатно и по собственной инициативе. Долгое время клубом заведовала бабка Лукерья, но в прошлом году она умерла. Два месяца очаг культуры был на замке. Когда закончились огородные работы, к Инне пришла целая делегация и вручила ключи от клуба:
—Давай, голубушка, дерзай! Будь хозяйкой! В этом деле молодость нужна и задор!
Так единственная в округе девчонка стала самой юной в области заведующей сельским клубом.
Вернувшись в Сивуху, Инна сразу повела Ивана в клуб. Едва переступив порог, Веселов остановился в растерянности. Таких заведений досуга он ещё нигде не видел. На середине избы — огромная русская печь. Слева от неё пять длинных деревянных скамеек. В дальнем углу — телевизор, у окна — письменный стол с единственным на всю деревню телефоном. Отдельно на самодельной тумбочке — стерео-проигрыватель для грампластинок и старенький катушечный магнитофон. Вдоль стены несколько полок. На них — музыкальные инструменты: балалайки, гитара, гармошки и даже баян. Справа от печки — стеллажи с книгами.
—Зачем тебе столько литературы? - не удержался от вопроса Иван.
—Это наша Сивухинская библиотека, - с гордостью ответила хозяйка.
Оказывается, читают в деревне все. И никогда не задерживают книги дольше положенного срока. По утрам старики собираются в клубе и обсуждают планы на день. Каждому односельчанину находится общественное задание. Вечерами здесь устраивают посиделки местные бабульки. Их всего-то в деревне девять человек, но они образовали фольклорный ансамбль, который часто ездит с концертами по району. Раз в неделю по воскресеньям сюда приезжают артисты из райцентра.
—Вот так мы живём, - закончила свой рассказ Инна.
Вечером Ваня угощался домашней клюквенной настойкой и обалденными пирожками с черничным вареньем. На столе чего только не было: холодец, сметана, сало, солёности, вкуснейший мясной суп, жареная картошка с грибами...
—Это всё бабушка приготовила сама. Магазина у нас нет, - рассказывала потом Инна.
—А где вы покупаете соль, хлеб, сахар, сладости всякие?
—Три раза в неделю по узкоколейке ходит вагон-магазин. Мы выезжаем на лошадях на станцию и закупаем всё необходимое.
Ночевали молодые по разным углам избы. Инна спала на печке, а Ваня на лавке под образами. Всю ночь по очереди бодрствовали бабушка с дедушкой. Чтобы, не дай Бог, гость не перебежал к внучке на печку.
На другой день ребята решили провести совместное мероприятие. Назвали его «Вечер частушек». Участвовали все жители деревни. Люди пришли в клуб не с пустыми руками. Получилось целое застолье. Под самогончик да под гармошку частушки лились как из рога изобилия. Иван записал их на магнитофон — пригодятся в Комаринском. Такой весёлый и дружный получился вечер! Разошлись после полуночи. Долго ещё на деревенской улице звучала гармошка и звенели задорные припевки.
Накануне отъезда молодые задержались в клубе.
—Здорово у вас тут! Все соседи, как одна большая семья! - восхищался Иван. - И в клубе уютно и тепло! Мне очень понравилось. Отдохнул я чудненько! Надо возвращаться домой. Там меня точно потеряли. Я же уехал, никого не предупредив.
—Жена, наверное, всю милицию на ноги подняла, - Инна вопросительно взглянула на гостя.
—У меня нет жены.
—Значит, разведён?
—Почему ты так решила?
—Такой парень, как ты, не может быть свободным. Нет жены, наверное, есть невеста или подруга.
—Никого у меня нет. Холостой по полной программе.
Инна не смогла скрыть радости в глазах. Лёгкий румянец и улыбка выдали её полностью. Внимательный Веселов заметил состояние девушки, но не подал вида.
Утром Ваню разбудила Инна. Она выбрала момент, когда стариков не было дома и на цыпочках подошла к постели приятеля. Пальчиком провела по лбу, носу, губам...
—Повтори, пожалуйста, а то я не проснусь, - прошептал Иван.
—Вставай, на узкоколейку опоздаешь. Тебе ещё на вертолёт успеть надо.
Ваня пил парное молоко, ел оладьи, а Инна зачарованно смотрела на него.
—Не смотри на меня так, не то сглазишь. Буду каким-нибудь уродом под старость.
—Вань... Я хочу тебе сказать... Я не хочу... В общем, не хочу с тобой расставаться.
—Ты это серьёзно?
—Я, наверное, наивная дурочка, но это очень серьёзно.
Веселов задумался на пару секунд, а потом сказал:
—Не проблема! Поехали со мной!
—Дедушка меня не отпустит.
—Я придумал. Когда будет узкоколейка?
—Через полтора часа.
—Беги в клуб, якобы, по делам. Вернёшься, скажешь деду, что тебя срочно по телефону вызвали в район. Вернее, в командировку. В область. На курсы.
—В пять часов утра на курсы не вызывают. Дед не поверит.
—Давай придумаем что-нибудь другое, - вошёл в азарт Веселов.
Запустив в избу клубы морозного воздуха, на пороге появилась бабушка:
—Ванюша! Хочу с тобой поговорить. Пойдём во двор.
Старики внимательно следили за поведением внучки и гостя все три дня. Сделали выводы. Приняли мудрое решение.
—Через полгода Инночке исполнится 18 лет, - начала разговор бабка. - Нам, милок, недолго жить осталось. Мы с дедом хотим помереть со спокойной душой. А девочка у нас одна. У ней никого больше нет...
—Я здесь причём?
—Кругом на сто верст одни алкоголики да дебоширы. Присмотр за внучкой нужен. А ты парень справный, обижать её не станешь и в обиду не дашь!
—Вы же меня совсем не знаете.
—У тебя глаза добрые. Значит, и душа на месте, и сердце любящее. Даст Бог, доживем, свадебку вам справим. Потом, глядишь, и умирать можно.
—Что вы, баба Рая! Вам с дедом ещё жить да жить!
—Ты не увиливай от ответа. Своего дома у тебя нет, а здесь будете жить-поживать да деток наживать!
—Не знаю. Надо подумать.
—Чего думать? Целое хозяйство я тебе оставляю, а ты думки гоняешь! - услышал Иван за спиной голос деда.
—Здесь работать негде. Чем я детей кормить буду!
—Вот это уже разговор настоящего мужика...
Отпустил дед внучку на неделю. Только сказал:
—Дурить будете, не видать вам свадьбы как своих ушей!
В Комаринское молодые приехали поздно вечером на попутках. Иван пригласил Инну к себе. Постелил ей на диване, а сам всю ночь топил печь. За трое суток дом сильно остыл.