Глава седьмая

Валерий Слободской
На работе, (а что представляет из себя работа таксиста, кроме из точки А в пункт Б? Разговоры господа, разговоры) пассажир потихонечку менялся. Работяги ездить перестали, а по большей части, стали молодые граждане спортивного типа, не понятно откуда взявшиеся в таких количествах и при таком воспитании. Каждый день не известно чем должен закончится. От таких пассажиров было не понятно, то ли  по организму настучат, то ли за проезд заплатят. Торговый люд повылезал из каких-то дырок и предлагал взамен денег всё, что угодно. От атомной бомбы, которую тебе завтра доставят домой, до куска мяса, вместо денег по счётчику.

Вот так на работе я и познакомился с одним парнем. Звали его Серго. Да, да. Серго. Грузин. Грузинского в нём на вид было столько же, сколько во мне еврейского, хотя и он и я чистые по национальной крови с двух сторон до седьмого колена. Впрочем, национальность здесь ни причём. Просто уже создался стереотип грузина торгующего цветами и надувающего тебя при первом удобном случае. Так, такой же стереотип и у еврея, только вместо цветов скрипка, магазин или банк.

Он показал мне туфли, которые приехал продавать и назвал, просто, смешную цену за них. Туфли были отличные. Кожаные, лёгкие как тапочки. Одну пару он подарил мне, чем практически, купил сразу. В основном люди всё время, что-то хотели от меня, а этот доказал сим поступком, что… Сам не знаю что. Просто я ему поверил и всё. Было в нём что-то харизматическое, располагающее. Каким-то образом наше общение перескочило на мою поездку в Сибирь.

Не забывайте, в то время, только совсем уж ленивые граждане не пытались торговать. Хоть как-то, хоть чем-то, но продать. Заработать таким путём немного денег, а там глядишь и собственный бизнес… Причём речь шла только о купи-продай. Да, мы жили в огромной стране не пуганных идиотов и многие ловкие и не глупые люди этот шанс не упустили, сколотив свои первые миллионы. Кто чего стоит, как бизнесмен каждый понял, если успел, много позже.

Не достаточно иметь деньги. Нужно ещё и знать арифметические действия с ними, то есть, умножать и прибавлять, а не только отнимать и делить. Как-то Жванецкий сказал: «Вы дайте ему миллион, и я хочу посмотреть, заработает ли он, за год, хоть доллар. Потратить? Да! А вот, заработать. Это нужно уметь, и не думайте, что это так просто». За точность высказывания не ручаюсь, но смысл донесен, верно.

К чему это я? К тому, что каждый мнит себя великим БИЗНЕСМЕНОМ, не понимая при этом, это не профессия и не занятие, а образ жизни, образ мыслей и вообще целая философия. Если ты не укладываешься в неё, то вылетаешь, в лучшем случае без выходного пособия, в худшем на кладбище. Ничего этого мы тогда не знали, а знали то, что, это же так просто. Купить дешевле, продать дороже. И всё. Осталось только найти покупателя, читай дурака, но в зеркале его никто видеть не хотел и народ ринулся в бизнес.

Я знал абсолютно точно, что продавать не умею. Не моё это. Когда я начинаю заниматься, чем-то вроде бизнеса, у меня получается всё наоборот. То есть вместо купить дешевле, продать дороже, я покупаю дороже, а продаю дешевле. И не потому, что такой болван. Правило не хитрое. Просто, получается только так, а иначе никак. Поток сих не весёлых мыслей я довёл до Серго, когда он мне предложил продать его партию туфель в Сибири. Уговаривать он умел, и к обычному багажу добавилась и сумка. Вот такой «крутой» бизнесмен полетел на зимнюю сессию 1990-го года.

К моему удивлению Игорь загорелся идеей. Понёсся по институту, и в три секунды все туфли были распроданы и народ желал ещё, но… приходите завтра. Игорь носился с идеей собственного бизнеса и был какой-то чумной. То, он собирался ехать в Москву скупать жевательную резинку, то продавать бензин, то ещё что-то. Каждый день он генерировал новые идеи и выглядел как живое воплощение вечного двигателя. Энергии в нём было столько, что я боялся, как бы он не вспыхнул на ходу.

 Попутно решались институтские вопросы, где я стал образцовым студентом, посещая все лекции профилирующих предметов. Оказалось интересно. А когда мне интересно, то конспекты ни к чему, всё оседает в голове и я могу рассказать почти слово в слово всё, что слышал на лекции. За исключением, разумеется, математических формул, которые всё же вносились в конспект.

Любимым предметом стал, разумеется, «Устройство автомобиля». С преподавателем сего предмета мы частенько разговаривали в не формальной обстановке и его интерес к моей скромной персоне был вызван не родственной принадлежностью к Игорю. Получалось, он знает теорию, а я практику.

Я ему рассказывал какие мы вносили изменения в конструкцию автомобиля и как это влияло на ощущения при вождении. Какие изменения были удачными, какие нет. Он рассказывал и показывал как должно влиять то, или другое изменение. Я очень жалел, что раньше, когда занимался спортом не пошёл в институт.

В Киеве есть автодорожный, но кто бы туда принял меня, во первых, бывшего троечника, вряд ли способного сдать вступительные экзамены, (об этом см. выше) во вторых, еврея. Был тогда на Украине не гласный приказ о приёме в ВУЗы национальных кадров. Поверьте, я знаю, о чём говорю. Попутно, коротенько расскажу одну историю, приключившуюся со мной в 1972-м году.

Мой тогдашний друг Петька, зная, что я увлекаюсь радиолюбительством, попросил собрать один приборчик для кафедры физики торгово-экономического института. Я собрал, но настраивать его нужно было только в институте, где это и было сделано. Там же познакомился с профессором этой кафедры, который мне предложил идти к нему лаборантом, после коротенькой беседы и маленького экзамена на предмет умения работать руками, а не только языком. В обмен мне была обещана поддержка при поступлении в институт. Почему так? Так, там же зарплаты кот наплакал. 

Я согласился и на следующий день он, забрав мою трудовую книжку и паспорт, пошёл в отдел кадров. Мы с Петюней сидели на кафедре и ждали результатов. Когда он пришёл, я сразу понял, затея провалилась. Профессор был мужчина грузный, седой-альбинос. Мне было очень неудобно, когда он, весь красный от стыда, извиняясь за других, говорил: „Я никогда не думал, что на Украине существуют такие вещи"! Какие вещи? А в отделе кадров ему сказали открытым текстом, что разных, там, евреев в институт не допустят. Им нужны национальные кадры. Вот так.

Последнее событие, случившееся в эту сессию можно назвать „достача авиабилетов“. Скоро лететь назад, а Игоря кормят „завтраками“ по части моих билетов домой. (В те года поезда и самолёты могли ездить и летать пустыми, а билетов на них всё равно нет. Сам видел.) Наступает последний день и… Ничего. Я беру это дело в свои руки.

Еду в аэропорт. Подхожу к диспетчеру такси и у нас происходит примерно такой разговор:
-Мамочка, привет!
-Привет сынок.
-Есть дело. Помоги киевскому таксисту убраться отсюда.
-А я знаю, что ты таксист!?
-Ну, глянь на мою рожу. Кем я ещё могу быть?
-А я знаю?
-Слушай, ты, случаем не с Одессы будешь?
-А чё?
-Да, отвечаешь вопросом на вопрос. Короче, вот деньги и паспорт. Тут должно хватить. (В паспорте двойная цена билета)
Она посмотрела НА паспорт, потом В паспорт и говорит:
- Ладно. Чёрт с тобой. Приходи в восемь вечера. Получишь свой билет.
 Игорь этим эпизодом был ужасно раздосадован. Как же! Он в своём городе не может достать билет, а вот его брат в чужом… Я ему популярно объяснил, сколько, что и по чём. Он немного успокоился. Всё! Хватит мне на этот раз Сибири. Пора домой.

http://www.proza.ru/2010/05/02/549