Хиле Дебиле

Станислав Сахончик
                Оставив позади  тысячи миль и полдюжины морей  танкер «Илим»подходил к Адену. Дальнейший курс лежал в порт Марсель, где ему предстояло пройти капитальный ремонт  и дооборудование. В танках оставалось несколько тысяч тонн топлива, которые было необходимо слить в береговые резервуары  нашей  военно-морской базы, располагавшейся в то время на архипелаге  Дахлак в соседней Эфиопии. Это было довольно мрачное местечко, раньше, при итальянской оккупации там располагалась каторжная тюрьма ,ну а для наших моряков  Дахлак  был нечто вроде  «зоны отдыха» .
  Отдых, конечно весьма сомнительный, так как возле Дахлака проходили морские пути  контрабандного снабжения  оружием эритрейских сепаратистов  и   кровопролитные схватки  эфиопских сторожевых катеров и   эритрейских шхун в море  были  далеко не редкостью  .
     После короткой стоянки в Адене, танкер ,пополнив судовые запасы продовольствия и заправившись дефицитной питьевой водой для базы, в сопровождении   сторожевого корабля «Летучий»  направился в сторону Дахлака. Ранее никто из экипажа в этих местах не был, поэтому все было в новинку. Стояла удушающая жара, был полный штиль, от испарений горючего над  танкерной палубой стояло марево, через которое  с мостика виднелись только размытые очертания носового флагштока. Народ без нужды на верхнюю палубу не вылезал ,ходил буквально «на цыпочках»,курение было  строжайше запрещено, хотя  моряки танкерного флота  и так подбирались из некурящих. Малейшей искры   было достаточно для  того, чтобы пароход  взлетел  на воздух.
     На подходе к эфиопским территориальным водам  последовала  команда   на  подъем  флага Эфиопии, как это принято по международным правилам.  Боцман  быстро прицепил  полотнище к фалам грот-мачты  и пестрый эфиопский флаг в безветрии повис у клотика.
 Через  несколько часов на горизонте показались плоские неясные очертания первых островов архипелага и подул легкий береговой бриз. Флаг развернулся  полностью и  через пять минут  в ходовую рубку  прибежал  озабоченный радист Серега Молодов с радиограммой в руках. С «Летучего» передали –проверить на соответствие эфиопский флаг. Никто ничего не понял, вызвали на мостик капитана   ,тот , вглядевшись в полотнище  увидел на полосах  изображение династического льва. Мы по незнанию подняли флаг  уже давно несуществующей императорской Эфиопии, с незапамятных времен  валявшийся у запасливого боцмана в его необъятных «шхерах». От международного скандала спасло только отсутствие поблизости эфиопов и то, что новый республиканский флаг быстро передали катером с «Летучего». Боцман, вызванный на мостик, божился ,что этот флаг ему подсунули  мичманы на складе, выдав за новый. Разговор, начавшись с разноса, плавно перешел на тему познаний об Эфиопии.
 Познания, надо сказать, удручали.
  Первый помощник ,прочитавший пару лекций команде на тему  ожесточенной борьбы эфиопского народа с мировым империализмом, утверждал, что  экипаж   в этом деле очень неплохо подкован.   Для проверки этого голословного утверждения капитан   спросил у рулевого матроса  Присяжнюка как зовут президента Эфиопии.
    Тот, с неподражаемым западенским  акцентом  (Мыкола  был  «с-под Ужгорода») флегматично ответил, не отрывая глаз от картушки компаса : « Мынхисту ,значить, Марьям ,и это…значить…Хиле  Дебиле»*.Громовой хохот прокатился по рубке, сразу разрядив напряженную обстановку. И без того румяный   хлопец Мыкола ,поняв, что ляпнул  не то, сразу густо покраснел .Капитан, утирая  слезы ,прерывистым от смеха голосом сказал- «Ну, ты брат и потешил! Это ж надо- «хиле дебиле! Менгисту Хайле Мариам  Дебайле его зовут!». Первый помощник ,в прошлом кадровый офицер-полит- работник  сразу стушевался и обиженно засопел.      
    Веселье прервал  семафор с «Летучего».От берега уже шел лоцманский катер, нам предстояло пройти извилистым мелководным фарватером  в базу и  там разгрузиться.
 База представляла собой  небольшой городок из  сборных бараков, металлических складов ,обнесенных по  колючей проволокой. Кроме того в акватории стоял плавучий док, плавмастерские ,плавучие склады-холодильники СХ, сторожевые катера и несколько судов обеспечения.  Базу охраняли морские пехотинцы  Тихоокеанского флота и эфиопские солдаты по внешнему периметру.
   По берегу лениво бродили тощие эфиопские коровы состоящие,  на первый  взгляд, только из облезлой шкуры натянутой на скелет со здоровенными рогами. Вымени не просматривалось даже в бинокль, зато было хорошо видно как они с аппетитом поедали картонные ящики на свалке за казармами. 
      Пришвартовавшись к пирсу танкер сразу начал разгружаться в приемник берегового трубопровода . Над судном  тут же повисло  удушливое облако паров соляра. В разгар перекачки вышел из строя  береговой насос, и ,чтобы не прерывать процесс, солярку стали закачивать в  автоцистерны прямо через горловины. Все понимали ,чем это грозит, но время поджимало- срывался график прохода Суэцкого канала, согласованный с Москвой.
В это время   на охраняемом матросами  пирсе появилось несколько   расхристанных эфиопских солдат во главе с мордастым чернокожим сержантом.
    Один из солдат ,тощий ,в выцветшей добела форме, корявых порыжевших ботинках и зеленой кепке с болтающимися наушниками ,выглядел колоритнее других. Он держал автомат на плече как дубину, за ствол ,рот был полуоткрыт и под носом подозрительно поблескивал некий  биологический субстрат. В общем  революционный боец был хоть куда! Эфиопы остановились у начала пирса, рядом с Мыколой  ,закреплявшим швартовы  (танкер по мере разгрузки поднимался) и начали рассматривать судно о чем -то вяло переговариваясь. Неожиданно в руках у «сопливого»появилась сигарета  и он полез в карман за зажигалкой… Все оцепенели! Счет шел  буквально на секунды.
   Быстрее всех среагировал  Мыкола. Он с размаху  влепил солдату  хлесткую затрещину, отчего тот, выронив автомат , свалился  с пирса в воду, утащив за собой еще одного солдата и распугав плававших  пеликанов. Остальных тут же на пинках вынесли на берег наши морпехи. Поднялся скандал, который эфиопы кое-как  потом замяли. Трудно даже представить ,что  могло бы остаться на месте  базы после взрыва паров топлива в сочетание со складами боеприпасов.
  Насос  через час ввели в строй, перекачка продолжалась  почти до вечера, к счастью без происшествий. Капитан , вызвав к себе Мыколу , объявил ему благодарность.
Пароход, разгрузившись ,вышел из базы и, закачивая на ходу балласт , полным ходом пошел  к Суэцкому каналу.
   Вечером ,когда народ  на корме оживленно переваривал  ужин и недавние события, Мыкола  стал героем дня. На вопрос ,как это ему удалось свалить сразу двоих, гарный хлопец с важностью ответил:
-  А шо з их ,ефиопов, взять!. Как есть- «хиле, та ще и  дебиле»!
Как ни странно, никто ему более не возражал!      
 
  * Менгисту Хайле Мариам Дебайле.