В собаках

Жука Алексеев
Кто имеет уши слышать, да слышит!
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего
притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того,
что вам дано знать тайны Царствия Небесного,
а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет
и приумножится, а кто не имеет, у того
отнимется и то, что имеет; потому говорю им
притчами, что они видя не видят,
и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество  Исаии, которое говорит: слухом услышите
- и не разумеете, и глазами смотреть будете
- и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих
и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули,
да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их..
(Мф. 13:3-15, 18-19)
 
Лунный свет касался шерсти сидящего на пустыре белого пса и делал её голубой, рядом с белым псом спала его собачья половина, она была загорожена своим охранником от лунного света, но на нее падал свет уютных квартир и красил ей шерсть розовым.

Голубой сидел и всматривался в звездное небо, он думал о том, что завтра они с розовой отправятся на очередные поиски еды и он был спокоен, хотя и не знал, где завтра он окажется сыт, но он знал, что еда -  это то, что дано свыше, а это значит, что она где - то есть. Этого знания хватает любой бродячей собаке, чтобы выжить.

Звон колоколов разбудил Розовую и Голубой, увидев её пробуждение, вильнул хвостом, она подошла к нему и они отправились на поиски пищи. На звон колоколов собирались люди, собаки подошли к ним, ожидая милостыню, но те обходили их стороной и старались не замечать их. Один из спешащих в храм даже пнул Розовую ногой, за что был облаян Голубым; испугавшись, он побежал искать управу в виде живодеров. Голубой решил, что лучше поискать пищу в другом месте. Хотя, жалко было уходить, ведь бывало его здесь кормил один священник, но раз нет еды в этом месте, то ищи ее в похожем. И собаки побежали к другому храму.

  По дороге в храм им попались собачники со своими собаками. Розовая жила раньше с людьми и ждала человека, и каждого человека просила спасти её, наверное, поэтому ей больше подавали, люди чувствовали в ней похожесть, а похожесть у людей дорого стоит. Голубой, напротив, скрывал, даже от себя, своё ожидание человека, он подавлял в себе древний инстинкт и хотел вспомнить более древнее, он хотел вспомнить волка. Волк являлся его советчиком и волк его насторожил. Собаки, живущие с людьми, имеют другую душу по сравнению с дикими, душа домашних создана человеком, а человеческая часто портится бесами, поэтому человекособаки бывают разными, а разными, это значит непредсказуемыми, а непредсказуемость -  это страх, а страх -  это предупреждение. Голубой решил обойти их стороной и узнать их запах. Однако, собачники заметили их и один спустил своего пса с поводка и, подбадривая, направил его к Розовой, которая отстав от Голубого, решила проверить попавшуюся  ей по дороге урну. В это время, Голубой учуял запах пса, несшегося  навстречу  Розовой, то был запах собаки, созданной для убийства себе подобных, Голубой ринулся псу наперерез, тот заметил его и прыгнул, надеясь вцепиться в шею Голубому, но матерый и опытный пес поднырнул под летящего убийцу и вспорол ему живот. Сзади раздавались крики собачников, но Розовая и Голубой были уже  далеко.

Голубой решил переждать с едой и они, голодные, вернулись на свой пустырь. Спустя некоторое время,  Голубой решил вернутся к первому храму. Когда собаки туда подошли, на лавке возле храма сидели два священника - молодой и в летах, тот, что кормил Голубого; собаки сели неподалеку. Священники беседовали о вечном, вдруг, один из них, тот, что постарше, заметив собак, прервал беседу и удалился в храм, оттуда он вынес пакет с кашей и, развернув его, поставил перед собаками, те принялись жадно есть. Священник вернулся к своему собеседнику, который сказал: « Все, ты, отец Владимир, псов к храму приваживаешь, а ведь сказано Спасителем: « Не давайте святыни псам». Отец Владимир ответил: «Все, ты, отец Василий, пытаешся меня обличить, а из Спасителя фарисея сделать, только псами Cпаситель называл гонителей церкви, а по-твоему выходит, что, если он сказал – псы, значит – не давать, а кенгуру – не сказал, значит- давать. Между прочим, он не только животных из храма выгнал, но и торговцев, только  про последних никто буквально не хочет говорить, но зато к бессловесным тварям цепляемся, а они, между прочим, за наши грехи здесь терпят, только, чтобы иерархию не нарушить, не быть выше человека.
- А мы не торгуем, мы пожертвования принимаем,- сопротивлялся отец Василий.
- Ну, а я просто собак кормлю,- поставил точку отец Владимир.
Священники замолчали и задумались.

На следующий день Голубой и Розовая  бежали к храму, но тут их окружили живодеры. Собаки вывернулись и разбежались в разные стороны.

  Розовая бежала прочь из города и, наконец, оказалась в поле, за городом, там она перевела дух и улеглась отдохнуть. Через некоторое  время она услышала шаги - по дороге, проходящей мимо поля, шел человек. Розовая хотела убежать, но человек ласково позвал её, он был с бородой, как тот священник,  который кормил ее, к тому же, он позвал её, а она ждала человека, она верила в человека. И она пошла к нему, этот человек погладил её и ласково позвал за собой, Розовая пошла за ним, не веря своему счастью.

  Голубой бежал на свой пустырь, на свою территорию, там он надеялся встретить Розовую, но ее там не было.

  Человек, позвавший Розовую, оказался старообрядческим иноком, иноком он стал самочинно, он был фарисей и бывший протестант и старообрядчество для него было лишь новым видом протестантства. Человек все сделал в отношении собаки правильно, приведя её в деревню, он сразу определил ее жить во дворе и сторожить дом, за это он кормил ее и относился к ней хорошо, может быть, причина позвать собаку к себе была глубже и он вспомнил, что, будучи  молодым милиционером, хотел овчарку, а Розовая и была овчарка, портили впечатление лишь не поставленные уши, смешно болтающиеся в разные стороны. Инок не мог себе позволить привязаться к твари, его воспаленный аскетизмом ум видел в привязанностях эротическую подоплеку. Он хотел, чтобы у него была собака, но он, встав на путь аскетизма, полюбил давить в себе желания, не делая между ними различия, и в этом стал похож на буддиста, убивающего в себе себя. Неделю Розовая жила у него и он ухаживал за ней терпеливо и бесстрастно. Но вот, однажды вечером, к нему в дверь постучались местные алкоголики - они знали, как надо общаться с «верующими» и попросили не водки, а еды, инок рассудил бесстрастно и, не став соблазнять их деньгами, вывел к ним Розовую, сказав, что собака несравнима с человеком и посему, если другой человек  хочет есть, то надо жалеть его, а не животное, затем он отдал им Розовую на съедение. Ночью она ему приснилась немым укором.

   Голубой бежал за город в поисках Розовой, там, на поле, он учуял  ее запах, была уже глубокая ночь. Пес бежал по следу, вот он зашел в деревню, вот он нашел место, где Розовая жила, но след вел его дальше, туда, где было светло и жарко – в конце деревни полыхал дом, когда Голубой подошел к нему, оттуда из окна выпрыгнула собака, вся черная как уголь, похожая на Розовую, однако, она вела себя странно и заставила встать дыбом шерсть Голубого, глаза её горели и она проговорила: « Вот, мы - в образе собачьем, вышли из этих пьяниц, войдем в этого кабеля и отправимся в его обличье к людям». Голубой отпрянул от своей мертвой подруги и бросился в бегство, он бежал с такой скоростью, с какой  никогда не бегал, а Черная гналась вслед за ним, он с разбегу нырнул под чей – то дом. Черная скалилась, но не лезла за ним, так продолжалось до утра, а к утру она рассыпалась в пепел. Из дома вышел человек со знакомым запахом, это был священник, который кормил Голубого, пес вылез и подошел к нему, виляя хвостом.

- Ну, раз так, оставайся жить у меня, смешно получается твоя подруга - к старообрядцам, а ты, значит, к апостольской преемственности ревнуешь. Ну, молодец, но надо дать тебе имя, хотя имя надо заслужить, иначе, как я пойму, кто ты. Так Голубой стал жить у отца Владимира.

Пришла как-то к отцу Владимиру женщина и говорит: « Батюшка, у меня есть древняя икона, исцеляющая, она мироточивая, так что хочу я это сокровище в церковь Вашу передать». Принял отец Владимир дар и понес икону в храм, к вечерни.

  Голубой остался сторожить дом, только что- то заставило его побежать по следу своего хозяина.
На дороге двое обыскивали убитого священника, один вытащил у него икону: « Нашел доску, все!- сматываемся». Но тут за икону схватились собачьи зубы - Голубой несся прочь с иконой в зубах.

Он оказался у храма, где служил отец Владимир. Там на вечернию собирались люди, увидев пса с иконой, все замерли. Голубой  вбежал в храм, молодой священник успел прокричать: “Не пускайте его -  храм осквернит!»- но было уже поздно - пес был у дверей, они распахнулись и пес обратился в человека, только с песьей головой.
    - Бесы!!!- закричали неофиты.
    - Святой Христофор!*- воскликнули священнослужители.
    - Чудо Господне…- сказал старый иеромонах.
Святой Христофор подошел к аналою и возложил на него икону, после чего приложился к ней. Народ смотрел как завороженный и боялся пошевельнуться.

  Вдруг позади толпы раздался собачий лай, от неожиданности все обернулись. На толпу весело лаял Голубой и вилял хвостом. Когда все снова обернулись ко храму – Святого Христофора уже не не было.
Все молча смотрели друг на друга. Молчание нарушила одна старушка: выдохнув, она произнесла: - Эхе-хе, теперь храм заново освещать…
Отец Василий, стоявший здесь же, вышел из толпы и пошел в храм, в дверях он обернулся - народ зашевелился и пошел за ним. У дверей храма остались двое:  та самая вздыхавшая старушка и белый пес. Оставшись в одиночестве, старушка засуетилась и юркнула в храм, но потом снова показалась из-за дверей и стала звать  туда Голубого, но тот  улегся у лестницы и не пошел.
- Ну, и как знаешь, - буркнула старушка и исчезла за дверью.
Началась служба.

Множество людей пришло хоронить отца Владимира – похоронили  как положено. Отец Василий особенно грустил об отце Владимире и часто подолгу сидел на его могиле, видно было, что он молится, рядом с ним всегда сидел его пес, которого он очень любил – это был Голубой.



* Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки.