Недели строителя

Владимир Горев
      
          Снизу,из долины видно,как с перевала,по длинному «серпантину»горной дороги, медленно спускается грузовой автомобиль. Уже можно видеть,что это седельный тягач «Колхида»,с прицепом–фургоном,выпускавшийся в 60-70 годы на кутаисском заводе в Грузии специально для горных дорог.Его и ждёт большинство собравшихся в долине и с надеждой поглядывающих на перевал.    
         Это было давно,в середине 60-х,но многое помню,как сейчас… 
         Дело в том,что этот тягач,единственное транспортное средство доставляющее несколько раз в неделю,по горной каменистой дороге,сюда в старый кишлак Нурек,на стройку гидроэлектростанции,продукты и, возможно,главное – напитки,каковые именно и ждут.
         И,что  немаловажно,в том числе и спиртные,хотя водки хуже,чем местная из Душанбе,я на белом свете не встречал…
          Все прочие автомашины везут многое другое,но в невероятном количестве,чисто технические грузы: цемент, взрывчатку, металлопрокат, стальную арматуру и драгоценный,в Средней Азии,лес.
             Таких грузовиков гораздо больше, значительно больше,они идут практически непрерывным потоком,если из-за погоды не закрыт перевал, но они,естественно,менее интересны рабочему люду.
                Ещё,дважды в месяц,старенький,но самый настоящий,броневик,с башней и пулемётом, кажется помнящий лихие схватки с коварными басмачами, доставляет,для всей стройки,по тем временам огромную,во много тысяч рублей, зарплату:аванс и получку соответственно.
                Мне всегда казалось,что он устает больше всех других: тяжело ему,в его почтенном возрасте,таскать своё бронированное брюхо по горам и долам,то вверх то вниз.
                Поэтому,он потом долго стоит-отдыхает в тени старых карагачей у здания управления строительством,даже когда деньги уже розданы,а частично и пропиты лихим племенем строителей.Он уже отдышался и теперь,как это принято на Востоке,(а он один из немногих«местных жителей»напрямую  задействованных в грандиозном процессе строительства), тихонько дремлет,прищурив свои, также по-восточному узкие,смотровые щели.
         Найти Нурек нетрудно:если поехать по автодороге из Душанбе в горный Куляб и никуда не сворачивать,то через три больших и множество малых перевалов,проехав 68 километров,Вы спуститесь в долину реки Вахш.Там,где в стремительно несущийся с гор Вахш,впадает мелкий, мутный,весь в брызгах,сай Поворот(это русское название ручья,местного, таджикского, я не знаю),найдете место строительства.
         Сам Нурек теперь уже не тот маленький,дремлющий среди гор,пыльный таджико-афганский кишлак,каким он был многие годы.Его встряхнули,набили пришлым кочевым народом – гидростроителями(тогда,в 60-70 годы мы ставили гидроэлектростанции по всему Союзу),застроили всякими  времянками и постоянными зданиями.
          Соорудили недалеко грандиозный карьер,где берут окатаную самим Вахшем,за долгие столетия,речную гальку,и ещё карьер, поменьше,где добывают глину(из этого насыпают плотину).Рядом поставили бетонный завод с шестью высоченными цилиндрами-«силосами»для цемента и,вдобавок,окружили кишлак большими и маленькими складами.
        Всё это,как и сама стройка,шумит и работает круглые сутки.Кажется,спокойствие и старый уклад сохранили только высушенные горным солнцем старики Нурека.Каждое утро мы видели,как они привычно рассаживаются в единственной чайхане,на свои,постоянно закреплённые за каждым,места.
          Это происходило и происходит обязательно,непременно  и ежедневно,по-видимому в течение многих лет.О чем они там каждый день говорили? На какие темы спорили?
          За те,без малого,сто лет,что они встречаются,каждый Божий день,в этой чайхане,причём«в неизменном составе», они, думается, должны были успеть  переговорить всё и обо всём на свете!
         Когда и мы заходили в чайхану,пересидеть жару за парой чайничков зелёного чая(кок-чай,говорят  на Востоке), они о чем-то,почти всё время, говорили,а то и спорили с неожиданным,для их почтенного возраста,темпераментом:до крика и хрипоты.
            Мы никогда не видели их,да и вообще мужчин из кишлака,работающими в крохотных огородах возле мутных арыков или в горах,на виноградниках – там были только женщины в своих неизменных платках и тёмной одежде.
               Только когда жара становилась нестерпимой,они печально разбредались по домам и тоже пили чай дома, одни,без мужчин,но с многочисленными маленькими детьми.
         Это была любопытная,неизвестная даже нам,много повидавшим,бродягам-строителям,цивилизация – как бы раздельная жизнь и культура:своя для мужчин и своя для женщин.
          Таджики - древний народ,когда-то они жили на плодородных долинах,но жестокие завоеватели,сначала Чингизхан,а затем и Тамерлан вытеснили их в скудные горы…
        Здесь они и живут с тех давних пор,не смешиваясь,но на одной земле с пришедшими через горы,с Юга,афганскими племенами,не обладающими такой древней культурой. Потом,после некоторого времени проживания здесь, начинаешь различать тонкие,изящные лица таджиков или узбеков (тоже иногда встречаются) и плоские,попроще,лица афганцев.
          Вообще,контакты с местным населением были весьма эпизодичны:в числе строителей таджики и афганцы почти не встречались.Помнится,когда корреспонденту «из центра» понадобился представитель местных национальностей работающий на стройке,да еще под землёй,найти его оказалось непросто…
           Хотя там трудилось много народу и объёмы подземных проходческих работ были весьма значительны.Расскажу о них особо.
           Вода к турбинам электростанции, расположенным на поверхности,должна была подаваться,под большим напором, по тоннелям,как по трубам.Для электростанции,вообще, проходилась бездна тоннелей,больше всего было транспортных:по ним день и ночь двигались самосвалы, перевозившие глину и гальку для отсыпки плотины.
          Представьте сечение этих тоннелей, если по ним запросто двигались автомобили,перевозившее по 8 тонн. Строились,также,тоннели аварийного водосброса:на случай переполнения водохранилища.
          Но наиболее интересными представлялись,пройденные с самого начала строительства,водоотводные тоннели. По ним воды бурного Вахша отводились мимо нашей стройки, пока перегораживали его основное русло высотной насыпной плотиной.
        Как вода из поливочного шланга,прежде чем упасть на землю пролетает по воздуху несколько метров,так вода из этих тоннелей хлестала мутной,коричневой,пенной струёй диаметром 8-10 метров, пролетая по  воздуху метров тридцать,прежде,чем с грохотом обрушиться в старое русло Вахша…
           Было особое пижонство специально пройти под этой струёй,хотя выходил ты оттуда мокрым насквозь.Но эти тоннели прекратили существование первыми.Когда надо было начать заполнение водохранилища,их запечатали сплошными бетонными пробками.
            Тоннели были хороши еще тем,что в летнюю южную безжалостную жару,мы украдкой ходили туда…спать.
          Там,в отличие от поверхности,было прохладно,хотя временами и душновато.Это,конечно,противоречило всей технике безопасности,вместе взятой,но было чуть ли не единственным способом выспаться «в холодке».Был,конечно, риск остаться без премии,если заметят(а премия была высокой,часто до 35% доходила).
          Для нормальной работы на жаре выработалось,также, несколько приемов.Во-первых,надо с утра,в упомянутой чайхане,выпить пару,не меньше,литровых чайников зеленого чаю.Во-вторых,в течение дня,до захода солнца,стараться ничего не пить.В-третьих,есть надо в основном местные блюда:острые и перченые,приправленные афганскими жгучими травами,они позволяют «держать тонус» - не уставать в течение дня.
           Вечером можно и нужно пить что угодно и в больших количествах(спиртного - умеренно,но можно).При работе посменно,этот график питья и питания соответственно сдвигается.Работая на ночной смене,желательно днем спать, как сказано выше,в тоннеле.Четкий график сбивался на день-два при получке(авансе),затем восстанавливался,и так до следующих денег.
          Это очень тяжёлая и,главное,опасная работа,проходка тоннелей под землёй на краю света,практически в чуждой, высокогорной стране.Этих людей легко осудить,но можно и понять…
         Строители всегда приходят на пустое место – там негде жить,там нет«удобств»,там нет магазинов и ресторанов, театров и кинотеатров,там нет даже столовых и пивных:всё это строители,для себя и других делают сами.В этом, собственно,их деятельность и заключается – сделать и создать всё для жизни других людей,а самим опять уйти на другое пустое место и всё начать с начала...
                Ведь что такое большая стройка - это такая огромная воронка куда непрерывно сыплется всё:и материалы,и строительные машины,и оборудование для строящегося «объекта»,и сами специалисты-строители,и деньги-деньги-деньги.
         А в результате должно получиться то,что хотели построить эти люди,кто всерьёз с этой стройкой связан.Не важно, движимые ли честолюбием,заработком,желанием созидать,ищущие приключений или еще по каким причинам появившиеся здесь и ставшие частью всего ЭТОГО.
        Нелегко начинать с нуля,даже в молодости,ещё труднее это делать позже,но,большая стройка затягивает,влечёт к себе всю жизнь,не забывается,как первая любовь.На твоих глазах,как впервые,как творение Господа,из небытия возникает жизнь.            
          Поэтому,один раз создав, что-либо,построив,уже не представляешь себе другой работы:всякая другая кажется неважной,вторичной,пресной. Видимо, такими угодны мы Создателю – как созидатели.
              На этом лирику пока закончим,поедем дальше на экскурсию по стройке,первой моей стройке,которая отравила меня на всю жизнь.(Отравила,это значит:«опоила травами», колдовскими, разумеется).
         Будущая электростанция – это прежде всего огромная плотина:между двумя горами надо насыпать третью гору.Так будет поднят уровень воды более чем на 300 метров.
         Позже, когда плотину досыпали «до мерки»,на некоторой высоте от подошвы появилась пунктирная белая полоса – так указали на плотине высоту Эйфелевой башни.А до гребня было ещё 15 метров… 
           Эта рукотворная гора должна не пропускать воду,даже при возможных землятрясениях, ни в коем случае не терять водонепроницаемость,но при этом допускать возможность пропускать определенное количество воды и регулировать её подачу на турбины.
           Для выполнения этих,почти противоречащих друг другу требований плотина будет сооружена из влажной, мятой, мягкой глины,что гарантирует её непроницаемость при любом«смятии»землетрясением.Ширина по низу составит 30 метров,по верху – только 5 метров(для проезда машины).
           Чтобы её не размыла вода,со стороны высокого уровня (гидроэнергетики говорят «верхнего бьефа»)глиняное ядро будет пригружено огромной,также более 320 метров высоты и около 600 метров длины,призмой из насыпной речной гальки.
           Сквозь такую фильтрующую насыпь сама вода, постоянно увлажняя эту глиняную «гидроизоляцию»-ядро, обеспечит её непроницаемость автоматически,почти без постоянной заботы человека.Для контроля этих свойств в толще глиняного ядра оборудуют тоннель-патерну,откуда всегда можно будет посмотреть,как дела,а при необходимости и повысить влажность (т.е. пластичность и водоизоляцию)  глины,нагнетая в её тело  воду или специальные растворы.
           А чтобы чудовищная масса воды,накопленная за плотиной,между двумя горами,не снесла,не сдвинула глиняное ядро вниз,плотину со стороны «нижнего бьефа» также пригрузят отлогой ступенчатой галечной насыпью, только значительно более грандиозной,чем верхняя: высотой,также,более 320 метров,но длиной 950 метров (километр,без малого!).
          Такое сооружение,при нередких в этой местности землетрясениях(Памир совсем рядом!),в ответ на подземные удары не даст течи,а просто немного сомнется мягкое глиняное ядро плотины и немного пересыплется огромная призма пригрузки из гальки.Плотина при этом не потеряет, ни водоупорности,ни формы, ни прочности.
         Русская смекалка!А ведь традиционная бетонная арочная плотина,в таком случае,очень даже просто,треснет или, вообще,расколется и тогда беды не миновать…
          Чтобы подать воду на турбины и получить дешевую электроэнергию(из-за чего и затеяно всё это),в обход плотины,через гору, будут пройдены тоннели-водоводы. Давление воды на выходе,в нижнем бьефе,нетрудно подсчитать,при перепаде 300 метров,составит 30 атмосфер.
           Обычно водяные турбины на реках работают на 0,5 – 6,0(max)атм.Да,хитрую задачу поставили:при таком положении крепь тоннеля-водовода давлением воды изнутри разрывает сильнее,чем давят снаружи горные породы…Но крепь водоводов рассчитана не на силовую нагрузку,а на… истирание обделки тоннеля водой!
            Оказывается,мягкая вода имеет абразивность,как шлифовальная «шкурка»,только во много раз слабее. Толщины 65 мм,оказывается,вполне достаточно на 300 лет работы. Прочность от давления воды и горных пород обеспечивает особый бетон нагнетаемый за металлическую облицовку.
      После монтажа и сварки,швы и сами цилиндры-обделку изнутри шлифуют специальными«шарошками»на особых гидравлических рычагах-манипуляторах, установленных на грузовике,запросто въезжающим в такой тоннель.      
        На словах объяснять долго,да и читать скучно,но,когда стоишь в готовом тоннеле,собранном из сваренных в сплошную трубу и отшлифованных огромных,диаметром 6 метров,цилиндров-обечаек,то как будто стоишь в сплошном цилиндрическом зеркале!Это незабываемое зрелище!
        Вот этим,проходкой и креплением «напорных водоводов»мой участок,как раз,и занимался долгие недели и месяцы,все три с половиной года.Как раз на моём участке тогда  и работал тот самый «местный кадр»,которого нашли для интервью московскому журналисту.
         Звали его Мурад,был он афганцем,но не помню какого племени(это у них, как оказалось,чрезвычайно важно). Работник был средний,не рвался,но и не отставал. Была у него интересная особенность:иногда на него что-то непонятное«накатывало».
        Приходил он,тогда,в кабинку нашего участка,где собирались перед сменой люди,долго и молча сидел на корточках в углу.Потом,дождавшись,когда все,забрав чертежи и инструмент,расходились по местам, вдруг,заявлял на почти русском языке(по-совести,я не сразу научился его понимать):«Началнык,увольниай,работа не буду,Афганистан ходи!»
          Я тогда,уже зная,что будет дальше,сам писал за него заявление о увольнении,ставил внизу свою визу-согласие и протягивал ему.Мурад рисовал,чуть выше моей визы,что-то обозначавшее его подпись,забирал заявление и,бегом(!)нёс его в контору.
        Там тоже находились люди,знавшие,что будет дальше, дело своё они тоже знали и выдавали ему деньги-расчёт.
        Через неделю-полторы,Мурад появлялся опять и караулил меня с раннего утра под чахлыми от жары,недавно посаженными вдоль арыка,деревцами рядом с гостиницей-общежитием, где проживал весь холостой инженерный корпус стройки. Он,нисколько не смущаясь,как будто никуда и не уходил, говорил мне: «Началнык,прыимай,опять работа буду!»
        Самое интересное,то,что он действительно на эти дни, какими-то известными ему тропами(через границу!), пробирался в Афганистан,где у него,по данным одного всезнающего проходчика,«який був з-пид Полтавы»,было две жены и сколько-то детей.
       Это несмотря на то,что ещё одна жена,да и дети,были у него и с этой стороны границы!По приходу,мужики поднимали его на смех: «Что,Мурад,и там работать надо,и там денег«за так»не дают!»Он,совершенно не обращая на это внимания,брался за лопату или перфоратор,и продолжал работу,будто ничего и не было.
           Такие заходы повторялись,почти регулярно,каждые два-три месяца.Потом мы узнали,что «загранкомандировки» совпадали с графиком дежурства на границе,со стороны Афганистана,солдат из его племени.Наших он,видимо,знал, как обмануть…
           Давно я там не был.Где-то прочел на днях,что наша Нурекская ГЭС ещё жива и дает электроэнергию.Но туда я уже наверное,никогда больше не попаду.
          Деревца,что сажали на субботнике,у нашего общежития, наверное,выросли:тополя быстро растут…

21.04.2010.