Дачная эпопея

Ольга Гелашвили
Оказывается слово дача, не фазенда, не вилла, а именно дача,  это придумка  русская, и придумана  она была  еще во  времена царизма, когда ДАВАЛИ наделы  земли, от этого и ДАЧА.

Дача, это - то место, где можно расслабиться после тяжелой недели в городе. Конечно дача, это громко сказано. Просто в Советское время выдавали от организации землю, сначала 8 соток, а потом и вовсе шесть. Земли были непригодными для посадки сельхозпродукции, и их отдавали в распоряжение организаций, а те в свою очередь выдавали желающим работать на земле. Нам досталось болото. Разграничили землю по 6 соток и тянули жребий – всё по-честному. Нам, вовсе ничем не примечательной семье,  досталась лучшая земля, в самом центре болота. Всё это «удовольствие» стоило 60 рублей, на проводку дороги и электричества. В то время 60 рублей, чуть ли не месячная зарплата.
Но что такое месячная зарплата с кусочком земли на природе. Это я уговорила маму взять эту землю. Хоть мне было всего 11 лет, но мне так хотелось быть поближе к природе, к земле, как это было в моём Боржоми. И я не прогадала. Спустя уже почти полвека, дачный вопрос в нашей семье  остаётся очень актуальным.

   Всем нашим товариществом  наняли трактор, сняли верхний  болотный слой, мы купили машин несколько земли, а ведь стоила машина  всего 7-10 рублей, сущие копейки, судя по сегодняшнему раскладу. Сначала ездили без ночёвки, потом поставили палатку, затем сделали деревянный сарай, и спали в нем. Получилось, как в купированном вагоне  поезда - были внизу полки, и наверху.

Разрешено было поставить щитовой домик в территории 6 х 6. Со временем его и поставили. Сейчас, по мере разрастания семьи,это практически уже 2 дома стоит на участке, со своими местами отдыха, балкончиками и верандами, где в жаркий день, или дождливый, можно было укрыться. Еще и тень от деревьев помогала. Впоследствии у каждого моего ребенка была своя комната на столь небольшом, но любимом  участке.

 Посадили деревья, ягодные кустарники,  я научилась сама, еще тогда в детстве, сажать овощи. А знаете, какое это наслаждение ухаживать за собственным садом-огородом. Мы, советские люди, из которых годами пытались «с корнем выцарапать» желание иметь свою ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ни на йоту не отказались от желания иметь её.
Здесь я  поистине была счастлива!!

По весне я закупала семена в надежном магазине, отстаивая очередь, так как дачный вопрос был тогда очень актуален для многих жителей города. Высаживала зелень, это и петрушка, укроп, позже пошла мода и на кориандр, в Грузии эту травку кладут во многие блюда, и лобио, то есть стручковую молодую  фасоль, а также и из семян фасоли коричневого сорта.  Я же приноровилась выращивать  фасоль на своём участочке из этих семян, привезенных из Грузии, подглядывая, как  выращивала  его моя бабуля в Грузии. Очень хотела и соус из сливы сорта  тхемали делать в Москве. Это кислый соус к мясу. Знатоки то знают, как его  с толком для удовольствия  вкусить. Жареный картофель например,  очень ароматен с соусом тхемали.
 Для этого было высажено 2 деревца, привезенные из Грузии. Конечно, было бы удивительно, если бы они прижились в нашем климате, да еще и плодоносили. Но это была не моя задумка, я отвечаю только за своё. Так вот,  оба деревца погибли  в первые, же  зимы.  Но, так велико было желание иметь тхемали собственного приготовления, а не только привезенные бутылочки из Грузии, что я взяла себя в руки,  покумекав немного на этом поприще,  начала готовить этот уникальный соус из наших,  местных ингредиентов!  И получилось не хуже,  а в некоторых случаях, даже и лучше, а главное,  полезнее, потому что количество витаминов там было огромное множество. Просто получай патент на своё авторское кулинарное изобретение!

 В  те  времена, когда еще ничего нельзя было купить в магазинах, и витаминные фрукты для моей большой семьи также было купить проблематично, дачные поделки мои впрок, ну и конечно фрукты и ягоды, типа черной смородины, а также и облепиха, просто спасала положение с ВИТАМИНАМИ для детей.  Выращивала:  кабачки, морковь, свеклу, листья которой, также употреблялись в пищу, у хитроумной хозяйки  не пропадало ничего.
 Это и весенний борщ, с добавлением молодой крапивы. А уж как вкусны эти листья в грузинском блюде пхали - перемолотые грецкие орехи с добавлением этих свекольных  листьев, и даже, ЛЕБЕДЫ, вроде, сорная трава, но вкуснее в ПХАЛИ - ничего нет!

  Салат, даже кресс-салат,  в переводе на грузинский  язык - цицматы,  без которого  также ни один грузинский стол  не обходится. Потому что очень уж он вкусен с сыром сулугуни.   Редис, ну и  конечно же,  огурчики. Этот овощ, как вы можете понять, любили все. Свежие огурчики с грядки - то,  что нужно для полного счастья на дачном столе!! Только по весне обязательно на грядку под плёночку высадить  семена нужно было, затем не забывать удобрять, окучивать и поливать. Вот, нехитрый уход за любимым овощем!

 Сейчас, когда всё уже доступно,  также не ленюсь, продолжаю выращивать на участке все эти овощи, приобщая уже внуков своих к  работе на земле. Когда, то приучила своих детей ухаживать за участком, и мне приятно отметить, что каждый мой ребенок, ныне уже взрослый  человек приезжает со своими уже детьми, моими внуками, и нет у них  распри, кому всё это принадлежит.  И мне отрадно отметить - у нас большая дружная семья, со своими дачными традициями. Это вечерние совместные  посиделки  с шашлычком, бутылочкой  прекрасного вина, и, конечно же,  со своими выращенными овощами на салат!
 
В те давние Советские годы,  приходилось долго ехать на метро, затем в электричке 1 час  порой в переполненном вагоне, который «штурмом» брали на платформе. Но мест всё равно никогда не хватало на всех!! Кстати, в фильме «Москва слезам не верит» показано, как тогда это всё было. Настолько достоверно, что и не зря он получил ОСКАРА. Правда, электричка там была полупустая, на самом-то деле всегда они были переполнены, потому, что их было немного, ходили редко, а в пятницу – за город, и в воскресенье обратно в город   - люди «болтались как сельди в бочке»! Но, всё равно, счастью,  не было предела. Или МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ, или другого времени  не знали? Сейчас АВТОМОБИЛЬ, да и в магазине ВСЁ можно купить! Но тогда эти 6 соток помогли мне ВОСПИТАТЬ МОИХ 3 детей!
...
Лика, внучка моя проснулась. Зубки лезут, спит неспокойно. Время 3.30. Угомонилась. Но теперь я не могу заснуть. Наверно,  дело к старости, хотя не хочется себя списывать со счетов, пока ты кому-то нужна! У тебя ведь четверо внуков! Брезжит рассвет. Выходишь на улицу, довольно прохладно. Вот, маленькая птичка собирает сухенькую травку в клювик, одну, две…штучек 7 выщипал (думаю, это самец, готовит суженой своей гнёздышко для продолжения рода своего). Я стою, затаив дыхание. Она меня видит, но верит в меня! А я приветствую труд любой ТВАРИ БОЖЬЕЙ!

Пытаюсь заснуть. И вдруг «ку-ку», «ку-ку» - КУКУШКА. Понимаю, снесла своё единственное яйцо, да еще и в гнёздышко к какой-нибудь маленькой птичке, улетевшей за кормом. Кукушка и не виновата в своем преступном замысле. Она так часто должна нести эти яйца, что если бы ей и захотелось воспитывать своё дитя, она бы и не смогла прокормить его, попросту, не успела, ведь уже и следующее яйцо на подходе. Кукушонок вылупливается из яйца, и ему уже не хватает корма вновь избранной мамочки, тогда он выталкивает из гнезда всех своих собратьев, чтобы остаться одному. А мамочка «с ног сбивается», чтобы прокормить это прожорливое «сокровище»!
 И, не так ли поступают   СИЛЬНЫЕ   МИРА СЕГО?!