Память предков

Сергей Вшивцев
На фото мой дед Вшивцев С.И. 1941 год


Читаю про войну 41-45 гг... И вспоминаю своих дедушек...

Дед Артем воевал в финскую и Отечественную...
Помню его серенький пиджачек с ординскими планками...
О войне рассказывать не любил... Только один раз обмлвился какое было у него оружие, когда увидел меня маленького, бегущего с игрушечным пистолетом. Запомнил на всю жизнь - ноган... Спасал его не раз... Умер 25 лет назад...
Сын Артем, который не желает со мной видеться назван в честь него...

Дед Сергей воевал на Халхин-Гол, а потом в Отечественную в 1941 под Ржевом и в 1943 под Курском... имел тяжелые ранения, инвалид войны... Умер 10 лет назад...
Меня назвали в дань уважения этому человеку...

Бабушки мои тоже пережили войну. Бабушка Лиза, потерявшая двоих детей во время войны работала в тылу, была в эвакуации... Бабушка Катя, работала в госпитале медицинской сестрой... Имела медаль за отвагу...

Воспоминания о Прохоровском сражении, записанные моим братом Вшивцевым Володей, со слов деда Вшивцева Сергея Ивановича.

   

"Под Курском я был заместителем командира части танкового батальона из резерва. Часть наша называлась батальон Резерва Ставки Верховного Главнокомандования. У нас было 30 Т-34 и под моей командой 20 СУ-76М. Для прикрытия танков в бою от действий немецкой пехоты и артиллерии. Чтоб танки не отвлекались от основных задач - уничтожения танков противника и марша в его боевые порядки с уничтожением коммуникаций штабов и подходящих подкреплений.

   Немцы танковые дуэли не любили, они предпочитали с нашими танками бороться артиллерией и самолетами. Под это в основном и обучались.

   В районе Прохоровки нашей части приказали вступить в бой и уничтожить группу прорвавшихся Тигров с мотопехотой. Самоходки должны были по пехоте стрелять, бронебойных снарядов на каждой было по 3, остальные - фугасные.

   Что-то порядка 25-27 Тигров, а сколько пехоты и транспортеров - не знаю, пыль, плохо видно, да и мало понятно, транспортеры-ли это.

   Начали бой, пехоту положили достаточно быстро, она залегла под огнем моих СУ, а танки и сами транспортеры пошли на нас, даже наверное их самоходки там были.

   Командир приказал 34-кам раздаться в стороны и пропустить Тигры как в коридор, а потом с бортов их бить, основное - "Только не в лоб!", а немец ломил на пролом, игнорируя все и то, что пехота его лежит, и маневр наших танков.

   Они пошли как на таран. Командира ранило, но машина его была цела. Я принял командование, пересел в его танк из самоходки.

   Самоходки наши так и не дали подняться пехоте, а Тигры вошли в коридор и стали гореть, вот только связь с авиацией у них была лучше нашей... вернее их реагировала быстрее, пожгли мы около половины Тигров, а сами потеряли только 5 машин, хорошие у нас были механики-водители, вертелись юлой, и тут появились их штурмовики и стали бомбить, мой танк накрыли почти сразу.

   Ну что дальше не помню, ранило... повезло... случай.. я в тот момент из танка высунулся, чтоб получше видеть, в триплексы-то все не увидишь, а как товарищей на Тигры наводить? Меня опрокинуло внутрь танка и люком по голове дало, практически спасло от осколков разорвавшейся бомбы, механика убило, а башнер тоже выжил. Видно бомба не в сам танк попала, а где-то близко перед ним, однако в госпитале с контузией и ранением был...

   Потом ребята писали, что наши истребители отогнали штурмовики, а от Тигров мокрого места не осталось, а у нас 8 тридцатьчетверок уцелело в том бою да 11 самоходок в роще укрылись и оттуда добили пехоту и транспортеры.

   Наши танкисты в принципе вовсе не сидели в танках до последнего... пока тот не взорвется, ну только если выхода нет, а выскакивали и отходили к пехоте или в тыл, а машина тридцатьчетверка - живучая, они очень часто после ремонта в ближнем тылу снова в строй быстро возвращались."