Повесть о войне. Угодчане. ч. 5. До последнего пат

Коршуниха62
До последнего патрона

О кавалере двух орденов Славы В.И.Ветрове мне хотелось рассказать еще в семидесятые годы, когда он возглавлял коммунальную службу райцентра. Волосы его тогда были черные, глаза голубые. Много курил, не жалея здоровья. Ветеран с такими высокими солдатскими орденами чуть ли не Герой, одного не хватило, но Василия Ивановича не удавалось пригласить к разговору, наверное, ему было слишком тяжело бередить незаживающие физические и душевные раны? Зато с удовольствием рассказывал, сколько сотен метров тротуара уложили на Жуковских улицах, какое количество кустарников посадили. Из МПКХ в 1981 году уходил на пенсию.
Не успел полностью отдаться домашним заботам, до которых в период трудовой деятельности руки не доходили, районные власти упросили его годок поработать председателем Чубаровского сельсовета, потому что имел большой опыт: возглавлял Кудиновский сельский Совет Малоярославецкого района, затем Тимашовский Боровского района. Согласился. Но вместо года целых семь лет отработал! Каждый день в Чубарово ездил на рейсовых автобусах, что нелегко ветерану, израненному фронтовику. Какое-то время В.И.Ветров перестал встречаться на остановках, спешащим на работу, значит, точно, ушел на заслуженный отдых. Да и пора – за плечами 52 года трудового стажа!
С тех пор мне о нем ничего не было известно. 14 апреля 1995 года в телефонной трубке раздался знакомый голос. Василий Иванович сообщил, что в этот день 50 лет назад его тяжело ранило в третий раз. Это произошло на четвертый день штурма Кенигсберга. Видно, особая атмосфера подготовки к празднованию 50-летнего юбилея Победы, повышенное внимание к фронтовикам всколыхнуло душу ветерана и ему, наконец, захотелось поделиться воспоминаниями. Договорились о встрече, чем я и воспользовалась без задержки.
Дверь квартиры открыл сам хозяин, поседевший, похудевший, супруга его из-за высокого давления лежала в кровати. Затем поднялась, угостила чаем. Скромная обстановка жилища говорила о том, что Василий Иванович не злоупотреблял служебным положением, жил на зарплату.
После безвременной смерти сына и недавно перенесенной тяжелой операции Василий Иванович стал понемногу приходить в себя, силы возвращались медленно. Но и в таком состоянии его не покидает доброта, открытость души, скромность  - позже поняла, что позвонил он не ради того, чтобы рассказать о себе, а вспомнить о своих погибших товарищах.
Их уходило на войну из родной деревни пятеро, вернулись двое, трое погибли при освобождении Прибалтики, не дожив и до 18 лет.
Первый раз Василию Ивановичу принесли повестку из Сампурского райвоенкомата Тамбовской области, когда он учился в сельскохозяйственном техникуме,  ему не хватало двух месяцев до семнадцати лет. Два месяца провел в военных лагерях, потом отпустили домой. В ноябре 1943 года заплакали мать и отец, провожая на войну младшего сына. Старший Иван Иванович, 1911 года рождения, погиб в 41-м под Курском, оставив жену и двух детей. Михаил и Николай сражались на фронтах. Что судьба уготовила четвертому сыну, этого никто не мог предполагать.
Пятеро друзей- односельчан с ноября 1943 по май 1944 года учились в городе Ртищево, затем Вольске Саратовской области в школе отличных стрелков-снайперов. Спали на одних нарах, сдружились, как родные братья. Всех выпускников школы, людей разной национальности после формировки в Дрогобужских лесах Смоленской области направили на 1-й Прибалтийский фронт, позже переименованный в 3-й Белорусский. После смерти от ран И.Д.Черняховского командующим фронтом стал И.Х.Баграмян. До места назначения пешком прошли 1700 километров за 27 дней.
В первых боях Василий Иванович потерял друзей. 28 июля 1944 года у города Ранегова погиб Александр Семенович Ушаков. При освобождении города Пилау был убит Алексей Иванович Карев. В конце октября похоронил Владимира Васильевича Третьякова. Выжили лишь они с Н.И.Савельевым, продолжали дружбу после войны. В 1946 году встретились на родине. В 1988 году Николай Ильич разыскал Василия Ивановича в Белоусове, а через год он умер.
Сейчас политики и некоторые историки говорят о примирении бывших противников. Но разве не свидетельствует об этом победа советского народа в мае 1945 года? Мы с симпатией относимся к послевоенному поколению немцев, к их достижениям в мирной жизни. Но как можно забыть агрессию гитлеровской Германии, вероломно напавшей на СССР ради завоевания чужих территорий? Разве можно забыть то, что хранят в своей памяти ветераны?
Василий Иванович не может смириться с жертвами и разрушениями войны, отнявшей у него брата и самых чистых существ на свете – друзей детства. О них он помнит постоянно, так же как об осколках, которые носит в своем теле. Один притаился под нижним веком левого глаза, операцию делать опасно, сколько их еще блуждает  в теле? Недавно в больнице один вышел самостоятельно из-под кожи головы, напомнив о ранении и контузии при форсировании Немана и о первой медали «За боевые заслуги».
Менее года участвовал Василий Иванович в боевых действиях, но был три раза ранен, контужен, получил пять боевых наград. «Глупой был», - несколько раз произнес эти слова с диалектным произношением Василий Иванович, подчеркивая свой юный возраст.
Наступление Красной Армии на Запад в 1944 году было развернуто на всех фронтах. 3-й Белорусский приближался к границе с Восточной Пруссией. Бои шли у города Жигайцы в Литве. Стрелковый батальон, в составе которого воевал В.И.Ветров, преодолевал оборонительную полосу. Вот дальнейший рассказ ветерана:
- Перешли первую и вторую линию проволочного заграждения, которые отстояли друг от друга примерно на 500 метров, подступили к третьей, немцы начали бить. Мы засели. Они пустили танки. Бой продолжался часов пять. Садилось солнце. Фашисты решили, что всех уничтожили, но на правом фланге нас осталось трое, и мы продолжали сопротивление. Один выстрелил из ПТР – немецкий танк загорелся, другие повернули обратно. Примерно в 40 метрах от нас появилось человек 15 пехотинцев. Патроны у меня были на исходе, я убил несколько человек. Один патрон и гранату оставил для себя. Сдаваться было нельзя – не потому, что свои накажут, все знали о зверствах и издевательствах немцев: они обливали пленных бензином и поджигали, четвертовали. Уже и чеку из гранаты вытащил, но немцы почему-то дальше не пошли.
Ночью мы сидели в их траншее, потом отошли метров на 200. Опять появились танки. В четыре часа утра стали бить наши. Вдруг по траншее пробирается человек и говорит:
- Я старшина Смертя. Кто тут есть живые? Утром нас всех троих наградили орденом Славы 111 степени. Всего в батальоне из 300 человек уцелело пятеро. До Восточной Пруссии оставалось преодолеть с ожесточенными боями пять километров.
Особенно запомнился Василию Ивановичу штурм столицы этого края - города-крепости Кенигсберга в апреле 1945 года. К тому времени В.И.Ветров стал наводчиком 82-мм миномета. Город брали штурмом 4-5 дней, не давая врагу никакой передышки. За 15 минут по целям выпускали по 20 «беглых» мин, ствол миномета раскалялся докрасна.
За штурм Кенигсберга Василия Ивановича в числе других 10 апреля наградили орденом Славы 11-й степени и медалью «За взятие Кенигсберга».
14 апреля при взятии одной высотки Василия Ивановича ранило в правую руку в область локтя и в правый бок. Первую операцию делали в палатке, вторую в тыловом госпитале в г. Хайнрихцвальде, затем тяжелораненых направили долечиваться на родину: в г.Кулебяки Горьковской области.
27 августа 1945 года он обнял мать, отца, сестер. Позже вернулись с войны два брата.
Родители рассказали, что вскоре после окончания войны к ним приходили из райвоенкомата, приносили письмо, возможно, с сообщением о новом награждении. Но его содержание так и осталось неизвестным, видимо, письмо затерялось при пересылке из госпиталя в госпиталь, где он пролежал почти полгода. Будет неудивительно, если спустя годы вдруг отыщется Указ о награждении и В.И.Ветров получит очередную боевую награду.
Вернувшись с полей кровавых сражений, В.И.Ветров продолжил учебу в техникуме, прерванную войной, получил специальность техника-полевода. Работал в Тамбовской и Калужской областях. На калужской земле в Детчине встретил свою любовь Марию Егоровну, работавшую агрономом в семенной инспекции. Не расстаются с ней 45 лет. Воспитали трех детей. С сыном случилась трагедия. Две дочери, три внука и внучка живут в Обнинске. Очень любят дедушку и бабушку, приезжают к ним каждый выходной. Видеть их здоровыми и счастливыми в мирном мире – самая большая награда для ветерана. Он свято хранит память о своих товарищах и всех, не вернувшихся с войны, которые ценой своей жизни отстояли Мир, внесли вклад в завоевание Победы.