Любовь зла

Анатолий Имгер
Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым.
                Гиерокл.

Ему показалось, что при последнем посещении острова забыл затушить костер. А рядом – стог сухого сена и заросли пихты. Дунет с берега ветер, полыхнет – и вся территория превратится в пустыню. Весь день мучила Вежина эта дурная мысль, а к вечеру он заправил машину и покатил в деревню. Кажется, остров по-прежнему зеленел пихтарником. На всякий случай Вежин отвязал от бревна лодку, взял шест и поплыл.
Все оказалось хуже, чем предполагал. На месте стога осталась куча грязного пепла, край леска был явно задет огнем.
- Склеротик! – выругал себя Вежин. - Так я же не нарочно, случайно.
В деревне ему сказали, что направление ветра переменилось и огонь угас сам собой.
- Не майся, ты не виноват, - сказал мужик, владелец лодки. - Со всяким может случиться!
Чтобы успокоиться, Вежин разжег костёр, заварил чаю и, уставившись в блики пылающего огня, стал размышлять. Злость, доселе клокотавшая в душе, в первую очередь на себя, куда-то стала уходить, её незаметно для адвоката вытесняли мысли. Мысли о подзащитной, женщине-детоубийце, поступки которой у нормального человека могли вызвать только отвращение.
  Но отвращения не было. Было недоумение. Можно  совершить преступление по неосторожности, по дури, в конце-концов, но – из любви к абсолютно недостойному человеку – зачем?
Не было и не будет такового в акватории реки. Вежин его сюда не допустит. Здесь все течет издавна по своим канонам. Здесь берег надежен, а течение воды – вечно. Дурно иное: в этой воде плывут останки невинных жертв. Тысячелетиями, которых не измерить…

Ирина Салтыкова родилась в одной из деревень Томской области. Кроме неё в семье было два брата и сестра. Семья считалась вполне порядочной. Среди домочадцев царили уважение друг к другу, любовь и взаимопонимание.
Молодая мать Ирины очень рано овдовела и стала  часто болеть. Все домашние заботы легли на плечи девушки.
Закончив среднюю школу, Ира перебралась в областной центр, устроилась на завод, ей выделили место в общежитии.
Там, не отходя, как говорится, от станка, и познакомилась с молодым токарем, который уж очень понравился. Молодые стали жить вместе, сыграли свадьбу. Через некоторое время появился сын. Назвали Степаном Федорычем. Муж оказался спокойным, непьющим, всё свободное время отдавал  ребенку, любимой жене.
Ирине казалось, что так будет всегда. Она радовалась. Однако через год или два на семейном небосклоне замаячили хмурые тучи. Фёдор стал поздно возвращаться с работы, иногда нетрезвым.
Соседи все чаще видели Ирину в слезах. Вскоре Фёдор сообщил жене, что полюбил другую женщину, и собрав свои нехитрые пожитки, ушёл. Ирине было очень тяжело. Муж присылал мизерные алименты, средств не хватало. Но она была хорошей хозяйкой, трудолюбивой, поэтому со временем все наладилась, о своём муже Ирина стала забывать. Жизнь шла своим чередом, сын подрастал, Ирину перевели на   высокооплачиваемую работу.
Однажды она пригласила домой сантехника - кран починить. Сантехник был молодой, симпатичный. Между ним и Ириной возникли теплые отношения, а вскоре она почувствовала, что влюблена в Ивана. Через два месяца Иван перебрался жить к Ирине. Все ничего, только пришлось наступить женщине на те же грабли.  Разбитным и донжуанистым оказался суженый. Все его интересы были сведены к тому, чтобы приклеиться к какой-нибудь молодке. Иван хвалился друзьям, что у него было не менее полутыщи женщин.
Интерес Ивана к женщинам был далеко не бескорыстным. Знакомясь с ними, он старался увлечь и обольстить их, а затем занимал деньги. Красивый мужской голос, набор дежурных комплиментов, вкрадчивые манеры неизменно помогали альфонсу добиваться успеха.
Ирине после длительного одиночества было приятно внимание Ивана, и она быстро подпала под его влияние. К этому времени она переехала в просторную однокомнатную квартиру, которую ей выделили на заводе за добросовестный труд.
Иван попросил - и Ирина оформила на заводе ссуду. Всю сумму передала главе семьи  для приобретения мебели, одежды для него. «Ведь обносился донельзя», - с жалостью думала она.
И тут через короткий промежуток времени отношение Ивана к Ирине резко изменилось. Он стал холодным,  больше не говорил ей, что любит, что она - самая красивая. Через месяц родимый уехал в другой город, сказал, что на заработки. Пояснил, что ему предложили новую работу. Он на новом месте освоится, а затем заберёт Ирину со Степаном. Однако проходили дни и месяцы, от Ивана не было вестей.
Ирина, узнала, где находится Иван. Оставив сына на попечение подруги, помчалась к пропавшему. Разыскала непутёвого. Иван был недоволен ее приездом, груб. Он сказал, что к Ирине больше не вернётся, потому что живёт с другой женщиной. Причиной разрыва, по словам Ивана, стал ребенок Ирины. С ним сложно налаживать совместную жизнь, уже сейчас вон как своенравен. Он Ивану мешает - прямо обуза! Ирина плакала, уговаривала вернуться, но ее бывший сожитель был непреклонен.
Приехала домой убитая горем. Там её ждала ещё одна неприятная весть: ее уволили с завода по сокращению штатов. Через месяц Ирина получила от Ивана письмо, в котором любимый пояснял, что её одну он взял бы к себе, да Степу девать некуда, а видеть его он больше не желает. Измученная  женщина принимает решение отвезти дитя в деревню к матери или родственникам. Села на поезд и прибыла на станцию, от которой нужно было еще пятикилометровку топать на своих двоих. На автобус рассчитывать не приходилось, последний ушёл три часа назад.
Вечерело, происходило это в середине января, в лютые крещенские морозы. Исхудавшая, подавленная безысходностью положения, женщина медленно брела по дороге с малышом.
Через некоторое время Степка стал жаловаться на холод, захотел есть. Будущее казалось Ирине до предела мрачным. А прошлое давило тяжёлыми воспоминаниями. Встряхнувшись, она заметила, что дорога ведёт вдоль берега реки. Слева, на расстоянии нескольких метров, парила большая полынья. Ирина остановилась, поставила мальчика на снег, развязала бечёвку, которой была замотана сумка с вещами и обвязала ему ноги. После чего столкнула сына в прорубь, головой вниз. Мальчик без крика пошел ко дну. 
Измождённая, в обморочном состоянии, упала у края проруби и потеряла сознание. Очнулась, почувствовав, что замерзает. Встав на ноги, медленно побрела в деревню.
Когда родственники встретили её, сразу стали спрашивать, где  Степа.
Ирина сказала, что тот умер от болезни и она его похоронила. Однако, глядя на нее, родня почувствовала что-то неладное: «Врет Ирка»! На следующий день ее мать обратилась в милицию. Сотрудники задержали женщину, и та на первом же допросе дала признательные показания.
. Ознакомившись с материалами уголовного дела, Вежин решил встретиться с подзащитной и посетил следственный изолятор, в котором находилась арестованная. Ирина сидела перед адвокатом с потухшими глазами, апатичная, совершенно безучастная ко всему. Она нехотя стала отвечать на вопросы.  Рассказала о своих отношениях с Иваном и деталях убийства  мальчика.
Такой же молчаливой и безучастной она была в суде.
Исходя из поведения Салтыковой, во многом неадекватного, и некоторых противоречий в ее показаниях относительно моментов убийства, времени, места, защитник заявил ходатайство о проведении комплексной, судебной психолого-психиатрической экспертизы. Вежин подозревал, что случившееся коренным образом повлияло на волевые качества и умственное состояние женщины. 
Однако эксперты признали Ирину вменяемой.
По ходатайству Вежина в судебное заседание был вызван известный психиатр, профессор Хохлов А.М.. Он пояснил, что, хотя Салтыкова и признана вменяемой, но несомненно в момент совершения преступления подсудимая находилась в аффективном, импульсивнрм состоянии, осождаемая социальными проблемами.Выявленные симптомы помрачненного сознания, вызванные эмоциональным напряжением, возникновение и развитие которого обусловлено длительной психотравмирующей ситуацией. Возбудимость, установленная в процессе обследования подсудимой, послужила благоприятной почвы, для принятия всего того, что внушал Салтыковой её возлюбленный. Её воля растворилась под его влиянием, она стала жертвой настойчивого, хитрого, жестокого  и коварного человека, который довел ее до душевного опустошения и слабости. Способность осознавать значение совершаемых ею действий либо руководить ими сохранилась у подсудимой лишь в ограниченных пределах.Имеет место так называемое помутнение рассудка, при этом отрицается состояние физиологического аффекта. Судья и прокурор очень внимательно слушали выступление адвоката. Вежин говорил, что самое страшное наказание,которое может быть назначено подсудимой, она уже вынесла сама себе, просил обратить внимание на личность Салтыковой, которая полностью признала вину, раскаялась в содеянном. Ирина с печальным взглядом сидела сгорбленная, почерневшая от горя, превратившаяся в старушку, ожидая своей участи. Судом были приняты во внимание заключения экспертизы, показания эксперта психиатора в судебном заседании, а так же позиция адвоката о том, что Салтыкова заслуживает снисхождения.
Салтыкова была приговорена к трем годам шести месяцам лишения свободы. Вскоре Ирина была условно-досрочно освобождена из исправительной колонии.
Вежин встретил свою подзащитную случайно, теплым майским вечером на улице. Под руку… с Иваном. Адвокат машинально поздоровался, затем быстрым шагом, не оборачиваясь, направился домой. Там позвонил коллеге и сказал, что устал и вполне легитимно берет отпуск на три дня. Потом сел на электричку, добрался до деревни на берегу Томи, отвязал лодку своего знакомого и переплыл на остров, который был им облюбован, может, сто, а, может, тысячу лет назад - столько всевозможных дум и переживаний с ним связано!..
В этот раз он распочал бутылку привезенного с собой коньяка. Никак не спалось. Рядом ревела сирена катера, которую то и дело включал подвыпивший моторист, на берегу лаяли собаки, играла гармошка, хохотала молодежь. Праздновали чью-то свадьбу. Но все это - мимо. Он лежал на подсохших снопах осоки и плакал. Единственный, кажется, раз в жизни. Он был уязвлен в самое сердце.
Больше за подобные дела Вежин не брался…