Критические заметки о марксизме-15

Сергей Корягин
 Маркс – ученый, и место ему на лестнице познания обеспечено. Но он еще и марксист, навязавший миру тоталитарную идеологию. Здесь суждения различных людей различны. Труд. Это, по Марксу, в основном, труд пролетариата, физическая работа с минимальным участием мозга и нравственных усилий. Буржуазия – эксплуататор, потому что физически она не работает. И вся трудовая теория стоимости марксизма на этом построена. Маркс шел за Адамом Смитом, Давидом Риккардо, но «усовершенствовал» их идеи, исходя из якобы ведущей роли пролетариата в историческом процессе.

Я нахожу теорию стоимости Маркса не соответствующей сегодняшним реалиям. Сегодня стоимость товара (это не только сюртук, сапоги, мясо оленя, лосось) создают все, кто участвует в процессе производства и его обслуживает. Все т.н. бюджетники, я уже не говорю об ученых. И эксплуататором является не буржуа (он инициатор производства, организатор и главный менеджер), а политический режим, который загоняет граждан в колхозы  и ГУЛАГ. Образцом эксплуатации здесь был  большевистский режим. Слишком часто враги свободного общества ссылаются на те 1000%, ради которых буржуа якобы готов на любые преступления. А на что готов правитель-марксист, чтобы  удержаться у власти, расширить и укрепить ее?  Об этом даже страшно говорить.  10 февраля 2008 года.


Разговор о тоталитаризме должен быть увязан с пониманием целостной концепции исторического развития. Марксизм – это одно понимание, либерализм – другое. Пока российская интеллигенция сидит в марксизме, простите, по уши, мы не продвинемся в сторону истины.

Классы – есть, об этом никто не спорит. Есть и будут, потому что бесклассовое общество по естеству невозможно. Как невозможен человек с одной ногой, с одной рукой, с одним глазом, одним ухом (инвалиды не в счет), как невозможен однополый род людской, так невозможно и одноклассовое (бесклассовое) общество.
 
Касты, сословия, классы – совсем не случайное явление в истории. Они разделяли общество и создавали стимул развития. Когда становились тормозом – случались реформы. Или революции и гражданские войны. Исчезнут экономические классы – появится другая форма противостояния и сотрудничества. Разделение граждан в обществе по способностям, по социальному положению, по экономическому положению – вечно в той же мере, в какой вечно человечество на этой земле. Здесь просто нужна разумная мера. Марксова идея о сознательном построении бесклассового общества – реакционный бред, который уже обошелся миру в десятки миллионов загубленных жизней. И еще обойдется, потому что марксистов не сеют, не выращивают – они размножаются естественным способом, как сорняки.  Особенно в России, где сознание интеллигенции заражено марксизмом до последней  извилины в мозгу.

О причинах появления государства. Роду, племени, этносу, любому объединению, кроме средств пропитания, нужен орган защиты от внешнего врага,  который не только отнимет кусок хлеба, мяса, но убьет или уведет в рабство.  (Разумеется, и от внутреннего «врага» – от политического и уголовного преступника.) Свой правитель тебя не тронет, даже защитит, если ты заплатишь ему дань, а пришелец не пощадит. В этом основная функция государства. Так было, и так будет. Защищает государство интересы господствующего класса? В его лучшем варианте оно блюдет интересы всех групп и индивидов, и несоблюдение принципа равноправия чревато конфликтами и ослаблением его политической крепости.

Конечно, во главе государства стоят самые способные, самые сильные и умные – и это опять же от естества, от природной субординации. Искусственно, с помощью срезания голов уравнять сильного со слабым, умного с дураком могло прийти в голову только своеобразным деятелям, какими были Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Вывод мой прост: в обозримом будущем (не будем заглядывать в вечность) классы и государство останутся существовать. Поэтому давайте думать о том, как построить справедливое общество не по предписаниям вождей-фанатиков, обещающих народу молочные реки с кисельными берегами, а по разуму и по опыту. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 

Я различаю два виде демократии – тоталитарную и либеральную. Низам ближе тоталитарная демократия. Это – формально свободные выборы под присмотром власти. Хорошо организованные, со всеми процедурами, но жестко контролируемые. Это – власть представителей низов: в центре – вождей, склонных к внешнему блеску, к авторитаризму, тирании, к строительству лагерей, а на местах – местных князьков, которым позволено принимать решения о строительстве дорог, бань, туалетов и пр. и которые мало интересуются проделками вождей. Типичным примером тоталитарной демократии была у нас советская власть. И в верхах (называемых политической элитой) есть сторонники тоталитарной демократии – кому-то надо же идти навстречу низам. Однако известная часть верхов выступает за либеральную демократию, суть которой – в соблюдении известных всем прав и свобод человека, прав и свобод, ставших костью поперек горла нашим псевдопатриотам, включая иерархов православной церкви. Трагедия сторонников либеральной демократии в России в том и состоит, что либералов в ней очень мало. А из тех, что есть, одни запуганы, другие совращены богатством, а третьи ударились в анархию. Какого «качества» либералы у нас преобладают, можно судить по форумам  СПС и «Новой газеты».

В экономике тоталитарная демократия стремится к установлению фактического равенства граждан. Это считается справедливым. Хорошо работал, плохо работал – всем скромная зарплата от 150 до 200 рублей. А в конце жизни – всем одинаковая пенсия в 120 рублей. Себя, правда, правители выделяют. В политике – господствует одна партия, одна идеология. Характерна несменяемость вождей. Характерно наличие лагерей и психбольниц для инакомыслящих и инаковерующих. В сфере духа царит единомыслие. Пропаганда свирепствует. Ученые куют новое оружие, писатели и поэты восхваляют революционеров (непокорному Мандельштаму нашли место на Колыме), певцы поют о революционерах песни ( непокорному Вадиму Козину нашли место в Магадане).

Либеральная  демократия в экономике проводит  принцип равенства возможностей. Но без крайностей резкого разделения между более зажиточными и менее зажиточными гражданами. Это считается справедливым. В политике царит  принцип прав и свобод. Парламентаризм, свободные партии, свободные и равные выборы, свобода слова.  И т.д. Разносчики человеконенавистнических идей ограничиваются в своих действиях. В сфере духа: свобода совести, научного и художественного творчества.

Тоталитаризмом я назвал бы высшую степень закабаления гражданина, закабаления экономического и духовного. Он соединяет в себе рабство, крепостничество и экономическую эксплуатацию раннего капитализма. В отличие от античных тираний, восточных деспотий, военных диктатур нашего времени, тоталитаризм стоит на известной теоретическом базисе. Или это нацизм, или марксизм, или исламский фундаментализм.  6 мая 2008 года.


 «Бытие первично, сознание вторично» – одна из основных истин марксизма. Однако свое сознание Маркс поставил на первое место, чтобы революционеры приспособили к нему общественное бытие.  Получается, что мое сознание первично, а ваше – вторично. Фантазия уносит претендентов на абсолютную истину далеко от реальности, и они не замечают нелепостей, которые сочиняют.  Бытие и сознание, конечно же,  «работают» во взаимодействии, однако «первичность», скорее, принадлежит сознанию как «разведчику», потому что именно сознание показывает,  куда надо идти. 

Вопрос о труде. Самореализация (труд по способности)  – мотив? Есть такой мотив в трудовой деятельности. Но он не основной. Стоять у станка, пахать, сеять, развозить навоз по полям, чистить выгребную яму, подметать двор, таскать мешки – какая тут самореализация? Фантазии надо во время останавливать! Тяжелый и грязный труд – это суровая  необходимость, добыча пропитания для себя и семьи. «В мире есть царь, этот царь беспощаден. Голод – названье ему!» Лишь незначительная часть народа может позволить себе трудиться во имя этой самой реализации. Вещи надо видеть такими, какие они есть.

О справедливости. Природа создает людей неравными. Природу надо уважать. Общественный прогресс цивилизует неравных, сглаживает остроту в их отношениях. Но горе обществу, если кто-то начинает всех уравнивать, «отрезать лишнее»! Справедливость как раз и заключается именно в том, что никто не насилует неравных граждан. Различные граждане государства в фонд общественного благополучия отдают разного качества и количества труд. И получать вознаграждения должны пропорционально этому качеству и количеству. Уравнительный вариант распределения – чистейшая несправедливость, останавливающая материальный и духовный прогресс. 6 июня 2008 года.