Записки о пропавшей дивизии. 9 июля 1941 г

Юрий Когут
ДИРЕКТИВА № 18. ШТАБ ЗАПАДНОГО ФРОНТА
СМОЛЕНСК 9.7.41. Карта 500 000

Первое. Противник в ночь на 9.7.41 прорвался танковыми частями (до 100-150 танков) и мотопехотой через фронт 186 сд в районе Бешенковичи и развивает наступление направлении Сиротино, заняв северо-западную часть последнего.
Второе. Уничтожение противника, прорвавшегося в район Сиротино, Витебск, возлагаю на командующего 19 армией, коему для этой цели подчиняю 186 сд и 128 сд и разрешаю использование 220 мотодивизии и 57 танковой дивизии, подчинив себе в районе Витебск 390 гап.
Задача: во взаимодействии с частями 22 и 20 армии 10.7 уничтожить прорвавшегося противника в районе Сиротино, Бешенковичи, Витебск и восстановить положение, прочно заняв восточный берег р. Зап. Двина.
Граница справа – Велиж, Городок, Улла.
Граница слева – Рудня, Витебск, р. Зап. Двина.

Командующий Западным фронтом
Маршал Советского Союза С. Тимошенко

Член Военного совета Запфронта
армейский комиссар 1 ранга Л. Мехлис

Начальник штаба
генерал-лейтенант Маландин

Ф. 208, оп. 10169сс, д. 4, л. 190. Подлинник.

В ночь на 9 июля командующий 20-й армией приказал командирам 5-го и 7-го мехкорпусов с утра возобновить наступление и к исходу дня выполнять ранее поставленную задачу. При этом он ориентировал командира 7-го механизированного корпуса о возможной контратаке противника со стороны Бешенковичей. Однако массированные налеты авиации противника задержали выход соединений в исходное положение для наступления. Только в 16 часов части 14 тд перешли в наступление с рубежа Липно, (иск.) Тепляки. Части же 18 тд, понеся новые потери от ударов авиации противника, вынуждены были отказаться от перехода в наступление и продолжали обороняться на восточном  берегу р. Оболянка. 

52-я танковая дивизия прибыла, разгрузилась и, с 9 июля 1941 года, находилась в лесах восточнее и юго-восточнее станции Алферово Смоленской области (между Вязьмой и Сафоново).
В первоначальное место дислокации мехкорпуса - район Иловайска Донецкой области – она, в связи с переподчинением 24-й армии, так и не прибыла. Не удалось ей, правда, повоевать и в составе 24-й армии, но, об этом чуть позже.

Несколько слов о 24-й армии с небольшим забегом вперед. Ее первое формирование произошло 24 июня 1941 г. в Сибирском военном округе с непосредственным подчинением Ставке ВГК. В июле 1941 г. армия в составе 52-го и 53-го стрелковых корпусов, артиллерийских и других частей была выдвинута в район Вязьмы и готовила оборонительный рубеж Нелидово, Белый, Дорогобуж. С 15 июля в составе Фронта резервных армий до 29 июля удерживала рубеж Белый, Дорогобуж, Ельня. В ходе Смоленского сражения ее войска нанесли два контрудара: сначала по группировке немецких войск, охватывавшей Смоленск с севера, и по войскам противника, наступавшим из района Ельни на Дорогобуж. 30 июля армия передана Резервному фронту, в составе которого с 30 августа по 8 сентября провела Ельнинскую наступательную операцию, в ходе которой нанесла поражение войскам 4-й армии противника в районе Ельни и ликвидировала ельнинский выступ. В последующем 24-я армия удерживала оборонительный рубеж западнее и юго-западнее Ельни. В первой половине октября ее войска в результате флангового удара превосходивших сил противника вынуждены были вести тяжелые оборонительные бои вначале в полуокружении, а затем — в полном окружении в районе западнее Вязьмы. Армия погибла в Вяземском котле и 10 октября 1941 г. была расформирована, а ее оставшиеся войска были переданы на укомплектование соединений и частей Западного фронта. Командующие 24-й армией: генерал-лейтенант Калинин С. А. (июнь-июль 1941 г.); генерал-майор Ракутин К.И. (июль-октябрь 1941 г.). Член Военного совета дивизионный комиссар Иванов Н.И. (июнь- октябрь 1941 г.). Начальники штаба: генерал-майор Глинский П.Е (июнь-август 1941 г.); генерал-майор Кондратьев А.К. (август-октябрь 1941 г.).

Утреннее сообщение Совинформбюро

В течение ночи на 9 июля крупные боевые действия происходили на ПОЛОЦКОМ, ЛЕПЕЛЬСКОМ и НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОМ направлениях.
На ОСТРОВСКОМ направлении наши войска закреплялись на занятых позициях и вели усиленные ночные поиски.
К исходу 8 июля развернулись бои на СЕБЕЖСКОМ направлении, где танковые и пехотные части противника стремились прорваться на восток. Бои продолжаются.
На ПОЛОЦКОМ направлении продолжались упорные и напряжённые бои в районах Борковичи и Улла, в ходе которых наши войска короткими контрударами наносили противнику большие потери.
На ЛЕПЕЛЬСКОМ направлении наши войска нанесли удар противнику, разгромили два его моторизованных полка, уничтожили четыре тяжёлых и лёгких батареи и значительное количество противотанковых орудий. Противник, оставив на поле боя сотни трупов, отошёл на запад.
На НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОМ направлении наши войска продолжали вести непрерывные, упорные бои с танковыми и моторизованными частями противника, противодействуя их продвижению на восток.
На остальных направлениях и участках фронта крупных боевых действий в течение ночи не велось.
Наша авиация наносила удары по мотомехчастям противника на Островском,
Лепельском и Новоград-Волынском направлениях и по авиации противника на его аэродромах.
Ночными действиями по аэродромам противника и в воздушных боях в ночь на 9 июля наша авиация только на Лепельском, Борисовском и Бобруйском направлениях уничтожила 62 самолёта противника, потеряв 7 своих самолётов.
По уточнённым данным наша авиация в течение 8 июля уничтожила 102 самолёта противника, потеряв 10 своих самолётов.

ДИРЕКТИВА СТАВКИ  ГК КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ ФРОНТОВ И АРМИЯМИ, ВВС КРАСНОЙ АРМИИ О ПРИМЕНЕНИИ ОГНЕМЕТНЫХ СРЕДСТВ С ВОЗДУХА ПО ВОЙСКАМ ПРОТИВНИКА  9 июля 1941 г.

С целью уничтожения мотомехвойск и пехоты противника Ставка разрешила: уничтожать танки, живую силу, тылы и бензоемкости, авиационные базы и самолеты огнеметанием с воздуха. Для чего немедленно организовать удар по главным и самым опасным группировкам противника с воздуха груп¬пами самолетов, снаряженных гранулированным фосфором, термитными шарами, бутылками КС в РАПах и ведрах Онисько, а также ампулами с веществом КС. Задача заключается в том, чтобы выследить цель и скрытым выходом с разных высот, в зависимости от обстановки и скрытых проходов, наносить уничтожающие удары. Эти действия необходимо проводить как в увязке ВВС фронтов с действиями наземных войск, так и самостоятельными ударами авиации Главного Командования.

ЖУКОВ
№ 112/нгш
ЦАМО. Ф. 48а. Оп. 3408. Д. 4. Л. 21. Подлинник.

ДИРЕКТИВА СТАВКИ  ГК КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ЗАПАДНОГО ФРОНТА О СОЗДАНИИ РЕЗЕРВОВ ФРОНТА 9 июля 1941 г.

Ввиду явной угрозы со стороны противника 22-й армии прошу срочно создать резервы фронта в районе Невеля и Витебска. Одновременно Ставка требует воздействовать на противника у Бешенковичей, где его, главным образом, жечь огнем с самолетов и бить артиллерией.

ЖУКОВ
№ 114/нгш
ЦАМО. Ф. 48а. Оп. 15554сс. Д. 4/2. Л. 221. Подлинник.

В 16 часов 30 миинут 9 июля, в связи с начавшимся наступлением противника на витебском направлении вдоль северного берега р.Зап.Двины, командующий 20-й армией отдал распоряжение о временной приостановке наступления корпуса. В соответствия с ним части 14 тд и 8 мцп были отведены в исходное положение, где изготовились к обороне.
Одновременно  противник продолжал сосредоточивать силы на богушевском направлении, перебрасывая в район северо-заладнее и западнее Сенно новые танковые и мотопехотные подразделения и части из состава 47-го моторизованного корпуса. В 18 часов передовые части 3-ей танковой группы с боем овладели западной окраиной Витебска, создав тем самым серьезную угрозу войскам 69-го стрелкового корпуса, действующего на правом фланге 20-й армии. 
Аналогичными действиями авиации противника было сорвано наступление частей 13  тд 5-го механизированного корпуса на направлении Толпино, Жуки. Во второй половине дня дивизия приводила себя в порядок и одновременно отражала разрозненные атаки танковых и мотопехотных подразделений врага, пытавшихся овладеть занимаемым ею районом с запада и юго-запада. 
Однако основное внимание командира корпуса было сосредоточено на обеспечении выхода из окружения 17 мсп. В течение дня Мотострелковый полк дважды безуспешно пытался своими силами прорвать кольцо окружения. Попытки оказать ему помощь путем нанесения встречных ударов силами танковых полков 17  тд также оказались, безрезультатными. 

Вечернее сообщение Совинформбюро

В течение 9 июля продолжались ожесточённые бои наших войск против крупных танковых и моторизованных частей противника, стремившихся прорваться на Островском, Полоцком и Новоград-Волынском направлениях.
На Островском направлении наши войска ведут упорные бои, сдерживая наступление превосходящих сил противника.
На Полоцком направлении противник с утра возобновил наступление. Наши войска встретили врага губительным огнём артиллерии и пулемётов и решительными контратаками. Бой продолжается. Противник несёт большие потери.
На Лепельском направлении наши войска наносят противнику успешные контрудары.
На Новоград-Волынском направлении весь день шли ожесточённые бои наших войск с крупными мотомехчастями противника.
На остальных направлениях и участках фронта наши войска ведут бои, удерживая занимаемые позиции.
Наша авиация действовала по мотомехчастям противника и уничтожала его авиацию на аэродромах.

В этот день наши войска оставили Псков и Житомир. Фронт переместился от западных границ СССР на 350-600 километров к северо-востоку и востоку и проходил по линии Пярну, Тарту, Псков, Дрисса, Витебск, к югу по реке Днепр до Речицы, далее через Новоград-Волынский, Житомир, Бердичев, Старо-Константинов, Каменец-Подольский, Леово, реки Прут и Дунай до Чёрного моря.
Противник оккупировал Литву, Латвию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии. Создалась угроза прорыва его войск к Ленинграду и Киеву.
Войска противника захватили плацдарм на северном берегу реки Западная Двина у Дисны.
Завершилась в этот день и одна из первых стратегических оборонительных операций Красной Армии, получившая впоследствии название Белорусской.
За 18 дней войска Западного фронта потерпели сокрушительное поражение. Из 44-х дивизий, первоначально входивших в состав фронта, 24-ре погибли полностью, остальные 20-ть потеряли от 30 до 90 % своего состава. Общие потери составили 417 790 человек, из них безвозвратные – 341 073 человека, 4799 танков, 9427 орудий и минометов и 1777 боевых самолетов. Оставив почти всю Белоруссию, войска отошли на глубину до 600 км.
Вместе с тем, сопротивлением на промежуточных рубежах, контрударами механизированных корпусов и общевойсковых соединений группе армий «Центр» был нанесен значительный урон, замедлены темпы ее наступления, что дало возможность советскому командованию развернуть войска 2-го стратегического эшелона, которые задержали затем на два месяца продвижение немецких войск в Смоленском сражении 1941 года.
ГКО принял постановление "О противовоздушной обороне Москвы".