Глава 2 Жемчужина серебряного века

Татьяна Минаева-Антонова
    По уговору с мужем Анастасия нанимает для Зины няню – девочку 14 лет Дашу Соколову. Сама еще девочка, она привязывается к крошке, любит носить ее на руках, лелеет ее.
- Какая же ты хорошенькая, батюшка белый!- приговаривает она, причесывая ее белые кудряшки.
   Зина тоже обожает няню, радостно улыбается, когда Даша входит в детскую. Даже после рождения Ани Даша старается больше внимания уделять любимице.

                Она никогда не узнает,
                Как я любил ее,
                Как эта любовь пронзает
                Все бытие мое.

                Любил ее серое платье,
                Волос ее каждую прядь.
                Но и если б и мог сказать я,
                Она б не могла понять.

   Зато Анечкой теперь увлечена Надежда, так и не вышедшая замуж. Зина искоса наблюдает за ними, ее ревность тихая, она старается ее не показывать. «Странная девочка, на других не похожая. Крошечная, крошечная, в розовой вязаной кофточке, с вечно расстегнутой последней пуговицей. И такая серьезная!»
  Не находя внимания у тети, она прижимается к бабушке.
- Бабушка, миленькая, расскажи мне сказку о  Николае Чудотворце.
   Семья Гиппиус живет в Саратове, куда переводят Николая Романовича. Зине 4 года. Ей очень нравится молоденькая гостья мамы с черной бархоткой на шее; она наблюдает за ними, притихнув на стуле с няней, боясь шуметь, чтобы не выгнали взрослые. Гостья сидит за столом, покрытым бархатной скатертью, и совсем не замечает ребенка, от нее веет таким спокойствием и теплотой, она такая красивая, как фея из сказки. Зина думает о ней, засыпая.
- Мамочка, я так люблю твою гостью,- обнимает она Анастасию и прижимается к ней.
   Мамочке можно сказать все, ведь они – одно. В очередной приход гостьи Зинаида сидит в гостиной и трепетно смотрит на сидящую в кресле гостью. Она вздрагивает от маминого голоса.
- Зина вас ужасно любит.
  «Как? Мама разве не поняла, что это Тайна?- лихорадочно думает Зина.- Ведь мы – одно, потому я ей и доверила ее, а другим нельзя это знать».
- Ты меня любишь?- улыбается гостья Зине.
- Нет. Не люблю. Тьфу….Дрянь.... - раздраженно выпаливает Зина.
  Няня быстро уводит Зину в мезонин к бабушке, где она долго сидит на скамейке, не желая играть, и ждет маму.
- Зина, как ты разговариваешь с взрослыми? - ругает ее мама.- Нельзя так отвечать, надо просить извинения.
  Зина упорно молчит.
- Слышишь?
- Скажи, что больше не будешь,- гладит по голове бабушка.
   Но Зина молчит, думая: «Неужели мы с мамой разное, а не одно?»
   Вместе с бабушкой она молится в ее комнате перед углом с образами и зеленой лампадкой. Образа Зина знает наизусть: это Симеон Столпник, это Божья Матерь – самые ее любимые. Она рассматривает их внимательно, когда перед праздником снимают и чистят образа.
- Молись, Зиночка, молись. Бог слышит всегда детскую молитву и помогает всем, за кого ты молишься. Помолись за Анечку – очень она плоха…
- Бабушка, у меня есть грехи?
- Откуда у тебя могут они быть?
- Ну, когда я не слушаюсь или капризничаю…
- Вздор! Тот, кому нет семи лет, тот младенец, а у младенцев не бывает грехов. Молись за Анечку.
  Зина усердно молится за здоровье сестренки, и та поправляется.
- Спасибо, Господи, что услышал меня и помог.
  В огне зеленой лампадки она ловит строгий взгляд с образа, ей кажется, что он пронизывает ее насквозь. Засыпая на маленькой детской кроватке без сетки, она шепчет: «Бог всегда слышит молитвы детей».
   Зина с нетерпением ждет приближения своего дня рождения, выглядывая на улицу в окна, разрисованные морозом причудливыми серебристыми узорами. Открыв утром глаза, она замечает в неясном утреннем свете отца, ожидающего ее пробуждения, Улыбаясь, он нежно целует ее.
- С днем рождения, доченька!
  Она удивлена – так долго ждала этого дня, который ей принесет много подарков и радостных минут, что забыла о нем.

                Не март девичий сиял моей заре,
                Ее огни зажглись в суровом ноябре.

   Сразу после отца с поздравлениями вбегают мама и Даша, они целуют любимицу, после чего Зина радостно вскакивает и бежит к углу с подарками. Только теперь она верит, что наступил день Ангела. Няня помогает ей умыться, поливая теплую водичку из кувшина и растирая полотенцем ее щечки. Она надевает нарядное платье, такое красивое, какого еще не было у Зины. Восторгу Зины нет предела, подбегая к зеркалу, она гордо выпрямляется, чем вызывает смех домашних.
- Теперь – утренняя молитва, и  пить чай со сладостями; их вчера, по случаю семейного торжества, накупили много.
   Глаза Зины светятся от счастья, ведь она сегодня в центре внимания родных. После чая они с Дашей отправляются гулять.

                Я претепло одета,
                Под капором коса.
                Иду – теперь не лето –
                Всего на полчаса.

                Погода-то какая!
                Снежок хрустит,хрустит.
                Далеко бы ушла я,
                А няня не велит.

   В  Петербург семья Гиппиус переезжает из Саратова, когда Николая Романовича назначают служить в столицу. Зина гуляет с Дашей в Летнем саду, радуясь большому количеству играющих детей у памятника Крылову. Они идут смотреть игрушки в Гостиный двор – трехэтажное каменное здание с парными колоннами у закругленных углов. Здесь она устраивает няне истерику, попросив ее купить вместо куклы живую девочку, и настойчиво топает ногами.
- Зиночка, ну у нас же есть дома твоя маленькая сестра, такая же хорошенькая, как эта чудная девочка…
- А я хочу эту, наша ходить не умеет, а эта ходит сама, я буду с ней играть.
- Не капризничай! Девочка эта чужая, ее никто не продаст, видишь, с ней тоже няня пришла. Давай купим куклу.
- Нет, я хочу! Купи  эту девочку. Не хочу куклу неживую.
- Все! Идем домой! Обещаю - тебя  накажут за капризы.
  «Желанья были мне всего дороже…»
  Вскоре они уезжают из столицы из-за резко обострившего туберкулеза отца от сурового петербургского климата.
  Весной она просыпается и видит бабушку одетой.
- Ты куда, бабушка? В церковь?
- Ведь сейчас Успенский пост, я говею, хочу исповедоваться,- говорит бабушка, надевая кружевной чепчик.
- Бабушка, возьми меня с собой, у меня усердие. С тобой хочу, ведь церковь здесь близко.
- Усердие? Что же, пойдем, быстро одевайся.
  Они бегут по влажной траве на горку за селом. Бабушка все время отстает.
- Бабушка, скорее, надо до ранней обедни поспеть.
  Зина вдыхает ароматы начинающей робко пробиваться зелени и листиков на деревьях, ожидая бабушку,когда убегает вперед нее. Церковь очень маленькая, но народу собралось много. Батюшка накрывает всех и громко вещает.
- Прощается!
   Он уходит служить, Зина идет вместе со всеми причащаться. «Но искупления я  еще не понимаю. Я, очевидно, не понимаю и покаяния», но «тихая гордость своей святостью после причастия» не покидает ее даже после возвращения домой.
   Зина рано учится читать; сначала читает только сказки, но они ее мало занимают. Вот, когда бабушка достает толстую книгу в бледно-зеленом переплете «Жития Святых», Зина перестает читать сказки.
- Не буду я больше слушать сказки – все выдумка, а здесь интересно, здесь про настоящее пишут. Слушай, бабушка.
   Она старательно твердит слова из книги.
- Бабушка, мне раньше все непонятно было и страшно, а здесь сказано, что чтобы страшное прошло или чего-то захочешь – надо сейчас же помолиться. Только надо чаще каяться, чтобы грехи не накапливались. Хорошо быть святым или монахом. Бабушка, а ты ни одной буквы не знаешь?
- Когда мне было учиться? В 15 лет отдали замуж, а потом дети пошли, дом свой, лошадки.
    Во второй период жизни в Петербурге, когда Николая Романовича переводят в столицу товарищем обер-прокурора Сената, Зине уже 8 лет, она хорошо запоминает лучше первого, но он опять недолгий – из-за болезни отца приходится уехать на юг.
   В воздухе сверкают на солнце прозрачные снежинки, Зина наблюдает за их движением, прижимаясь к няне, когда их сани подъезжают по центральной улице к одному из лучших домов города. Приезд председателя суда – маленькое событие для крошечного городка Нежина Черниговского уезда. Городок имеет выгодное географическое положение – через него проходят все центральные дороги и тракты, поэтому он издавна живет торговлей. Купцы – самые богатые, они живут в двухэтажных каменных домах с зарешеченными для безопасности окнами.
   Городок еще знаменит тем, что здесь в 1821 – 1828 годы жил и учился в лицее Н.Гоголь. Трехэтажное здание бывшей гимназии – белоснежный дворец с высокими колоннами гордо возвышается над остальными строениями. Теперь здесь находится Гоголевский институт, и весь воздух пропитан памятью о великом писателе. Николай Романович еще в студенчестве увлекался творчеством Гоголя, свою старшую дочь рано начинает знакомить с его книгами. За годы жизни здесь он становится пропагандистом его наследия и, следуя традиции, возобновляет любительские спектакли по пьесам Гоголя, как когда-то лицеист Гоголь мастерил декорации и костюмы; он был в лицее недурным актером-любителем.
Репетиции спектаклей проходят в доме Гиппиус и бесспорно оставляют духовный след в детской душе Зины. Только из-за постановок удается собрать средства на установку бюста писателя в парке, где он любил гулять.
   У Николая Романовича мечта – дать старшей дочери классическое образование, но из-за ее строптивого характера гувернантки не желают заниматься с ней. Поэтому Анастасия собирается в дальнюю дорогу, все сто верст до Киева Зина прижимается к матери, как птенец, боясь, что она оставит ее одну. «Она болезненно любила свою мать». Эти полгода она проводит в институтской больнице, где ее называют «маленький человек с большим горем». Ее природная интуиция не обманывает ее: после полугодовой, серьезной болезни по причине сильной привязанности к родителям она возвращается в Нежин.
  - Мамочка,я могу писать без единой ошибки.
   Анастасия с улыбкой обнимает дочь.
   Отец вынужден нанять учителей из Гоголевского института.
   Зина опять рядом с отцом и счастлива этим: «А я его так любила, что иногда, глядя на его высокую фигуру, на него в короткой лисьей шубе, прислонившегося спиной к печке, думала: «А вдруг он умрет? Тогда я тоже умру». Он – ее друг и учитель, берет с собой в библиотеку, находящуюся в Гоголевском институте, где хранятся сочинения писателя и даже рукописные бумаги – знаменитая гоголиана материалов и документов. Зина любит ходить в этот храм, выделяющийся величественностью и белизной старинной архитектуры.
   Дочь знает, что отцу нельзя мешать, когда он садится в своем кабинете за переводы стихов, он занимается ими давно, но никогда не пытается напечатать. Зина начинает писать первые стихи.
               
                Давно печали я не знаю
                И слез давно уже не лью.
                Я никому не помогаю
                Да никого и не люблю.

                Людей любить – сам будешь в горе,
                Всем не поможешь все равно.
                Мир что большое сине море
                И я забыл о нем давно.

   Зина любит гулять с няней по пыльным улицам, где бродят коровы и свиньи. В непогоду улицы в Нежине становятся непроходимыми. Гуляют в парке у института с его высокими деревьями и нестриженными аллеями, вдоль которых стоят узорчатые скамейки. Внизу заросший пруд. По берегам реки Остер разбросаны деревянные хаты и купеческие дома, а в низовьях – сады и огороды, где растут знаменитые неженские огурчики.
   Усаживаясь на берегу, няня следит, чтобы Зина не помяла шелковое платье с кружевным воротником, не запачкала светлые носочки и беленькие туфельки, с любовью поправляя атласные ленты в двух золотистых  косичках. Они наблюдают за скользящими по спокойной воде лодками; в них катается молодежь, они поют и веселятся, и Зине нравится смотреть на них.

                Девочка в сером платьице…
                Косы как будто из ваты…
                Девочка, девочка, чья ты?
                Мамина... Или ничья.
                Хочешь – буду твоя…

   Она читает Тургенева, Пушкина и Лермонтова,  хотя отец более всего поощряет чтение Гоголя. Невольно подражает стихам Лермонтова, когда пишет свои, незрелые, даже самой не нравившиеся, стихи. Потому сразу рвет их, хотя пытается писать, не отрываясь от бумаги: «Пройдет вдохновение, если бросить сейчас. Опять получились глупые стихи».
  «Почему папа не смотрит в мою сторону? Чем же он недоволен?»- думает Зина, направляясь в его кабинет.
- Папочка, прости меня, пожалуйста. Я больше не буду трогать твои бумаги, когда тебя нет дома.
- Ну, ладно, иди ко мне, я тебя поцелую, проказница моя. Покажи, что там у тебя?
   Зина, весело подпрыгивая, несет отцу книгу с закладкой и думает: «Ура! Папочка больше не сердится, и мы опять друзья».
- Зина, ты опять расшалилась,- слышит она голос мамы.- Не забывай, что скоро у тебя урок музыки.
- Мамочка, я только покажу папе свою книжку и пойду за нотами,- умоляюще смотрит на Анастасию она.               
  Вскоре Николай Романович потихоньку проходит в переднюю, стараясь не мешать им, вновь уходит на службу. В конце урока Даша подходит к ним.
- Зина, надо собираться на ярмарку.
   Четыре раза в год городок оживляется – весь окрестный народ съезжается на торговую ярмарку, для всех это настоящий праздник, да и проходят они по праздникам: Троицын день, Масленицу, Покров и Фомин день.
  Зина собирается быстро, натягивая кофточку, рейтузики и ботики, но долго приходится ждать, пока оденут младших сестер. В Масленицу особенно интересно идти на ярмарку, там вкусно пахнет блинами и медом, но горки успевают растаять к несчастью детворы.
   В начале марта в доме девочкам совсем не разрешается шалить и громко разговаривать – Николай Романович сильно простудился и лежит в кабинете, где его несколько раз в день посещает доктор. По обеспокоенному лицу доктора Зина понимает, что улучшений пока нет, а ей так хочется увидеть папочку здоровым и бодрым. Она тихо пробирается в кабинет, где отец слабой улыбкой встречает ее. Но ей становится страшно, когда в очередной приход он даже не замечает ее, только дышит тяжело. Успокаивается только во время молитвы: «Господи! Пусть папочка поправится. Я так люблю его и боюсь потерять. Умоляю, Господи!»
Ей 11 лет и она все понимает и по скорбному выражению близких, и по заплаканному лицу матери. В тот страшный понедельник она сразу замечает странную суету в доме, ее настораживает то, что ее не пускают в кабинет. На ее немой вопрос Анастасия печально произносит:
- Папочки больше нет…
   Они зарыдали. Зина кладет свою голову на колени матери и не сдерживает больше слез; она так надеялась, что он поправится, ведь он часто болел и выздоравливал. В голове вертится мысль: «Папа умер, папа умер… Боже! Почему ты дал ему умереть?»
- Зиночка, надо, чтобы младшие не испугались. Мама, как же мы теперь жить-то без него будем…
- Все в руках Божьих... Поплачь, дочка. Теперь все заботы будут на твоих хрупких плечах.
- Николая я в Нежине не оставлю, его надо похоронить в Москве. Мне надо собираться, а потом за вами приеду.
   Зине, как старшей, разрешают проститься с отцом. Она смотрит на его заостренное такое родное лицо, понимая, что вместе с ним уходит ее беззаботное детство.
   Ранней весной 1881 года Анастасия перевозит в Москву тело мужа и вместе со свекровью хоронит его на немецком кладбище у Синичкина пруда. Возвратившись в Нежин, она собирает всю многочисленную семью: дочерей, мать, сестру, няню и переезжает в Москву, где поселяется на Остоженке у церкви Воскресения. У Зины три младшие сестры: Аня, Таня и Наташа, последняя еще грудная.
   На Остоженке интенсивно строятся богатые особняки, хотя этот район еще тихий и спокойный из-за полного отсутствия магазинов, банков и промышленных предприятий. Здесь с 1870 года ведется строительство доходных домов в 2-3 этажа, в которых есть водопровод, ванные, канализация и центральное отопление. Доходный дом – это единственно доступное жилье для семьи Гиппиус, вынужденной жить на пенсию умершего отца. Анастасия снимает маленькую квартирку с низкими потолками рядом с домом свекрови, но у Зины своя маленькая узенькая комната.
   Мать Анастасии всегда живет с ними, они привыкли к ее маленькой сгорбленной фигурке с платочком на голове, которая кушает только у себя и только кашу по причине отсутствия зубов. Мать отца совсем другая: прямая, толстая с добродушной улыбкой, на большой каштановой прическе кружевная наколка; одета эта бабушка, как богатая барыня. За столом с бархатной скатертью она пухлыми пальцами раскладывает пасьянс.
- Зина, сейчас будем пить кофей. Танька! Неси нам кофей и конфет, а сама иди, гуляй с Зизинкой.
   Горничная, курносая белобрысая девчонка, накрывает стол и уходит с маленькой старой болонкой на улицу. Зина любит бывать у бабушки, бродить по просторной квартире с большой широкой кроватью с белым пологом и кружевным покрывалом в спальне. Все у бабушки белоснежное, кругом идеальный поря-док.
- Ты, Зина, знаешь, что я хочу, чтобы вы звали меня грандмаман, а не бабушка. Так у немцев принято, хотя я сама и русская, но прожила в немецкой семье долго и всю жизнь я провела в Москве. Как я любила девушкой танцевать на балах, там  с дедушкой твоим встретилась. Особенно любила два танца: монимаску и матрадуру.
- Ой, грандмаман, как вы интересно рассказываете!
- Я тоже люблю с тобой говорить, ты такая внимательная и любопытная. Не то, что другие внучки, поповны, внучки попа.
- Грандмаман, почему ты их не любишь? Они так редко ходят к тебе.
- Да, только церемониальный визит делают по большим праздникам. Все из-за того, что дочь моя, их мама, не послушалась родителей и вышла замуж за этого сына попа, за русского.
- Мой отец ведь тоже женился на русской…
- Тут большая разница: Коля дал вам свою фамилию, вы фон Гиппиус, а они без всякого «фон»! Твой дед Карл Роман фон Гиппиус так гордился своим родом и  происхождением! Ведь это его предок открыл в Москве первый книжный магазин триста лет назад. И ты должна гордиться своим родом.
- Но ведь тетя давно умерла…
- Мой второй сын из-за них не женился и воспитал их.
- Давайте посмотрим альбом.
  Бабушка достает длинный бархатный альбом               
- Стихи забавные и картинки. Смотрите, два дерева, а между ними ручей бежит, а листья вверху вместе свиваются и написано: «Судьба два сердца разделяет, но ветви их сплетясь растут». Смешно, но интересно.
- Написала бы сама сюда тоже, ты ведь пишешь стихи.
- Да здесь глупые стихи все.
- А у тебя так все серьезные? Конечно, тебе 11 лет уже.
  Зина бывает у кузин, в старом доме с калиткой во двор и мезонином около церкви Воскресенье. Они живут с дядей, господином с  седой лохматой бородой и суровым взглядом из-под густых белых бровей. Младшая кузина Наташа имеет совсем                неприметную внешность: гладкие светлые волосенки, бледное лицо с голубыми близорукими глазами, но все в ней, даже одежда и маленькие сережки, мило сердцу Зины. Она очарованна ее бархатным и ласковым голосом, мягкостью характера, постоянной улыбкой – всего этого не было у Зины. Хотя старшая кузина Юля хорошенькая, румяная, стройная, Зина любит младшую и ищет с ней постоянных встреч.
  Кузина не любит приглашать к себе, старается приходить сама чаще, тогда Зина с блаженством наблюдает за ее тихой беседой с мамой. «Я буду всегда любить кузину. Господи! Как я ее люблю!»- думает Зина, любуясь ею. Но в дневнике она делает записи каждый день: «Влюбиться без взаимности и смешно, и глупо; постараюсь скорее кончить начатую глупость». Она часто ходит около дома кузины по тротуару с надеждой, что Наташа увидит ее в окно и позовет, но только раз она зовет ее, заметив у дома. Зато в церкви они становятся рядом.
- Зина, вот этот старенький священник крестил меня.
- Он здесь так давно?
- Да. Сколько живу здесь – столько помню его службы.
  В Пасху она рядом в переполненной церкви, Зина первой успевает поцеловаться с кузиной, едва гаснут свечи. И любоваться праздничной иллюминацией, слушать колокольный звон, выходя из церкви, рядом с кузиной ей нравиться гораздо больше.
   В Москве еще нет трамваев, по узким полоскам рельсов ползет дребезжащая конка, запряженная двумя лошадьми. Конка – двухэтажный вагон голубого или красного цвета с местами внутри и на крыше – империале, куда поднимаются по крутой винтовой лестнице. Проезд в вагоне или на крыше определяет социальный статус пассажиров, на крыше ездить дешевле. Кучер управляет конкой и звонит в висячий колокол, это сигнал пешеходам.
И, все-таки, извозчик на московских пролетках с цветной полосой вокруг задней стенки кузова, с откидным кожаным верхом, с двумя фонарями по бокам козел – главная фигура на улицах. В пролетке сидят два пассажира с важным видом и пренебрежительно косятся в сторону конки. Изредка проезжает ландо – карета с двумя откидными верхами и четырьмя пассажирами, кучер управляет двумя лошадьми.
    Водовозы от бассейнов возят воду в бочке к домам, где нет водопровода.
Зина гуляет с няней и сестрами по московским улицам, рассматривая конку, пугаясь лихих извозчиков. Зине нравятся бойкие прохожие, заразительно смеющиеся, и она улыбается им вслед; улицы широкие и шумные в большом городе.
    Анастасия помнит мечту мужа о классическом образовании дочерей, потому ищет гимназию для Зины. Ее выбор падает на женскую гимназию Фишер и потому, что она находится на Остоженке и потому, что это единственная в Москве гимназия, получившая только два года назад право выдавать аттестат зрелости с большими перспективами – ее выпускницы имеют возможность преподавать в мужских и женских гимназиях.
   Софья Николаевна и ее муж Георгий Борисович Фишер привлекают для преподавания известных профессоров и педагогов. Маленькая, чуть полноватая женщина в темном платье с кружевным воротником ласково  улыбается ученице в бело-снежной пелерине на светлом платье с пышной золотистой косой, присевшей в поклоне. Оробевшей Зине сразу становится просто и уютно в стенах гимназии и она, поцеловав маму, бежит в классную комнату и садится за парту, где все ей кажутся милыми и приветливыми. Учиться Зине нравится, она быстро схватывает суть предмета и, благодаря хорошей памяти, ей совсем мало надо времени на подготовку уроков.
   Зина любит уроки греческого языка за то, что на нем говорили далекие древние люди, геометрию за фигуры и линии в них, можно воображать в пространстве, уроки русского за его правила, но не сочинения выдумывать. Сначала она делает любимые уроки, а на нелюбимых уроках всегда задумается и отвлекается: «Почему так много вокруг непонятного? Не хочу никого спрашивать, надо самой додуматься!»
   В двубортном суконном пальто с меховым воротником и меховом капоре Зина скользит в высоких ботинках на шнуровке мимо ампирных особняков за узорчатыми железными оградами, возвращаясь из гимназии. Она останавливается у особняка, купленного в начале века матерью Тургенева; сюда 10 лет приезжал, останавливался и жил Иван Сергеевич, здесь писал «Записки охотника, цикл стихов. А здесь был бывший дворец генерал-губернатора Еропкина, где бывала ЕкатеринаII. Можно еще погулять по Остоженке, сколько интересных и знаменитых домов здесь, но Зину ждут дома, она приходящая гимназистка и живет с семьей, хотя большинство девочек живут в гимназии.
   Только недолго Зине приходится ходить в гимназию; в один из холодных дней она простудилась по дороге в нее и тяжело болеет. Врачи запрещают выходить на улицу, и Анастасии приходится нанимает студентов университета для домашнего образования. Эти студенты Зине не нравятся, она не любит заниматься с ними.
- Мамочка, ну когда я опять пойду в гимназию? Эти студенты такие скучные…
- Нет, Зина, не проси даже. Опять заболеешь, а я так боюсь за тебя. Тебе надо серьезнее относиться к домашним урокам.
   Из Тулы для лечения приезжает Иван Васильевич Степанов и поселяется у сестры. Именно он играет определяющую роль в формировании литературного вкуса у племянницы, учит ее мыслить творчески, иметь личное мнение. Сам высокообразованный и эрудированный адвокат, он заставляет Зину ценить классику и открывает уникальную способность поэзии отражать глубинные чувства человека и волшебную красоту природы.
   На лето Анастасия снимает вместе со свекровью дачу в селе Воскресенском. Самое любимое место Зины – тенистый пруд с белой лодкой у плотика и желтой каменной беседкой. По еловым аллеям сестры весело бегут к пруду вниз от дома мимо церкви и парка.
- Мамочка, какой же рай здесь!- восторгается Зина.
   Зина влюбляется в сына хозяйки дачи, молодого красивого студента с густой вьющейся рыжей бородой. Он нравится ей только потому, что она хочет, чтобы он обратил внимание на сестру Аню, боясь самой себе признаться в симпатии из-за страха греха. Она думает о нем даже ночью, посматривая на спящую рядом бабушку и разглядывая свою хрупкую ручку с золотым браслетиком при свете зеленой лампадки. А чувство непонятной неги разливается по всему телу.
   Женский коллектив на даче большой: Анастасия с дочерьми, свекровь, бабушка и сестра Надежда, няня и кухарка. Няня здесь самая главная распорядительница

                Ей хочется в семье царить и править всем,
                И в кофте ситцевой, с надменными губами,
                И острым носиком, и хитрыми глазами,
                Проворная, как мышь, но с нежностью лица
                По дому бегает, хлопочет без конца,
                На взрослых и детей кричит, дает советы….

   Бабушка вырастила всех внучек, и они ей отвечают преданной любовью. 

               В слепые, бедные глаза, в беззубый рот
               Губами свежими ее целуют внучки,-
               Веселью нет конца,- и маленькие ручки
               В дрожащую ладонь, смеясь, она берет.

   Лето пролетает быстро, девочки окрепли на чистом воздухе. Наступает осень, начинают желтеть листья и часто моросить прохладный дождик. Анастасия вздыхает все чаще: «Пора возвращаться в Москву. Только бы девочки зимой не начали болеть и сводить меня своими болезнями с ума. Господи, помоги!"