Глава 19. Вычислительный интеллект и моделирование

Геннадий Москвин
"Микрочип — как ум: чем он меньше, тем на большее ума хватает".
(M.Geny)

      Вычислительный интеллект может рассматриваться как средство расширения искусственного интеллекта (AI) при формулировании проблемы и при выяснении механизмов решения задач. Моделирование – это попытка исследовать и понять сущность функционирования и взаимодействия реальных физических систем, главным образом с помощью управления компьютерными моделями этих систем. Вычислительный интеллект работает на символическом уровне, а моделирование происходит на уровне чисел. В настоящее время оба типа исследования дополняют друг друга всё чаще.
   
       Прогресс в вычислительном интеллекте обеспечил развитие многих новых методологий исследования, например, размытая логика, искусственные нейронные сети, эволюционные вычисления и различные их гибридные комбинации. Вычислительный интеллект может рассматриваться как совокупность методов для исследования в широком смысле качественных процессов. Возможность совместного числового моделирования и символического нейронного вычисления - очень важные свойства прикладных программ для исследования сложных биосистем.

        Интеллектуальные методы исследования биосистем необходимы из-за наличия высокой степени их неопределенности и непредсказуемости, к тому же все необходимые детали, подробности, не могут быть включены в биосистемы моделирования. В сложных системах требования пользователя к экспертам станут слишком высокими, когда будут необходимы знания одновременно во многих областях. В прикладных программах вычислительный интеллект играет роль шифровального ключа, что позволяет упростить их настолько, что программы становятся доступными даже для простых пользователей - неспециалистов.

         Для того, чтобы совместить уровни моделирования и вычислительного интеллекта в прикладных программах, эти методологии могут взаимно адаптироваться. Алан Тьюринг считал, что переходы, опосредованные химическими веществами и приводящие к нарушению симметрии, являются одним из ключевых свойств жизни. Еще в 1950 году по поводу машинного интеллекта он высказался философски: «я полагаю, что к концу 20-го столетия набор умных слов и уровень человеческого мышления изменится настолько, что каждый человек будет способен выразить свое отношение к проблеме создания думающих машин без опасения показаться некомпетентным или противоречивым.

       Но все будет зависеть от того, что мы подразумеваем под термином «мышление». Некоторые умники утверждают, что только люди могут думать, а компьютеры не могут быть людьми. Сделав это остроумное сообщение, они, сложив руки на груди, усядутся в мягкое кресло и будут при этом выглядеть весьма самодовольными.

       Об уровне интеллекта людей мы обычно судим по качеству их речи. Поэтому Тьюринг в свое время предложил своеобразную игру, которая до сих пор носит название «тест Тьюринга». Представьте себе, что вы находитесь в комнате, имеющей связь через терминал с человеком и компьютером в двух разных комнатах. Вы печатаете сообщения, а человек и компьютер могут независимо отвечать. Каждый из абонентов ведет диалог с точки зрения человеческой и чисто интеллектуальной. После длительной работы с клавишами «диалог» и «возможности» с использованием справочной литературы, информации по искусству, данных об изменениях в погоде и так далее, вы не сможете отличить ответы человека и машины.

        Если бы машина обучалась дальше и могла бы впредь это делать стабильно и на хорошем уровне, то, как утверждает Тьюринг, такую машину действительно можно считать интеллектуальной. С таким утверждением, наверное, согласились бы многие. Для практических целей, нам не всегда важно знать,обладает ли машина «само пониманием», то есть, сознанием. Те критики, которые объявляют, что машины вообще не могут иметь сознания, не называют причины такой невозможности и не объясняют, что они подразумевают под термином «сознание».

        Сознание, достаточно развитое для того, чтобы действовать благоразумно - это не просто главное достояние человечества. Мы еще должны понимать других людей, оценивать их способности и склонности, планировать взаимоотношения. Кроме того, мы должны знать и непосредственно сами себя, наши собственные способности и склонности, планировать свои действия и поступки. Нет никакой особой, магической тайны в механизмах «самосознания».

        Наше сознание и наши мысли реагируют на мнения, суждения и мысли отдельных окружающих нас людей, на мнения и отношения остальной части общества, откликаются на отдельные их поступки и действия. Этот процесс осуществляется посредством взаимодействия особых образов, эквивалентов мысли. Но сама по себе мысль, которая является выражением особой сущности разума, отличной от вещества мозга, ничего не объясняет нам относительно понимания сущности сознания.

       В тесте на наличие сознания думающая машина, отвечающая на тест Тьюринга, разумеется, стала бы утверждать, что она имеет «самосознание». Любой «биошовинист» подвергнет такое утверждение сомнению. Но до тех пор, пока они не объяснят обществу, что они подразумевают под термином «сознание», они никогда не смогут доказать принципиальную невозможность наличия самосознания у думающих машин.

        Тем не менее, вне зависимости от того, что мы называем «сознательным» или «бессознательным» (не обсуждая здесь проблемы психологии и парапсихологии), интеллектуальные машины продолжают и будут продолжать делать свое, если и не очень «благоразумное», то, во всяком случае, полезное для общества дело, которое касается каждого из нас.

        Возможно, определение сущности сознания станет тем аргументом, который когда-нибудь заклеймит позором доктрину биошовинизма - как форму высшей степени неверия в силу разума человека, который несмотря ни на что - с упорством, достойным подражания, все же прикладывает максимум усилий для создания думающей машины.

       До сих пор еще ни одна думающая машина не способна пройти испытание на тест Тьюринга и, видимо, не так уж скоро сможет это сделать. Хотя некоторое ощущение искусственного интеллекта создать уже удалось. Владеющие английским языком могут побеседовать в чате с думающей машиной A.L.I.C.E. Есть аналогичные обучающие программы и на русском языке, но они менее продвинутые.

        Логично было бы задаться вопросом, имеется ли вообще какая-нибудь веская причина для того, чтобы даже пытаться успешно пройти этот тест: ведь можно извлечь гораздо больше пользы от результатов применения искусственного интеллекта, руководствуясь совсем другими целями.

       Различают два типа искусственного интеллекта, хотя в рамках системы могут взаимодействовать оба вида. Первый тип - это технический искусственный интеллект, предназначенный для применения в физическом мире. Этот тип интеллекта чаще всего используется в проектах автоматизации, а также применяется в научных целях. Второй тип - это социальный искусственный интеллект, относящийся к области исследования человеческого разума.

       Усилия многих исследователей здесь направлены на создание думающих машин, способных преодолеть тест Тьюринга. Ученые, работающие в области социальных систем ИИ, в процессе исследований постепенно будут все больше совершенствовать свои знания о человеческом разуме. При этом разрабатываемые ими системы будут, несомненно, иметь все большую практическую ценность, так как все большее количество людей смогут ощутить реальную пользу от интеллектуальной помощи, рекомендаций и советов думающей машины.

        Автоматизированные системы, основанные на техническом интеллекте, будут иметь более значительное воздействие на ускорение развития технологии по сравнению с социальным интеллектом, особенно в области молекулярной нано технологии. Более совершенная – автоматическая, техническая интеллектуальная система может оказаться гораздо более простой для реализации и дальнейшего развития, чем социальная думающая машина Тьюринга, которая должна не только обладать знанием и интеллектом, но и имитировать человеческое знание и человеческий интеллект – задача значительно более сложная и трудноосуществимая. Тьюринг как-то по этому поводу задал себе вопрос: почему машина не может выполнить нечто такое, что по всем признакам должно быть описано как мышление, но очень отличается от того, как это делает человек?

       Некоторые ученые и политические деятели, возможно, будут и впредь отказываться признавать искусственный интеллект в качестве действительно думающей машины. Но до тех пор, пока машинный интеллект не достигнет уровня интеллектуальности «болтливой железяки», способной выдержать тест Тьюринга, часть скептически настроенных инженеров мысли будут продолжать признавать интеллект только в других, исключительно в доступных лишь их собственному разуму формах.