Онегин Бориса Эйфмана

Александра Загер
произвел на меня совсем не то впечатление, которого я ожидала. Так что это будет пост-размышление, что и почему мне понравилось и не понравилось, и чего, собственно я ждала.
Эйфман для меня открылся "Русским Гамлетом" много лет назад и продолжился "Чайковским". В промежутке  были еще несколько балетов, произведших меньшее впечатления, тогда как эти два заставили меня испытывать самые нежные чувства к Борису Яковлевичу как к хореографу. Я была неправа, ожидая от "Онегина" нечто подобное, это совсем другой спектакль. В том смысле, что это скорее не балет, а хореодрама. И если смотреть на спектакль с этой точки зрения, то все происходящее на сцене будет логично и замечательно.

Как мне кажется, Пушкин здесь был лишним, потому что его "Онегин", как известное произведение, не прочитывается, а история, в основу этого произведения положенная, самодостаточна из без пушкинской поддержи, по сути ведь это любовный многоугольник с одной стороны и человек, от скуки или еще по каким-то внутренним причинам, ввязывается в историю, больно ранящую всех ее участников. При этом, действие балета происходит во время путча, но, честно говоря, и это не особенно прочитывается, за исключением показа кадров того времени в самом начале. На мой взгляд, без этих всех исторических отсылок было бы лучше.
Впрочем, Петру Ильичу  тоже пришлось слегка потесниться, поделив музыкальное пространство с группой "Автограф", но тут получилось очень даже доброе соседство, добавляющее спектаклю красок необычными переходами от современной музыки к классике и обратно.
 Хореография очень специфичная, это почти акробатические этюды, при этом поставленные с большой режиссерской фантазией и четким пониманием, что и зачем каждый танцовщик делает.  Очень яркая (наверное, самая яркая), актерски насыщенная роль у Онегина (Олег Габышев), с которой он блестяще справился, несмотря на совершенно чумовую по сложности, буквально ноголомную хореографию. Помимо всего прочего, роль очень эмоционально-затратная, поскольку настроение героя меняется от ярости до скуки, от отчаянья до веселья, от флирта, до страха. Дмитрий Фишер в роли Ленского будто оттенял взрывного, импульсивного Онегина, был, как и полагается поэту, лиричен, сдержанно-стратсен и нежен, а в своей загробной ипостаси - инфернален и зловещ.  Надо сказать, что их дуэты носили временами несколько бисексуальный характер, но раз уж действие перенесено в наше время, почему бы им и такими не быть. Это только добавило остроты в сюжет.
Честно говоря, о Татьяне и Ольге сказать особенно нечего, девушки четко соответствовали характеристикам своих персонажей - Татьяна (Анастасия Ситникова) была немного не от мира сего, слегка не вписываясь в окружающий мир и общество, а Ольга (Наталья Поворознюк) - легкомысленна, влюбчива и жизнерадостна. Обе девушки танцевали замечательно, впрочем, это относится ко всей эйфмановской труппе.

Возвращаясь к постановке, скажу, что мне не очень понравилось, например, что сцену "Письмо Татьяны" зачем-то еще и озвучили  пушкинскими строками. Т.е. Татьяна на сцене вполне очевидно страдала над листком бумаги и "голос за кадром" зачитывал "...я к вам пишу". Ни до, ни после голосовых сопровождений не было.
 
В целом, мне показалось, что хореографически (не постановочно, а именно танцевально) спектакль получился несколько однообразным, во всяком случае в монологач Онегина и Татьяны было двольно много повторяющихся кусков; и многие вещи сделаны очень уж в лоб, то же письмо Татьяны, для меня - через чур много надрыва.
При этом, все массовые сцены просто замечательные, и по драйву и по постановке, особенно яркими получились обе сцены на дискотеке, совершенно фантастические кошмары  - и сон Татьяны, где ей является Онегин, и их дуэт там; и кошмары самого Онегина после убийства Ленского, которые в буквальном смысле слова вылезают из задника сцены и надвигаются на него неотвратимой стеной, а потом и вовсе хватают и начинают терзать; и сцена убийства Ленского, поставленная как драка на дискотеке, где финальным аккордом труппа поднимает Ленского и Онегина, схлестывает их, и Онегин всаживает другу нож в живот. Умирает Ленский под музыку из всем известной арии, на руках у Ольги.
Но самой сильной, по эмоциональном накалу, для меня, сценой стало явление тени Ленского Онегину. Уже после того, как последнего отпускают кошмары, он прячется (буквально) под стул, а на стуле вновь появляется  призрак  Ленского. Оба танцовщика ложатся параллельно полу, лицом друг к другу, но на разных плоскостях, сгибают ноги в коленях и получается, что Онегин как бы отражение Ленского  (поза та же, что у Вишневой в "Красоте в движении", когда она лежит на зеркальном полу).

Несмотря на общую серьезность, место шутке тоже нашлось - в самом конце, в сцене подготовки Татьяны к балу,  ею очень забавно занимается боевой отряд стилистов, то упаковывая ее в ширму и унося в таком виде со сцены, то вывозя на массажном столе, то выбирая ткань для платья. Это немного разряжает сумрак предыдущих инфернальных сцен.
В целом, балет сумрачный, тревожный, колючий такой, на нем не получится отдохнуть душой, скорей, ей придется поработать. Спектакль, безусловно интересный и уж, как минимум, один раз его посмотреть стоит, хотя бы для того, чтобы оценить все режиссерские изюминки и сценографические изыски (тут постарался все тот же Зиновий Марголин).