О гламуре, иронии, гениальности, юморе и балете

Александра Загер
Об ужасах гламура в последнее время не  кричит только ленивый, но никому пока не удавалось сделать это так талантливо, иронично, ядовито и болезненно понятно, как Мэтью Боурну в балете "Дориан Грей". По уровню и качеству постановки он вполне сопоставим со своим литературным соотечественником, чье произведение он так интересно "свободно адаптировал". Канва-то осталась прежней, просто  Дориан Грей превратился в официанта, Бэзил - в модного фотографа, а Лорд Гэнри - в Лэди Эйч (Микела Меацца  - потрясающе стильная женщина с великолепной пластикой), главного редактора гламурного журнала. Но посыл изменился кардинально. Если у Уальда Дориан Грей - единственный в своем роде, то у Боурна - самый обычный  человек, волей случая ставший знаменитостью, и потерявший себя навсегда.
"Дориан Грей" нельзя назвать балетом в нашем понимании этого слова, это скорее история, рассказанная в свободном движении. И хоть внешне они кажутся простыми и банальными, если посмотреть внимательно, станет понятно, что танцовщики не делают ни единого лишнего па. Каждый жест, поворот, прыжок  - со смыслом.
Рекламный билборд с фотографией Грея и брендом IMMORTAL, который он собственно и рекламирует, замечательно справляется с ролью пресловутого портрета, появляясь на сцене дважды - первый раз во всем гламурном блеске , а второй - грязным и оборванным, и с надписью MORTAL - как сигнал тревоги Дориану. Вообще такого рода придумок в сценографии было вагон и маленькая тележка. Я уверена, что не заметила больше половины, просто для этого нужно посмотреть балет много-много раз.
Отдельное большое человеческое спасибо Мэтью Боурну за то, что смог соблюсти баланс между ханжеством и пошлостью, не скатившись нив одну из сторон, что почти чудо, учитывая специфику первоисточника. А настоящее чудо - это танцовщики, этот баланс продемонстрировавшие. Они были настолько внутренне раскрепощены, что танец казался (а может и был) естественным продолжением их чувств.
Вот честно, от некоторых дуэтов мурашки бежали, и плевать было на то, что они однополые. Сцена соблазнения робкого Дориана дико чувственным фотографом (Джейсон Пайпер в этой роли просто бесподобен - сумасшедшая пластика и почти животная чувственность) - это режиссерский и хореографический шедевр. С каждым щелчком камеры Бэзил делает Дориана еще чуть развратнее ,и каждый кадр проецируется на задник сцены, а потом их буквально сносит буря эмоций. Пока еще положительных.....

Я заметила, что у Боурна спектакли развиваются от фарса и стеба до трагедии. Просто в какой-то момент становится уже не смешно и даже не стебно, а реально страшно...
Страшно смотреть на сцену убийства Бэзила. Будто пытаясь вернуться к началу, Бэзил снова снимает Дориана, и его изображение все также проецируется на задник, только вот Дориан больше не может и не хочет фотографироваться, потому что внутренне он   - урод. Он убивает Бэзила его же камерой, в надежде, что с их уходом все вернется на свои места, но ему становится только хуже. Уходя, он пачкает кровью тот самый задник сцены, куда когда-то проецировалось его изображение...
Надо сказать, что игру и работу Ричарда Уинзора (Дориан Грей)  я оценила только к концу 2 акта. Просто вдруг как-то осознала,  что из милого, ничем не примечательного мальчика он превратился в монстра. Безо всякого грима. Убив Бэзила, он звереет на глазах, мечется, сходит с ума и думая, что убивает своего двойника (есть и такой персонаж в спектакле), убивает себя. И на многострадальный, когда-то белый задник проецируется его последнее фото, где он мертвый - MORTAL.... Очень здорово, что на эту роль не взяли писанного красавца, иначе б пропал весь смысл - икону гламура можно сделать из любого человека, только он сам при этом пропадет....
 
Боурн не изменил себе, жестко простебав классический балет и собственно классических танцовщиков. Очень точно простебав, замечу. Про будильник из 1 акта, звенящий выходом феи Карабос, написали, кажется, все, но мало кто, почему-то оценил 2 будильник, соответственно, звенящий в начале 2 акта. И тут Петр Ильич не подкачал, выручив Боурна адажио "Дама с четырьмя кавалерами" из "Спящей красавицы". Боурн в долгу не остался, и разбудил эдаким великолепием не только самого Грея, но и еще 4 человек, спящих в его постели. Про то, как Грей томно, точно в музыку,  тянется и когда кажется, что он вот-вот, в худших традициях третьесортных мюзиклов, под это затанцует, он резко прихлопывает будильник, я умолчу -  это надо видеть ;)

По ходу действия, вся компания отправляется смотреть балет, и тут уж от Боурна достается и "зрителям" и классическим танцовщикам )) "Зрители" сначала внимательно смотрят на воображаемую сцену, водя головой туда-сюда, а потом вдруг резко утыкаются в буклеты, явно пытаясь понять  "шо это было". Кто из нас не вел себя так в театре? ;))  "Это было"  Сирил Вейн - мимолетное увлечение Дориана Грея и ядовитая шпилька постановщика классическим танцовщикам. Если на сцене он худо-бедно изображает романтического принца, то вне ее  - это истеричное, самовлюбленное, неряшливое существо, которое может  посреди вечеринки начать расшвыривать по квартире вещи из необъятной сумки, а потом спокойно повесить грязное трико на портрет неотразимого Дориана ))) Смешно перестает быть, когда Дориан, только что пылавший страстью к Сирилу, спокойно смотрит, как тот мучительно умирает от передоза...
Этот спектакль из разряда  must see.  Он мудрый и глубокий, и обличение гламура  там - только один из слоев. Нам показали общество потребления, где мы пока живем, доведенное до абсурда, где все, даже смерть - продается и покупается. Нам показали, чем это кончается и намекнули, как такого конца избежать. Да, это было жестко, зло, но гениально!!!
Господи, дай нам всегда ТАК заканчивать сезон!!!