Лебединое озеро или Дороги, которые мы выбираем

Александра Загер
Мое последнее Лебединое озеро было где-то полтора года назад, оставив после себя ощущение жуткой халтуры и отбив всякое желание смотреть этот балет. Поэтому вчера я шла в театр с некоторой опаской, к счастью, мои опасения не подтвердились, да и на всю постановку я посмотрела совсем другими глазами - как на философскую притчу.
 Как правило, Зигфрида танцуют уже не совсем юные танцовщики, молодые, да, но не юные. Наверное, это обусловлено технической сложностью партии и вряд ли когда-то измениться, но балет - искусство условное и придется слегка напрячь фантазию. Ведь вся история начинается с празднования совершеннолетия принца, то есть это мальчик лет 16 - 18, человек не имеющий почти никого жизненного опыта, особенно в отношении нравственного выбора. И одновременно, это возраст, когда люди выбирают свой путь в жизни, принимают первые серьезные решения, и соответственно, делают первые серьезные ошибки. У Зигфрида был выбор - остаться в замке или выйти к озеру (зачем он туда пошел - из нынешней постановки не очень ясно, но - не важно). И не случайно Зигфрид встречается со Злым Гением именно там, на озере, потому что в данном случае, Злой Гений - это его Судьба, Фатум. Он выбрал эту дорогу и Злой Гений теперь поведет принца по ней, предлагая выбор, подбрасывая соблазны и сомнения, и требуя расплатиться за них в конце. Наверное поэтому, Зигрфрид в финале даже не пытается спасти Одетту, когда Злой Гений уводит ее за шторку на озеро , - знает, что сам во всем виноват, и это был его выбор.
Есть здесь и еще один аспект - помните заповедь "не сотвори себе кумира"? Так вот Зигфрид себе его радостно творит, и потом воротит нос от разнокалиберных, но вполне милых невест. А потом и вовсе нарушает клятву верности только потому что незнакомка на балу так похожа на его идеал. И дорого потом за свое предательство платит. Но и это выбор, который дает ему Злой Гений - поддаться соблазну или нет.

Наверное, ничего такого не пришло бы мне в голову, если б не исполнители главных партий. Александр Волчков очень тонко провел свою партию - он был веселым и безмятежным в начале, влюбленным в белом акте, соблазненным - в черном, вежливо-скучающим с набором невест и совершенно раздавелнным и резко повзрослевшим в финале. Финальную сцену он сделал блестяще, так, что захотелось плакать вместе с ним. Технически тоже все было неплохо, за исключением вариации во 2 акте, где он местами навалял.
Мария Аллаш была трепетной Одеттой и яркой, соблазинетельной и даже немного злорадной Одиллией. Приятно смотреть на умную балерину, которая понимает что и о чем она танцует.
Злой Гений Влада Лантратова получился очень актерски наполненным и из-за этого безумно интересным. В нем не было злорадства и желания творить зло "из любви к искусству", скорее он был зол на человечество и на принца в частности за нравственное несовершенство. Танцевал очень чисто и с настроением. Глаз радуется красивым стопам, безусильным прыжкам, чистым позициям. Очень понравилось, что из образа не выходил ни на минуту, даже просто сидя на троне во время черного па-де-де или на поклонах.
Экология ныне ни к черту, и на озере не обошлось без нефтяных пятен. Елена Казакова, видимо, никогда в жизни не видела лебедей, иначе откуда у ее лебедя такие странные, рубленные движения руками и ногами, такой загар и зачем ей понабилось малевать себе брови а-ля "мой дедушка Брежнев"? Уровень танца - как в заштатном доме культуры.
Юрию Баранову, наверное, не объяснили, что звание солиста не освобождает от необходимости держать линию в танце, в частоности, в четверке вальса. Впрочем тут у меня претензии даже не к танцу, а к образу и поведению на сцене. Все-таки это - бал и званы туда аристократы, в.т.ч и вальс танцевать. Юрий Баранов вел себя так, будто он - переодетая шпана и совершенно непотребно хлопотал лицом.
Павел Клиничев, оркестр и музыка существовали в трех параллельных вселенных, пересекаясь редко и неудачно. Бедный, бедный Петр Ильич....
Несмотря ни на какие "нефтяные пятна",  спектакль получился. И большое спасибо артистам за два с половиной часа душевных переживаний и размышлений, спасибо за чудесный предпраздничный вечер, побольше бы таких спектаклей - с настроением и вдохновением!