Жить просто

Архимандрит Аввакум Кременчуг
ОЗАРЕНИЕ, ПРОЗРНИЕ И ЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЕ
Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы 1Ин.1:5
Веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность Иак.2:23
Еще проще можно сказать: жил человек на земле и оставил по себе добрую память.

Притча. Однажды на земле жил такой простой души человек, настолько достигший совершенства, что даже ангелы спускались к нему с небес для того, чтобы посмотреть на то, каким только божественным может быть преобразивший себя по Заповедям Божиим человек. Этот человек в своей жизни так же распространял добродетель, как звезды распространяют свет, а цветы – красоту и благоухание, даже не осознавая этого. Весь
его день можно было заключить в двух словах: он давал, и он прощал. Тем не менее, эти слова никогда не посещали его уста. Они просто выражались в его улыбке, в доброте, в его всепрощении, сочувствии, сострадании. Для каждого он находил доброе слово.
Ангелы сказали Богу: «Господи, дай ему дар, чтобы он мог творить чудеса».
Но, Бог ответил: "Спросите его, хочет ли он сам этого. Я, что то, очень сомневаюсь».
И тогда они спросили у святого: «Хочешь ли ты лечить больных прикосновением рук?» «Нет, - ответил святой. - Пусть лучше Бог делает это. Он, Един владеющий тайной жизни и смерти». Они продолжали: «Хочешь ли ты возвращать грешные души обратно на истинный путь добродетели?»
«Нет, этим должны заниматься ангелы. Я не должен обращать». «Хочешь ли ты стать выражением терпимости и привлекать людей сиянием своей святости и таким образом прославлять Бога?» «Нет, - ответил святой, - если люди будут притягиваться ко мне, они будут отвлекаться от Бога». «Тогда чего же ты хочешь?» - спросили ангелы. «Чего могу хотеть? - спросил святой с улыбкой.- Я ничего не хочу. Бог всем в природе щедро дает свою милость, свои благословения, свои дары. И причем бесплатно».
Инициативные ангелы далее сказали: «Но, ты должен попросить каких-нибудь чудес, пророчеств, видений, знамений, откровений, иначе мы заставим тебя совершить какое-то чудо». «Очень хорошо, - сказал святой, - тогда, сделайте так, чтобы я мог совершать очень много хорошего, даже не зная об этом».
Ангелы, ох уж эти ангелы, столкнулись с трудностями. Они посовещались и наконец, решили разработать следующий действенный план: каждый раз, когда тень святого падала назад или в стороны - так, чтобы он не мог ее видеть - она должна была излечивать болезни, избавлять от боли, успокаивать печаль раненных жизнью душ.
И когда святой шел в одиночестве, его тень падала на землю назад или в стороны, и позади него росла трава, цветы цвели, вода подступала к сухим корням, на лицах детей выступал румянец, а несчастные мужчины и женщины измученные жизнью становились хоть на мгновение осенения счастливей.
А святой просто жил, занимался ежедневной деятельностью, излучая добродетель точно так же, как солнце излучает тепло а, звезды излучают свет и цветы источают благоухание и красоту, даже не осознавая этого. Люди, которые относились с огромным уважением к его смирению, следовали за ним безмолвно, никогда не говорили с ним об этих чудесах, и вскоре они даже забыли, как его зовут, и назвали его святой тенью. Такова добродетельная жизнь: ежедневно и ежечасно самоисчезая, умирая, уходя - благословлять жизнь мира. В этом  суть истинное христианство.
Человечность и есть суть истинное христианство.
Возвышенная простота монотеизма: «Бог есть свет» и  простого человеческого жительства достаточно, что бы усмотреть великое в малом. Тяга к простоте все больше
 и больше по мере усложнения мира и окаменения, омертвления в нем прежних сакраментальных институтов, будет овладевать сердцами и умами людей.
Все мысли имеющие огромное значение для жизни всегда просты…
Люди поняли: бешенные темпы жизни отнимают у нас главное – контакт со своим собственным бытием, с духовным. Мы, оторванные от реальности, бежим, кричим наперегонки со временем. Мы верующие и не верующие защищая свои идеологемы в современном мире, уже насколько накричались, назаявлялись о себе, о своих нелепых рецептах по спасению, преображению мира и человека нагаласовались(украинское
емкое слово), что уже и помолчать хочется. А особенно при виде ничтожных
плодов нашего этого идейного крика и мельтешения.
Мы воочию видим, что чем больше выкрикиваем лозунгов о нравственности, тем больше наш мир сползает в безнравственность, чем больше выдаем лозунгов об отвратительном грехе алкоголизма, тем больше у нас пьют, ну и так далее. Список нашего нулевого КПД можно продолжать до бесконечности. Мир не живет по нашим законам и правилам, да и по всему видно, на сегодня, уж никак не собирается жить и в дальнейшем, потому, что и сами то мы по ним не живем. Вот, оно что! Редкие одиночки в нашем церковном мире, да, живут; но это очень одинокие пути-тропинки. Большинство же духовенства, массы - нет! Мы берем, рвем от жизни все, что можно от нее взять и урвать! Мир уже давно нас церковников раскусил и понял. Понял наш «свет» и «дух». Посему то, коэффициент полезного действия от наших проповедей, равен нулю. Здесь стоит остановиться и задуматься. Стоп!!! А если, то, что мы делаем неправильно? Для отрезвления нужны иные подходы.  Хочется уже умиротворяющей тишины и простоты. Хочется простого христианского жительства, без кича, гика и крика, когда высокую нравственность
просто надо показывать, а не рассказывать. Бог любит тишину!
В мире, в некоторых людях входит, в моду философия экзистенциального минимализма.
Молитва не требовательная, но созерцательная! Тупиковость просительной, требующей молитвы всегда волнует людей совершенномудрых. Зачем молиться, просить, требовать, выпрашивать, если Бог прежде нашего прошения хорошо знает, что нам нужно, полезно
и уже предопределил должное лекарство. Для обнаружения счастья в себе, достаточно светоносного созерцательного благоговения и абсолютного доверия Бытию.
Доверимся Богу и поживем просто как жил некогда патриарх Авраам,
насыщен днями, в своих благословенных шатрах.
Архимандрит Аввакум   Пасха 2010