Не болел ли ты рахитом?

Александров Владимир
...Так выразил свои предположения, врач на призывной комиссии, щупая меня чуть выше солнечного сплетения. Меня как будто молнией ударило. "Какой рахит? Ничего не знаю",- ответил я. Такой женоподобный тип, с явно искаженной дикцией. С  издевочкой спросил, и соседке молодой врачихе показывает, на мою грудь. Та молча посмотрела с некоторым сомнением, вроде как не придала значения, и ему пришлось писать, что я пригоден. Бывало, что я обращал внимание, что с грудью моей что-то не в порядке, ведь у Сереги ребра под кожей заметно сходятся ёлочкой выше живота, а у меня они сливаются в одну плоскую неровную кость.
 По  приезде из города я спросил у матери при сестре, не было ли у меня рахита. Мать недоуменно пожала плечами, а сестра заверила, что я рос здоровеньким. Я сильно усомнился. То, что болезненным был с малых лет, я припомнил, но не стал сильно расстраиваться. Сама сестра при очередном моем заболевании констатировала всегда: "Ну вот, и эта болезнь тебя не миновала". Скарлатина, ли, коклюш, свинка,а уж респираторных заболеваний, ангина, грипп, так каждую зиму бывало по несколько раз. Помню,  а это значит, уже лет шесть было, пошла по моему пузу сыпь, и она первая поставила диагноз: "Корь, зовите Еленушку." Так и вышло, пришла фельдшерица из соседней деревни, назначила лечение, и я валялся дома больше недели. Были какие-то еще страшные всякие названия, и все они меня сильно удручали, потому, что нельзя было выйти на улицу.
 
  Но, что же с рахитом? Заглянул я в энциклопедию, а там все про меня написано. Оказывается, он "...поражает ребенка от трех месяцев, до трех лет. При плохом питании, в душных сырых помещениях, где мало солнца. Симптомы: Размягченный потливый, часто лысеющий  затылок, искривленные кости ног, и позвоночник. Ноги саблевидные бывают..." У меня ноги и позвоночник,Слава Богу более-менее прямые, а вот затылок ровный, как будто срезан. Видимо, матери моей было невдомек, что затылок размягчен, и лежал я в зыбке как попало, вот и сделал его плоским. ..."Голова квадратная"-, это тоже есть. "Грудные кости со временем выравниваются"- тоже все верно. Ну, там еще много всяких признаков этого недуга обозначено.

Припоминаю, когда я стал  кое-что соображать,то старался помочь себе сам. На уроке биологии услыхал, что нужно почаще употреблять рыбий жир. Так я не поленился, завернул в аптеку после занятий в школе, а это надо было лишних два километра пройти, купил бутылочку этого отвратительного на вкус снадобья, и ввел себе в правило ежедневно принимать по ложке чайной. /Когда бутылка закончилась, еще покупал. Да, кажется, с тех пор и пошло улучшение моего здоровья. Вечные лЕта Валентине Андриановне, училке ботаники, она много еще кое-чего нам сообщала о полезных веществах, и я наматывал на ус. Купил в магазине килограмм грецких орехов. Родители не спорили, ведь магазина в нашей деревне не было, а в кладовке, кроме мороженого мяса, капусты квашеной, да крошева зеленого, соленых огурцов и грибов, ничего и не было. Луку, правда, наращивала мать вдоволь, морковка, свекла, картошки полный подвал накапывали. А вот яичка свежего кроме, как в два-три весенние месяца, не видели. Куры объедались "Куриной слепотой", не дохли, но нестись переставали. Рыбы морской тоже не бывало никогда. разве что раз в полгода отец привозил из города селедку. Про необходимость йода, тоже на уроках биологии, я крепко усвоил. Молоко было чуть ли не круглый год, творог плавал в сыворотке в горшках, сметана снятая с молока, но этого не хотелось совершенно. Масло сливочное доставалось с трудом, приспособления не было, а в ручную из сметаны его добывать, матери было некогда.
 В физическом плане я был вроде и не слабаком, и с Серегой мы боролись с равным успехом, а вот Юрка, старше меня на полтора года, был значительно сильнее, и пользовался своей дурью на полную, так что я не сопротивлялся даже, а получал побои и унижения. Меня это сильно удручало, и я долгое время напрягал свои извилины ради того, чтобы стать сильным.
 
 Характерно то, что отец, такой умный и смекалистый, не мог меня наставить, а в случаях когда видел меня обиженным, шел к отцу Юрки и выговаривал ему недовольство. Я знал про силачей штангистов, и думал, что если бы была штанга, я непременно бы подкачался, но отец мои просьбы сделать мне ее, только хмурился. Однажды он проговорился, что сам он не вырос потому, что будучи еще несовершенно летним, взвалил огромное бревно на дровни в лесу, и долго болел после этого. Да и сам-то я рос медленно, так что не до тяжестей.

  Но все-таки, Бог услышал про мои беды и чаяния.
 Приезжал к нам на недельку из Финляндии двоюродный брат Борис. Он был уже парнем взрослым, лет девятнадцати, с черной бородкой эспаньолкой, этакий красавец. А Финляндией у нас называют часть Ленинградской области, бывшей до войны финской территорией. Брат моей матери дядя Ваня смолоду там поселился, осел, и родились два брата наши двоюродные Борис и Витька, которого я еще, и не видел к тому времени.
  И вот, Борис надоумил меня заняться перекладиной. Не навязчиво, так между прочим, как вариант, предложил, сказав, что и на рост повлияет, и физику подкачаешь.  А какая перекладина в деревне, где кусты, да деревья, ни доски было не найти, для скворечника, ни гвоздя, ни железки какой-нибудь. Дом наш с краю, а в поле возле заброшенного гумна, стоял поломанный прицепной зерноуборочный комбайн, на который я иногда залезал и там слегка развлекался громко вскрикивая в смотровое отверстие в бункере и поражаясь гулу. Однажды уходя с него увидел железную деталь в виде трубы толщиной в полдюйма, и длиной метр с небольшим с краями, как будто приготовленными, чтобы я их вделал в столбы из бревен. Я долго не думая, пришел домой и к вечеру турник был готов. Отец не возражал, помог отпилить два столба, а уж остальное я сам выполнил по науке, вкопал, распорки вбил... А на утро, не откладывая, пошел и по подтягивался сколько смог. А на следующее утро, вроде как и не всерьез, я снова пошел и снова подтягивался перед тем, как идти в школу. Да так и ввел себе в правило.
 Казалось, ничего не произошло, просто минут десять с утра я посвящал нескольким гимнастическим упражнениям, одно из которых, как я узнал позже в армии, называется "Солдатская пружина", да простые подтягивания, на количество. Поначалу я быстро прибавлял разы, а уж к середине зимы только вышел на десяток. Зато и кое-что начал выполнять из гимнастики, что на перекладине. Подъем переворотом, выход силой на руку, потом и на обе...
 Я даже боялся признаться себе,- "что-то переменилось во мне", вроде как перед одноклассниками немножко загордился, но, разве что чуть-чуть. Боялся спугнуть удачу, и не думал, что это надолго, просто подходило утро, в любую погоду, в каком бы состоянии ни вставал с кровати, я надевал что-то на себя из повседневной одежды, шел по росе, по дождю ли, или снегу проделывал несколько примитивных разминочных упражнений, выполнял определенное количество подтягиваний, регулярно увеличивая число раз.
  Как-то я весь собрался и поднатужился. И на уроках стал более внимателен, но это же был уже девятый класс, надо было думать о дальнейшей своей судьбе, ибо в колхозе оставаться никак нельзя было. Юра,  в девятый класс учиться не пошел, и наши с ним встречи были значительно реже, так что побоев не было, но я по прежнему его боялся.
 А вот следующим летом я ему дал сдачи разок. Уже под осень, когда я ездил на велосипеде за реку к Ленке, оказался и он там, ну в сумерках было плохо видно,  носились там все, и малышня, и мы отроки. Я ехал, он остановил:
-"дай прокатиться", я спешился, не выпускаю из рук руль и сиденье, он рванул на себя, за раму, я  повалился в его сторону, и случайно но изо всех сил так ему врезал куда-то в бок, да попал по кости, что собственный  палец большой выбил из сустава. Страшно стало- Юра не любил уступать, но он как-то отстранился и  вроде забыл про меня. Я уже дома с больным пальцем размышлял: "Ведь я из за нее пострадал, подрался... Молодец," А уже где-то к тому времени слышал, или читал, что если парень за девушку подерется, это уже кое-что...  Палец болел, как обычно месяца два, но Юра с тех пор уже рук не распускал.
Кажется тем же летом я поборол и брата своего старшего. Я считал, что это случайно, ведь даже не боролись с ним, он же на 14 лет старше, а с Серегой-то мы регулярно схватывались понарошку. И как-то усвоили прием, когда соперник повален на спину, перехватываешь его вокруг туловища наискосок, так, что одна твоя рука у него за спиной встречается со второй, которая над плечом проходит под его спину. и чем крепче замок, да нажим, всем весом на его грудь, тем меньше у него шансов.

  Ну и с братом как-то шутя схватились, и после нескольких движений, он оказался  лежащим на спине в моем этом замке. Подергался немного, и запросил пощады. Мне так удивительно было, ведь брат взрослый мужик, и сильный всегда был и ростом меня больше, ну и комплекцией. Он чуть не плакал, да при  жене-то, горевал заметно. Думаю, что если бы он знал про этот прием, так постарался бы и одолел меня но, он не стал, а вдруг зауважал меня сильно. 
Вообще я сделался весьма сильным и здоровым, но, опять же побаивался по инерции простуды и холодного питья, да и тяжести таскать воздерживался.   Когда поехал в военкомат, и там попросили сдать нормы ГТО, я подтянулся пятнадцать раз на перекладине и подъемы переворотом, и выход силой выполнил легко, пробежал неплохо, гранату бросил... Лейтенант меня похвалил. В армии вообще с физической подготовкой проблем не было никогда. Только через козла было долго не научиться прыгать.

 Так что рахит- не приговор, лишь бы не шизофрения, это уже не поправишь.