Воины Света

Юрий Тявин
Комментарии к книге
Анна Фрейд
«Эго и механизмы психологической защиты»
                Кай  хотел молиться, но в голове была одна таблица умножения.

Чем интересна нам эта «дочь великого отца»? Человек, чьё имя так долго скрывала эта великая тень?
Анна Ф. была, вне сомнения, продолжателем его дел. Она  была  исследователем  говорящем на его языке,  но сохраняющим свою  самобытность  и,  в  прикладном  психоанализе,   достигшем впечатляющих успехов. 
Она оказалась практически последним человеком сохранившем верность  теории развития либидо, и именно в конфликте инстинктов видящего основную драму человеческой жизни. В наш технологический век практически утеряны навыки  спекулятивного – базирующегося на законах логики – исследования, но эта женщина, обладающая наблюдательностью средневекового натуралиста и прозорливостью философа,  сумела продемонстрировать нам не проходящую их  ценность.
Развитие  европейской цивилизации кроме всех благ комфорта принесло с собой и диалектически связанные с этими благами болезни, а все попытки свести их к «несовершенству природы» и необходимостью её «улучшить» кончаются провалами и огромными жертвами. При этом цивилизация упорно старается не замечать пагубность своего пути,  только усугубляя ситуацию, она все  больше и больше средств и усилий  вкладывает в старые проверенные способы преодоления возникших парадоксов.
Всё это очень напоминает строительство гигантских обелисков и храмов, попавших  в немилость к богам, древних народов. Обычно эти гигантские стройки окончательно истощают ресурсы этноса,  и он исчезает с  лица истории. Боги покинули свой народ!
Всякий, пытающийся  проследить путь парадокса, через который  комфорт – символ отдохновения от трудов, становится - «убивающим комфортом»,  а цивилизация начинает неуклонно деградировать, приближаясь к своему концу,  неизбежно встретится с Дочерью Фрейда.
Парадоксальность  нашего времени.
Парадокс  настоящего времени  состоит в его взаимоисключающих тенденциях:  с одной стороны это всё возрастающая  антиприродная  функционализация человека (человек -  часть некой социальной машины), а с другой в стремлении к слиянию с природой.   Мать - Природа  дана человеку, прежде всего,  в его жизнеобразующих  инстинктах, именно они позволяют ему дышать, есть  пищу, любить и производить потомство, но именно они  противостоят стремлению социума к универсализации и функционализации, ибо всякая энергия данная человеку  для его деятельности – это энергия инстинктивных позывов и, лишь  присоединив потребность социума к потребностям живого, можно привить человеку  чуждые его животной природе социальные функции. Но тут возникает новый парадокс, он  заключён  в том, что -  бороться с одними инстинктами можно только  опираясь на другие  инстинкты.
Это равнозначно правилу «нарушать законы природы, можно только опираясь на другие её законы». Однако, часто  нарушение одних её законов неизбежно вызывает к жизни другие (неведомые эксперементатору) законы и  результат оказывается  совсем не в зоне ожидаемого.
Пример.
                Воины  Света.

Век Просвещения. Всем  кажется , что через познание наук человечество и вступит в «золотой век».  Но для успешного обучения ребёнка  необходимо ограничить его в способности прямого  осуществления своих потребностей,заменить природную потребность - снять напряжение - суррогатом удовлетворения (зафиксировать мотив на цели) - сформировать ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫЙ НЕВРОЗ,  но чем можно обездвижить этого неукротимого и живого непоседу, - только страхом.  Из всех видов страха существующих у ребёнка в 7 лет наиболее активен СТРАХ КАСТРАЦИИ. (В природе именно через этот страх осуществляется приведение самцов к покорности - формирование сплочённой группы).
Однако  мальчиков "страх кастрации" часто, через контрфобическое преобразование, превращается  в противоположность – в агрессию, при этом  (через механизм регрессии на анальную стадию)  формируется защитная реакция - невроз навязчивых состояний – превращение нежелательных влечений в их противоположность.
Аффект, сформировнный в результате фрустрации желания двигаться и непосредственно удовлетворять желания,  нейтрализуется через идентификацию с агрессором - учителем, и формирует «реактивное образование»  -  желание носить военную форму.  Гимназии прошлого просто удовлетворяли это естественное желание, а выпускники школ позапрошлого века были уже готовыми военными подразделениями.
Девочка  (вследствие изначальной кастрации) будет реагировать на данное вмешательство несколько иначе – возникнет «зависть к пенису» которая может быть разрешена двояко - через гиперкомпенсационный компульсивный невроз прилежания,  или   замена «желательных» психических событий на физическое движение - импульсивность,или же  борьба с «нежелательным»  влечением будет проявляться в форме истерии, приступы которой будут провоцироваться ситуациями страха и зависти.
Зависть к пенису легко может быть «рационализирована» - превращена в фантазию о  волшебной (преобразующей мир)  палочке и собственном всемогуществе.
Не стоит забывать о «активирующем» воздействии  истерических реакций на психику формируемех образованием  психастеников -  Великая Французская  началась с «похода женщин на Версаль», а Февральская и переворот Пиночета с «марша пустых кастрюль».
Неистовость Тарантеллы и Бесчинство Революционных масс  являлись  истинным ответом природы на новую ступень её подавления – «просвещение» - культурально сжатое Ид в период предреволюционного  ослабления Супер-эго  разорвало цепи и вырвалось, как Кащей,  на свободу.
Именно «Свобода для Ид» было написано на лозунгах революций.
Пружина сжатого Ид, израсходовав энергию, распрямилась и, вновь вступило в свои права,  Супер-эго,  но это уже было иное, интроецировавшее  в себя «страхи и либидо революционного разгула» и посему ставшее более жестким Супер-эго, оставалось  только найти его физическое воплощение – Наполеон, Сталин и Пиночет – типичные представители этих эпох.  Динамическое изменение  супер-эго  во время и  после революции пубертата  ещё один неоценимый вклад Анны Фрейд в копилку теоретического психоанализа.
                Отвращение               
Современная «стерилизующая» культура распространила  отвращение далеко за пределы «комнаты личной гигиены»,  уже запах человеческого пота  - запах человека  вызывает отвращение. Поэтому было  бы очень важно понять истоки столь сильной  Табу-образующей реакции.
 Оставаясь на позициях «инстинкт теории» Анна описала и теоретически вывела истоки этого   психологического феномена – «отвращение».
«Эго ощущает натиск влечения, чувствует нарастающее напряжение сопровождаемое ощущением отвращения, а затем воспринимает чувство облегчения после его удовлетворения и получения удовольствия».
Но, что такое  «отвращение» и связанные с ним слова «отвратительный», «отвратный».
В самой гносеологии данного слова лежит глагол вращение,  вращение ОТ  ВРАТ,  ОТ ворот – ОТ  входа в цель. Рассматривая данное слово с точки зрения НЛП-модальностей, мы будем вынуждены признать, что оно относится к орально-вкусовой модальности, и по  времени   возникновения относится к довербальной  – оральной – младенческой – от 0 до 2 лет  эре; а это сразу же ставит его в положение «неанализируемого».
Другим вопросом, на который хотелось бы получить ответ, является вопрос: «Является ли неприятное, связанное с позывами на рвоту – ваготоническое  чувство изначально принадлежащим к «первичным позывам влечениям», или оно было условно рефлекторно закреплено (заякорено)  к ним?».
 Автор комментариев исходит из теории «гомеостатической саморегуляции живого организма»,  суть которой заключается в том, что  целью функционирования всякого организма является поддержание гомеостатического равновесия, которое может быть изменено как под влиянием внешних, так и внутренних факторов.
Всякое отклонение от оптимальной величины гомеостаза будет восприниматься рецепторным аппаратом  как «напряжение», а генетически детерминированный путь его снятия (восстановления  гомеостаза) будет называться «влечением»,  отражение влечения в эго  будет им воспринять как   «желание»,  но его энергичное исполнение   часто затрагивает чужие интересы и поэтому  носит негативную окраску – «агрессия». Соответственно, всякое блокирование  достижения  влечением его цели, под влиянием
«реального страха» или исходящего из  супер-эго его психического эквивалента  - «страха кастрации», суть,  является формой поддержания  нарушения гомеостатического равновесия или «болезнью».
Рассматривая влечения с точки зрения «теории гомеостатического равновесия» как, импульсы направленные на его поддержание и восстановление и, основываясь на «принципе удовольствия», мы будем вынуждены признать, что «отвращение» как ваготоническая – тормозящая деятельность симпатической – адреналэргической  нервной системы  реакция  является условнорефлекторной, сформированной «Воспитателем»  путём  активации «тревоги» в моменты проявления адреналэргической активности  младенца.
Что такое «тревога» в приложении к младенцу,  к существу, сохраняющему реакции плода на опасность?  Какова реакция плода на опасность?  Тревога матери  должна им воспринимается  как команда: «Замри, затаись, потребляй как можно меньше кислорода!».  А все эти действия – торможение -  прерогатива вагуса.
Соответственно, воспитателю остаётся только в момент проявления  адреналэргической активности младенца встевожиться, а это, по эмпатийной связи мать-дитя передастся младенцу и будет  равнозначно команде  «Опасность!» и младенец почувствует все прелести активации вагуса,  а при их неоднократном повторении будет сформирована устойчивая  условнорефлекторная связь: активность  – отвращение.
Соответственно «отвращением» будут помечены не все (это вызвало бы быструю дезадаптацию и смерть)  влечения, а только те, что вызывали «чувство тревоги» у воспитателя, соответственно,   это и  будут, прежде всего,  адреналэргические – симпатикотонические – познавательные и  агрессивные (изменяющие среду под свои потребности)  влечения.
  «Натиск влечения, ощущается как  нарастающее напряжение сопровождаемое ощущением отвращения», - отвращается физиологическое влечение, отвращается сама природа человека.  Я попадает  под власть  супер-эго (формируется нарцистическая  -  любящая только своё, в зеркале супер-эго, отражение личность),   « запрет бывает настолько сильным,  что становится несовместимым с  психическим  здоровьем. Супер-эго забирает у эго самостоятельность и способность к наслаждению,  превращает его в исполнителя своих желаний, часто абсолютно враждебных к влечениям».  Но.
« Собственная жизнь \жизнь Эго\ ценна лишь в свете её способности удовлетворить влечение».
(Приведённые выше цитаты дают возможность по новому взглянуть на генез и терапию нарцистической – воспринявшую чуждую для ид и внедрённую в супер-эго «программу  жизни»  и суицидальной личностей).

Живя в середине прошлого века, Анна не могла и предположить, на сколько, распространится  ОТВРАЩЕНИЕ, не могла предположить, что в конце века идеалом может стать чистота операционной достигающая своего апогея в «евроремонте».
Исследуя антагонистическую пару  влечение – отвращение и роль отвращения в нарушении здоровья, нам необходимо уточнить понимание сути влечения, его физиологической составляющей.
Достижение влечением его цели и немедленная разрядка вызванного им напряжения затрагивает интересы иных членов сообщества, поэтому социумом были разработаны психотехники позволяющие удовлетворить влечение в символической (ритуальной) форме или отсрочить момент его реализации, для этой цели изначально была разработана система Тотемов и Табу.
«Тотем  и Табу»  З.Фрейда показал, что социализация и общежитие  членов сообщества жиздется на существовании «священных запретов» - табу,  налагаемых от имени тотема – материального воплощения его духа и воли.   С точки зрения рефлексологии  «табу» относится к условным рефлексам формируемых  в момент наибольшей активности того или иного инстинкта и блокирующих его развитие через механизм «реального страха», возникшие условнорефлекторные  «якоря» блокируют антисоциальные действия  членов сообщества, а нежелательное переполнение «чаши терпения» разряжается через систему праздников (символического  разрешения нарушать запреты), ритуалов и ограничений опосредованно  блокирующих наполнение инстинкта энергией (посты).
Таким образом первым из   социум стабилизирующих  «якорей» является   открытый З.Фрейдом «страх кастрации» - интроецированный в эго «реальный страх»  выступающий теперь уже в виде  исходящего из супер-эго условного рефлекса .
  Анна Фрейд открыла ещё один из социализирующих рефлексов -  «отвращение», но не посчитала это формой  табу.
Бесконечные нельзя и бяка, которые слышат наши дети, в самом, что ни на есть нежном возрасте,  формируют у них стойкий якорь «отвращения от влечений». ( Грязь является Табу, но, что тогда будет Тотемом цивилизации чистоты – Свет?). 
 Именно  «отвращение», а не «страх кастрации», является  основным  социализирующим «якорем» современной цивилизации Европы и, именно поэтому,  для неё    не страшны бури  возникающие при ослаблении, под натиском пубертатных влечений,  детского супер-эго,  – влечения прочно заблокированы отвращением в ид, сформирован «порочный круг» – активация инстинкта развития прорывает блокаду, но вводит человека в анальную фазу с её «анально-садистическими» проблемами, а это вновь активирует «отвращение» и в результате стабилизации  регрессии, и   именно это и делает Европу  морально не готовой к встрече с эмигрантами,  чья « агрессия  влечений»  будучи  сжимаема  забытым в Европе «страхом кастрации»   выплескивается   наружу,
 при всяком ослаблении её карающего Супер-эго.
В психотерапии.
Устранение защиты от аффекта  имеющей  цель, «избегание отвращения», требует небольшой модификации – ребёнок должен научиться переносить всё большие и большие порции отвращения без вызова психологической защиты, что теоретически должно достигаться при воспитании ребёнка.

 «Зеркало тролля» или Нарциссизм
В данной книге Анна Фрейд не исследовала проблему нарциссизма, но мне кажется логичным, после исследования проблемы «отвращения»  обратиться к личности, возникшей на основе блокирования отвращением её  врождённых потребностей и воспринявшей как Я-идеал  строгое  соответствие требованиям Супер-эго – нарциссической личности.. 
Поэтому мы будем вынуждены опереться на книгу  выдающегося нашего современника  психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика».
Вначале приведём несколько цитат из 8 главы.
  «- Людей, личность которых организованна вокруг поддержания самоуважения путём получения подтверждения со стороны, психоаналитики называют нарциссическими.
Их, соответственно,  трудно лечить, опираясь на терапевтическую модель, основанную на конфликте;  их опыту, по-видимому, лучше соответствует  дефицитарная модель: во внутренней жизни пациентов чего-то недостаёт.
- Озабоченные тем, как их воспринимают другие, нарциссцически организованные люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и не любимы, для них,  цельность и непрерывность собственного «Я» и  ощущение целостности,  представляет фундаментальную проблему;  многие из них страдают от избытка внутренних комментариев по поводу их достоинств и недостатков, но, в контрпереносе, клиницисты чаще ощущают себя субъективно пустыми \интернализация пустоты (комнаты)\ и испытывают скуку.
- Нарцисстически организованные личности  обеспокоены тем, что «не вписываются» \визионисты\, а не тем, что «изменяют \кинестетический\  своим  принципам». Они могут долго рассуждать  о видимых достоинствах – красоте, славе, богатстве, политической благонадёжности, - но не о, более скрытных, аспектах своей идентичности и целостности. «Имидж» заменяет сущность, а персона (представление себя внешнему миру), более жива и надёжна чем собственная идентичность.
- В отличии от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют его на финансирование научных исследований психопатий, нарцисстические индивидуумы совершенно различны, неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарцисстические личности (в бизнесе, на военной службе, в политике и т.д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними.
Внутренняя цена нарцисстического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим, при преследовании нарцисстически структуированных проектов, может рационализироваться и объясняться как неизбежный побочный продукт конкуренции. (Лес рубят – щепки летят \любимая присказка 37гг\. или Нельзя приготовить яичницу, не разбив яйца.) 
- Эрнст Джонс описал  данный тип как характеризующийся эксгибиционизмом, отчуждённостью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих способностей и тенденцией к осуждению других.
- Общим для всех типов нарцисстических личностей является  присущий им внутренний страх, что они «не подходят», чувство стыда, слабости и своего низкого положения.
- Чаще нарциссизм развивается у детей обладающих сверхчувствительностью к непроявленным, невыраженным аффектам и ожиданиям других.
- Элис Миллер считает, что многие семьи «содержат» одного ребёнка, чей природный интуитивный талант бессознательно используется воспитателем для поддержания их собственной самооценки, и такой ребёнок вырастает в замешательстве относительно того, чью жизнь ему положено прожить.
- Стыд и зависть, суть, главные эмоции ассоциированные с нарцистически организованной личностью. Субъективный опыт нарцистических людей пропитан пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд.
(Вина – убеждённость в том, что ты грешен или совершил злодеяние, она легко концептуализируется в в понятие внутреннего критикующего родителя или супер-Эго.
Стыд – чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель находится вне собственного «Я».  Вина  создаётся чувством активной возможности совершения зла,
 стыд же имеет дополнительное значение беспомощности, уродства, немощности, \невозможности удовлетворить потребности\.)
Зависть – следствие убеждённости в наличии недостатков и страх разоблачения, это  порождает стремление присвоить их, отобрав  у  тех,  кто, кажется, обладает этими достоинствами. Зависть же лежит в в основании другого качества нарцисстической личности – склонности к осуждению себя и других.
- Самопереживание людей с нарциссическим диагнозом часто включает в себя чувство смутной фальши, стыда, зависти, пустоты, незавершенности, уродства, неполноценности и их компенсаторные противоположности – самоутверждение, чувство собственного превосходства, защитная самодостаточность, тщеславие. Кернберг – противоположные полярности восприятия эго – всё хорошо или всё плохо.
- Фундаментальной защитой используемой нарцисстически организованной личностью является  идеализация и обесценивание, причём,  для использования человека в качестве сэлф-объекта (объекта поддерживающего идентичность Эго),  его приводят в замешательство,\вводя в состояние транса\ и лишают присутствия духа. \Разводят\.
- Нарциссические  личности настолько нуждаются в сэлф-объектах, что другие аспекты взаимоотношений бледнеют перед этой потребностью, а могут и вовсе не проявляться, наиболее печальной ценой нарциссической ориентации является недоразвитие способности любить.
- Раскаяние и благодарность не входят в спектр чувств, которые могут позволить себе нарциссические люди.
- В психотерапии считают главной целью самосовершенствование \соответствие некому идеалу \, а не понимание себя самого и поиска более эффективных способов  реализации собственных потребностей».
При всей одиозности  и  пугающей бесчеловечности   данного типа  психической организации  мы вынуждены признать, что именно он является доминирующим типом организации психики современного жителя Европы, именно он доминирует в политике, банковском деле и управлении.
Чем же так привлекателен данный тип?  Какие его свойства позволили занять доминирующее место в современном психологическом ландшафте?
Почему Европа продолжает в массовом порядке его формировать?
Привлекательна, прежде всего,  дешевизна их воспитания, не требуется освобождение женщины от производительного труда, - данный тип вполне хорошо и быстро формируется в детских дошкольных учреждениях, а замена  истинных потребностей на «Требования Воспитателя интроецированные в супер-эго»  позволяет давать данному человеку суррогаты его желаний и потребностей, выдавая их как  подлинные.
Невозможность достигнуть удовлетворения потребностей заставляет ум данного индивида лихорадочно работать – обычно это люди с высоким интеллектом, - что так нужно современному производству, а способность его «питаться» суррогатами делают его труд ещё более дешевым. Происходящая при этом замена  смысла  слова «труд» на смысл слова «функционирование» никого не настораживает.
«Каторга это не то место где дробят камни, а то место, где труд лишен смысла – перестаёт соединять человека с людьми», эти слова одного из классиков Марксизма стоило бы помнить  и нам.
И так достоинства нарцисса: дешев, воспитуем, функционален, манипулятивен как сам так и по отношению к другим, умён; на этом мы вынуждены поставить точку и перейти к недостаткам.
Основной недостаток – неспособность к любви, он, конечно,  может быть превращен в достоинство для банковского служащего, но есть место, где данное чувство крайне необходимо и это не постель, - это детская. Ребёнок не может существовать в рамках холодных стен, - он шизоидируется, нет,  шизоид конечно тоже умён и, зачастую, даже гениален, но он уже асоциален, – вне структурен, -  структура порождает своего могильщика.  А проекты порождаемые шизоидным умом некрофильны, ибо, основной драйв шизоидной личности – стремление вернуться в «незавершенную»  им беременность – в матку, что выражается в реальных разрушительных проектах, умело скрываемых (не забывайте об их гениальности) в  красивую оболочку.
Одновременно, эгоизм и отсутствие привязанности, делает нарциссически организованных людей  чрезвычайно опасными в военном деле, конечно, они весьма успешны и любимы начальством в мирное время, но в ситуации реальной угрозы жизни и карьере проявляется всё их малодушие, а фобическое супер-эго  легко подстраивается под сильнейшего.
Но и основное их достоинство – дешевизна, в условиях «гуманного» общества оборачивается гигантскими затратами на медицинское обслуживание, в этом случае медицина действительно выступает в качестве ремонтной службы, ибо, организм дезориентирован в своих потребностях и нуждается в прямом руководстве в восстановлении  своего здоровья и замене выключенных систем саморегуляции на искусственные, но то, что природа создавала миллионы лет, не заменишь в течении десятилетий, медицина ложится непосильным бременем на бюджеты всех (даже самых богатых) стран.
Но и самая передовая медицина не способна спасти от возникновения внутри отринутого живого организма наряду с эрзац-личностью ещё и эрзац-жзни  -  бластоматозного (ракового) роста.


          Супер-эго и «страх кастрации»
Первой введённой Фрейдом в психологический оборот  психологической субстанцией является «супер-эго», о существовании  «Оно»  говорил Лейбниц   ещё в 18 веке.  Но, что есть «Оно» - персонифицированная функция или некий (не имеющий точной топографии) нелокальный конгломерат  различных инстинктов, рефлексов и драйвов?   
Многое, и прежде всего «страх кастрации», в функционировании данной структуры может быть объяснено  с точки зрения рефлексологии и инстинктологии. 
Страх кастрации.  Природа предусмотрительна, приматы - стадные животные,
от способности самцов к групповому взаимодействию зависит жизнеспособность стада, поэтому  уровень тестостерона (гормона агрессии и мощнейшего анаболика) самцов зависит от его рангового места в пирамиде власть-подчинение. Альфа, получив от природы  подарок в виде  сверхбольшой дозы анаболиков, становится недостигаемым для товарищей и надолго устанавливает в стаде своё господство, -  власть в стаде обретает стабильность и предсказуемость.  Соответственно,  мы имеем   инстинкт,  регулирующий  уровень половых гормонов, и, возможно, реализующий  свои функции через  гипоталамо – гипофизарную систему. Инстинкт,   базирующийся на чувстве страха внушаемого альфой  подчинённым  ему самцам,  снижает, до возможного минимума, разборки делящих власть самцов,  но именно он  обеспечивает сниженный уровень тестостерона, то есть наличие «страха кастрации»  является психологическим эквивалентом «частичной кастрации».
Интроецированый  внутрь психического аппарата  образ доминирующего самца устанавливает с Эго взаимодействие в виде  некого  «внутреннего диалога», при котором все намерения Эго проходят через цензуру  «внутреннего диалога» с «образом»,  который или одобряет, или запрещает данные действия.
Нарушение запрета, возникающие под влиянием интенсивного влечения,  после его реализации и снижения интенсивности, формируют  «чувство вины»  - ощущение  непрерывного страха генерируемого интроецированным  «образом».
У первобытных народов данный  интроецированный «образ» подвергается вторичной проекции на внешний объект  - Тотем, с формированием  внешней
персонафикации.
Внешняя персонафикация  части психологического аппарата позволяет строить с ней уже  «реальные»  отношения – ритуальные действия, позволяющие как снизить интенсивность  «страха кастрации» так и нейтрализовать интенсивное «чувство вины».
Супер-эго запрещает  открыто проявлять сексуальное влечение  и объявляет агрессию асоциальной, запрет бывает настолько сильным,  что становится несовместимым с  психическим  здоровьем.
Супер-эго забирает у эго самостоятельность и способность к наслаждению,  превращая его в исполнителя своих желаний, часто абсолютно враждебных к влечениям.
Данная  форма подавления вполне оправдана в среде приматов, -  стадо обретает единую волю и сплочённость, потребности  отдельного индивида  подчиняются  единой цели, -  выживанию биосоциальной единицы, -  стаду – носителю главного богатства любого живого существа – генофонда.

         «Незрелое Супер-эго» Зачастую,  высокоморальные индивиды, встретив явное нарушение установленных правил и норм, пытаются воздействовать на их нарушителя через интроект  социализатора – «совесть», но встречают  яростный отпор, и зачастую платят за это жизнью
Наличие вспышек ярости в ответ на критику Анна  Фрейд  объясняет,  используя  механизм интроекции.
«Эго  интоецирует  критикующего авторитета, превращает его в компонент супер-эго и  обретает способность к проецированию вовне свои запретные устремления. Оно нетерпимо к внешнему миру пока порицает самое  себя. Ярость против «виновных» из внешнего мира возникает всякий раз, когда в сознание готовы  проникнуть порицаемые потребности и  предохраняет от самокритики – чувства вины. Это служит промежуточной фазой в формировании морали и нравственности.
Застрявшее на этой стадии супер-эго,  почувствовав вину, набрасывается на внешний мир с яростью супер–эго меланхолика  против своего собственного эго. Возможно, такой вариант является  примером «незаконченной меланхолии», или основой для паранойи».


Но данный феномен -  вспышку ярости направленную против  «критикующего авторитета» -  можно объяснить и с позиции  инстинкта  «власть-подчинение».
Возможно,  здесь  нам вновь  пригодится модель стада приматов.
Альфа, увидев непослушание, немедленно  проявляет  управляющую агрессию и  всегда   доводит дело до конца – до принятия  рецессивным  самцом  позы покорности,  ибо, всякое,  не приведение к  покорности,  расценивается,  как  слабость  и  вызывает желание вступить в схватку за власть. 
Зрелое Супер-эго  имеет устойчивые, автоматически действующие (рефлекторные),  реакции на управляющие стимулы, возникает ощущение, что  Эго находится  с ним в постоянном  внутреннем диалоге и поэтому  не нуждается во внешнем социальном контроле.
 Если же данные рефлексы не приобрели характер автоматически действующих  или  «Образ»  утерял  свои доминирующие свойства,  открыв  дорогу   к прямой реализации потребностей и разрядке аффекта, то всякая попытка обращаться с ним как с «Зрелым Супер-эго», - пытаться вызвать у него автоматический переход в состояние покорности, воздействуя на «якоря»  её активации – «воздействуя на  совесть», - чревато вспышкой не контролируемой - инстинктивной ярости, ибо,  это будет воспринято инстинктивным началом как  попытка  агрессии (приведения к покорности) со стороны самца более низкого ранга.
Соответственно,  при встрече с данным феноменом,  нужно сразу демонстрировать нарушителю социальных норм  своё доминирующее начало  и быть  всегда  готовым к отражению, казалось бы,  немотивированной ярости и приведению нарушителя  в состояние  покорности.