Сознание

Николай Мурашев
     Неопределённость понятия термина "сознание" подтверждается множеством его толкований в словарях русского языка. Это и высший уровень психической активности человека, и осознанное бытие, и общественный продукт, и отношение субъекта к окружающей среде. Это и отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Это функция мозга. Это и отражение объективного мира, и необходимая сторона практической деятельности человека. Это и мысль, и чувство, и ясное понимание чего-нибудь. Это и способность мыслить, рассуждать, определять своё отношение к действительности. Это то же, что и сознательность – умение и способность правильно разбираться в окружающей действительности.
  Такая неопределённость приводит к необходимости, в ряде случаев, обобщать всё множество суждений и заявлять, что сознание – это нечто, проявляющееся при функционировании популяций клеток головного мозга. Конечно, это не добавляет ясности, но позволяет выразить область суждений в сжатой форме.
     В моей книге «Информационная система «Человек», изданной в 2008 году, даётся следующее определение этому термину.
     Сознание – это состояние информационно-интеллектуальной системы, при котором в ней протекают процессы, обеспечивающие решение задач.
  В книге головной мозг как макросистема структурирован на биоинформационную и информационно-интеллектуальную системы.
  Этот первый уровень структурирования неопределённости создал основу для классификации всех клеток мозга в двух популяциях. В свою очередь, это позволило представить понятие о сознании не во всём массиве головного мозга, а отнести его к информационно-интеллектуальной системе. Обоснованием возможности такого решения было знание о том, что в состояниях глубокого сна, обморока или комы, биоинформационная система не прекращает решения своих кибернетических задач, а информационно-интеллектуальная система временно «выключается» и перестаёт решать присущие ей задачи. В этих случаях монополия на принятие решения принадлежит биоинформационной системе.
   Но, в истории человека известны случаи, когда информационно-интеллектуальная система не отдаёт, до поры, биоинформационной системе право принимать решения, борясь за её выживание. Эти знания свидетельствуют о том, что между биоинформационной и интеллектуальной системами существует связь.
     В книге информационно-интеллектуальная система включает в себя: управляющий структурный комплекс – разум, комплексы рассудка, психическую подсистему и память.
     Такое представление информационно-интеллектуальной системы позволяет выполнить более глубокое структурирование той популяции клеток мозга, которая ранее была к ней отнесена. Оно также позволяет предположить наличие популяций клеток головного мозга, ориентированных на выполнение особенных, только им присущих функций. Например, ощущение реальности, мышление, управление памятью и другие.  Оно же позволяет классифицировать и множество этих функций.
     Иммануил Кант (немецкий философ) в ХV111 веке говорил, что всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения их под высшее единство мышления. Рассудок и разум  он рассматривал как два вида мыслительной деятельности.
     В книге «Информационная система «Человек» я рассмотрел рассудок и разум как
структурные элементы головного мозга, образованные совокупностями нейронов из общего их числа, входящих в состав информационно-интеллектуальной системы. Это, прежде всего, позволило представить структуру этой системы. Исходя из того, что от органов восприятия информация о внешней среде поступает в различные отделы головного мозга, стало возможным представить рассудок как совокупность комплексов, принимающих на первичные нейроны от этих органов импульсы информации. В каждом комплексе рассудка поступившие данные обрабатываются и из них формируются образы и признаки объектов и явлений реальности в качестве наших ощущений (ещё не знаний). С этих комплексов рассудка наши ощущения в виде информации считываются разумом. После их анализа, кодирования и установления взаимосвязей они размещаются в памяти как первичные знания о действительности. Важнейшей функцией разума является мышление. Ни одно действие человека, находящегося в здравии, если оно не рефлекторное, не может быть осуществлено вне процесса мышления. Но, мышление – это сложный процесс. В качестве важнейших функций этого процесса можно предположить следующие функции: актуализации задач, анализа информации и установления связей, кодирования образов и признаков объектов и явлений действительности, а также формирования знаний, в том числе, синтезированных и синтетических, формирования умений и навыков (знания действий). Такое представление структуры функций мышления позволяет предположить, что в среде нейронов информационно-интеллектуальной системы существуют популяции клеток, образующих специализированные нейронно-программные комплексы, способные осуществлять названные функции.
     Таким образом, информационно-интеллектуальная система человека может
характеризоваться качеством ощущений, развитостью способностей разума, качеством информации в памяти, способностями психической подсистемы, качеством взаимодействия с биоинформационной системой. Учёность, мировоззрение, поведенческий кодекс, комплекс умений и навыков – это всё то, что отражается в интеллекте человека, как качестве его мышления.
     Возвращаясь к словарным толкованиям сознания, выделим следующее положение:
«Сознание возникает, функционирует и развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью». На основании изложенного выше текста, наверно, читатель согласится с тем, что по итогу осуществления функций комплексов рассудка, психической подсистемы и мышления разума возникает не сознание, а возникают знания, которые составляют учёность человека, его мировоззрение, а также участвуют в формировании его поведенческого кодекса, умений и навыков. Другое словарное суждение: «Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих наук». Эта туманная фраза становится понятнее в такой редакции: «Сложность информационно-интеллектуальной системы, отсутствие установленных наукой элементов её структуры и неизведанность многих кибернетических функций в настоящее время делает эту систему предметом изучения многих наук». Обошлись без термина сознание. Ещё одно словарное суждение: «Сознание – это отношение субъекта к окружающей среде». Так и хочется заменить здесь термин сознание на термин нравственность.  По существу отношение человека к окружающей среде является отражением его мировоззрения и поведенческого кодекса, которые были в нём сформированы средой его бытия и стали «визитной карточкой» интеллекта (качества мышления), то есть его культуры.
     Структурирование неопределённости не является чем-то необычайно новым в познании Мира. Несколько тысяч лет тому назад наши предки структурировали небесную сферу, определив на ней множество созвездий. Как свидетельствует история человечества, труды эти способствовали познанию Космоса и прогрессу в развитии видов человеческой деятельности.
     В современных условиях, когда кибернетические функции мышления человека стали предметом научных исследований, особое значение приобретает структурирование неопределённости в этой области, так как только оно способно повысить эффективность научных исследований. Понятие термина сознание должно быть лишено всего того нагромождения суждений, которое сегодня есть в словарях. Оно должно быть конкретным.