Первая охота

Виктор Суетин
П Е Р В А Я    О Х О Т А .                Автор Суетин В.А.



 Вот вы, мужики, все разные  байки рассказываете про лосей, глухарей, зайцев, как их гоняете, как стреляете. Расскажу, если хотите, и я вам байку про свою первую охоту….   

Было это давно. Мне тогда пятнадцать лет только исполнилось, и еще в ту пору колхозы были…. Сеяли колхозы рожь, овес, горох, даже пшеница не плохая вырастала, и государству сдавали, и себе на трудодни оставалось.
               
В этот год овес и рожь удались на славу. Кто занимался урожаем, тех даже орденами и медалями награждали. Вот и думайте, в каком это году, было….               
 
Жил я в то время в деревне, деревня глухая, уехать из колхоза не могу, хотя и учиться очень хотелось, направление на учебу давал председатель, а он как захочет, кому даст, справку и паспорт, а кому и откажет. Был он у нас и царь, и бог, и все в одном лице,… но суть рассказа не в председателе.               

Повадился на дальнюю делянку медведь овес топтать, не столько жрет, сколько вытопчет да повалит. Ставили мужики на него и капканы, и петли. А ему хоть бы что, капканы ставят с этой стороны поля, а он как чувствует, озорует на другой стороне поля. И до того обнаглел зверюга, что даже жнейку, которую привезли скосить этот овес, спустил с косогора, и убежала она под уклон метров на триста в лес, застряла между двух елок и до сих пор находится там.

Если не верите, можете спросить в нашей деревне, этот случай помнят у нас там, до сих пор и с удовольствием расскажут за бутылкой, вечером после баньки.               
 Мужикам ходить за медведем  было некогда, наработаются сутра до вечера, да и еще свое хозяйство дома справлять надо. Вот и ударила мне в голову идея, добыть этого медведя.

Ружья своего нет, да и на охоту то я никогда не ходил. Но был у нас в деревне охотник один, так себе, на белок, да на глухарей охотился, ну иногда и лося завалит. Как его по-настоящему зовут, никто не помнит, все звали его Еденомать из-за постоянного повтора этого словечка. Пришел я к нему, просить ружье.               
 - Дать то я тебе дам, Еденомать, не жалко,… настоящие охотники бьют медведя с одной пули, но тебе так и быть дам два патрона, Еденомать.
               
 Дал он мне ружье, два патрона с пулями и благословение из нескольких слов. Думаю, вы догадались какое благословение. А еще мужик он был не плохой, хотя и выглядел сурово.
 - Ладно, провожу я тебя до места, а потом уйду домой, медведь подумает, что никого нет, и будет не такой осторожный. Прошел он со мной до самого поля, я забрался на березу, а он ушел обратно, чтобы медведя обмануть, вдруг тот станет полянку обнюхивать.
         
 Метрах в четырех от земли береза раздваивалась, я удобно устроился в развилке, как в седле. Вынул из кармана патрон, зарядил ружье, поприцеливался туда - сюда, как учил меня Еденомать, и стал ждать зверя. Осенью темнеет быстро, вроде только, что ушел мой провожатый, а дальнего конца поля уже не видно. Прошло еще немного и стемнело совсем. 
 Метрах в пятидесяти от березы на овсяном поле появилось темное пятно и стало двигаться в мою сторону.         
- Медведь. Пронеслось у меня в голове – здоровый, как бык.               
  Зверь бесшумно подошел и остановился метрах в пяти от березы, повернул голову на право, налево, принюхался и поднял голову вверх. Я весь замер, руки тряслись, не хороший озноб пробежал по всему телу, такого состояния не забыть до самой смерти. Курок взведен, ружьё направлено в сторону зверя.
Закрыв глаза, нажал на спусковой крючок, удар прикладом в плечо чуть не выкинул меня с березы на землю, но каким, то чудом, я все- таки умудрился остаться в развилке. Медведь заревел так, что слышно, наверное, было даже в деревне, так мне казалось в тот момент.               
 Посмотрев вниз,…увидел, как зверь ползет в мою сторону,… надо зарядить ружье, вспомнил я,… в спешке стал вынимать патрон и уронил ружье на землю.               
 Медведь тем временем дополз до самой березы - орет, передними лапами за березу подтягивается, а забраться не может. Я тогда полез на березу выше - на самую вершину.  Медведь орет, а я песни пою, да березу раскачиваю, потому что холодно стало.               
Так всю ночь и проорали, медведь свое, а я свои песни, сколько знал все перепел,… да, наверное, еще и не по одному разу. Песни кончились, перешел на частушки. Как светать стало, успокоился он, стонать стал,… а уж когда совсем рассвет наступил, полез в молодой ельник, что по краю поля рос. Да еще и ружье с собой прихватил, оно ремнем попало ему под переднюю лапу, так он и упер его в ельник. Еще, какое-то время медведь изредка орал, стонал, а потом затих.            
Посидев на березе, и убедившись, что звуков больше зверь не издает, я соскочил с березы и - домой.   Пробежал немного, опомнился, меня же Еденомать за ружье с шапкой и сапогами сожрет.   
Вернулся, душа трясется, медведя не слышно. Подошел потихоньку поближе. Лежит, не храпит, не стонет, но все равно страшно.  Ружье рядом. Походил по лесу, нашел длинную, тонкую сосновую сушину.  Зацепил ружье, вытащил его у медведя и… бегом в деревню.
Изо всех сил стучу в двери – вышел Еденомать.
   
- Ты, что сума сошел? - всех коров в деревне перепугаешь, а бабам их еще доить надо.   

 - Медведя… Я, медведя убил - запыхавшись, выпалил я.
               
 - Ну что ж, раз убил, пойдем мужиков собирать, вывозить надо да разделывать.
 
Собрались мужики, во главе Еденомать.  Взяли на конюшне лошадь, поехали в лес за медведем, пока бабы коров не выгнали. Приехали на место, медведь уже мертвый был.      

 Я, ему сверху с березы между передних лопаток попал и перебил позвоночник, вот    поэтому он и не смог забраться на березу, только ободрал всю кору от ярости, сколько мог достать.Медведя разделали, мясо поделили на всю деревню.
 Но зато память об этой охоте останется у меня на всю жизнь….

Написано со слов моего дядьки в 1982 году
В  деревне Ирзеньга  Арх-ой обл.