Есть ли место в сердцах для подвига?

Евгения Колодяжная
Идея написать художественное произведение о блокаде возникло не сразу. Сначала была просто интересна тема – поразило то, что в Санкт-Петербурге, так поражающем туристов и жителей, городе царской эпохой, восстановленными дворцами, парками, так мало  отведено одной из самых страшных и мужественных страниц истории города – блокаде Ленинграда. Казалось бы – город ,в котором произошла такая нечеловеческая драма, должен иметь огромный фонд и вещей блокадников, и военной техники, которой солдаты защищали осажденный город, не дав фашистам исполнить свой план – уничтожить град Петра, стереть его с лица земли… И поразило меня то, что этой теме отведен в «Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда» один сравнительно небольшой зал, где выставлено совсем немного экспонатов, дающих лишь отчасти прочувствовать весь тот ад, через который прошли миллионы защитников города, находящихся как в Ленинграде, так и за его пределами – все это, как оказалось позже, последствия «Ленинградского дела».
Но больше меня поразили высказывания некоторых моих знакомых. Одна девушка мне прямо заявила, что вообще не понимает, почему мы не сдались фашистам. По ее словам, мы и так сейчас «являемся сырьевым придатком как Германии, так и Европы в целом». Другой знакомый, узнав, что мне интересна эта тема, откровенно сказал ,что мне нравится, видимо, копаться в трупах ,что эта тема давно изучена и уже никому не интересна, а сам он, если бы вдруг оказался в то время, то просто бы сделал все возможное ,чтобы как можно скорее сбежать оттуда, лишь бы не соприкасаться со всем этим. Конечно, каждый имеет право на свою точку зрения. Только вот почему –то современная молодежь не задумывается о том великом человеческом подвиге, совершенном их недавними согражданами, почему-то не принимается во внимание, что многие, находясь в этих нечеловеческих условиях сумели сохранить человеческое лицо – все, кто хоть как-то мог передвигаться, работали на оборону, помогали другим выжить, школы работали, заводы ни на один день не закрывались, воины МПВО обходили квартиры, убирали трупы, чтобы предотвратить эпидемию, помогали уже не встававшим тем, что отоваривали их карточки,спасая, тем самым, жизни людей. Почему это-то не берется во внимание? Ведь в то время, как никогда, народ помогал друг другу – и зачастую, помогал бескорыстно, не беря ничего взамен. Город, вопреки всем ожиданиям гитлеровцев жил. Нормы продовольствия были настолько малы, что ,по всем законам обмена энергии, население должно было полностью вымереть. А ведь нет – жили люди, работали, творили, защищали город. Откуда брались силы? Почему все это терпели? Почему, подобно Парижу, не объявили город сданным? Да потому, что знали люди, что деваться некуда, что, если они сдадут город, то он просто напросто исчезнет. И какие-то неведомые силы помогали выжить.
Конечно, у этой поистине героической страницы есть и обратная сторона – были и предатели, и паникеры, и грабители, и людоеды… Были и сытые, довольные жизнью люди, были и морально слабые. Но они, в результате, оказались в меньшинстве. Потому что город выстоял, благодаря именно тем, кто обладал сильным духом, был морально устойчив, что всегда являлось главной отличительнйо чертой вековой питерской интелегенции.. Те, простые люди, защищавшие в первую очередь не Сталина, и даже не страну...Они прежде всего защищали собственный город, собственные семьи, собственную жизнь..