Наталия Боева

Нина Писарчик
* * *
человек думает: "она моя",
гладит кошку,
качается в кресле-качалке,
засыпает в любимой измятой футболке
и слышит настойчивый женский голос,
так разговаривает тишина.
человек думает: "она моя",
рано утром едет куда-то в дождь
и думает про апрель - "февраль".
человеку дают горсть земли,
говорят, она, конечно, твоя,
только что тебе делать с ней,
если ты сам не свой?

Комментарий Сергея Фаустова

Наталья Боева из всех современников наиболее близка к овладению совершенно иным, особым языком поэзии, таким, что о ней уже невозможно писать по-старому. Ее поэзия требует и нового языка литературной критики - некую акробатику, кувырок в кажущуюся "пустоту" стиха, чтобы заполнить его содержание эстетическими пульсациями. В этом прелесть психологической отрешенности от необходимости проводить прямую там, где ее провести невозможно: «…человеку дают горсть земли, говорят, она, конечно, твоя, только что тебе делать с ней, если ты сам не свой?».



Комментарий на комментарий


       Сергей Фаустов говорит о Наталии Боевой: «Её поэзия требует и нового языка литературной критики – некую акробатику, кувырок в кажущуюся «пустоту» стиха».
      Почему «пустота»? Стихи наполнены: кошка, сам её хозяин, кресло-качалка, футболка, которая измята, потому что любимая и не снимается с плеча, ночной сон, утренняя дорога под дождём – апрель на дворе, но вот настроение февральское, или погода на дворе не апрельская… Это логически выстроенный поток жизни.
      Ощущение пустоты – из-за явного одиночества лирического героя. «Человек» - мужского рода - вполне может оказаться автором стиха, молодой и привлекательной девушкой. «Человек» здесь  - бесполая сущность, но он материален, раз носит футболку, гладит кошку… Думая о кошке: «она моя», он словно бы  самоутверждается: Я есть! - У меня есть… Кто вынул душу из героя? Почему он одинок настолько, что тишина звучит в ушах? «Слышит настойчивый женский голос, так разговаривает тишина…» Известно, что одинокие люди произносят свои мысли вслух…
      Выходит, догадка моя верна, - это о себе автор пишет отстранённо: «человек». Кого она похоронила, реально или виртуально, эта одинокая женщина? Ведь обычно «дают горсть земли», чтобы бросить её на гроб. Или увезти с собой на чужбину. Но, «если ты сам не свой», душу свою потеряв?.. Да, пустота. Состояние опустошённости лирического героя заставляет и читателя ощутить дискомфорт, почувствовать вакуум одиночества, понять болезненность утраты чего-то главного – смысла жизни, может быть…
      Так пространно, «по старинке», я попыталась передать свои впечатления от стиха. Значит, новый, «иной, особый язык поэзии» может быть истолкован человеком, мыслящим традиционно? В поэзии, всё-таки, первичны чувства, а каким языком они переданы – дело второе.