Стеклянный купол

Алексей Косиновъ
Сказка для взрослых. 

  Слегка отклоняясь от Северного тракта, по узкой пыльной дороге шел Сфейс - бродячий артист. Скрипач, музыку которого жаждали услышать когда-то практически все: начиная от благородных королей, заканчивая последним подзаборным забулдыгой, что валяется в пыли, сопя сизым носом.

 Но время скоротечно, и вот уже трудно отыскать благородных королей, принцесс и праведников.
Остались одни забулдыги.

 Да, много воды утекло. Те, кто слушал музыку Сфейса, да и сам Сфейс, давно на том свете кушают тушеную капусту с холодной телятиной, запивая сие блюдо холодным небесным пивком.

 Ну я отвлекся. Сфейс направлялся в сторону королевства. Как всегда в его карманах и желудке гулял ветер. В надежде что-нибудь заработать, скрипач решил идти именно туда.
Почему? Да потому, что Сфейс был еще и пророком. Когда-то он сделал предсказание о том, что как только иссякнет нравственность и любовь, начнутся у людей большие проблемы в отношениях. И, видите, предсказание его сбылось. Теперь он снова почувствовал необходимость своего присутствия в королевстве.

Войдя в королевство окольным путем,через дыру в городской стене, он оказался прямо напротив городской ратуши.Странно, но людей на улице не было.

- Стой бродяга! - услышал он голос и,обернувшись,увидел стражника, замотанного с ног до головы в черную ткань.

- В городе свирепствует чума, - стражник посмотрел на скрипача болезненным взглядом. - Глупец, как ты проник сюда, на свою погибель? Ты разве не видел черные стяги у ворот?
 
- Я пришел узким ходом, через лазейку в стене. Мне нужен хлеб, - невозмутимо ответил Сфейс, - а умереть человеку невозможно.

- Да ты, как я вижу, философ. Ну что ж, почтеннейший,желаю удачи. Выпустить тебя не смогу, сам понимаешь. Хлеба тебе здесь никто не даст. У самих проблемы. Меня зовут Цвайн, - стражник хотел было протянуть руку для приветствия, но передумал и, поклонившись, ушел в сторону ворот.

Музыкант огляделся. Вокруг не было ни души, лишь только спертый воздух и запах тлена царили повсюду.

Сфейс сел на ступеньки ратуши,достал трубку, набил ее табаком и закурил. Но трубка выпала изо рта, когда он увидел маленькую девочку, убегающую в слезах от страшной рыжей женщины с платком, повязанным вокруг шеи. Женщина хохотала и пыталась схватить малютку своими гниющими руками. Сзади у нее был огромный розовый хвост крысы.

- Это и есть Чума, - догадался Сфейс. - Эй ты! Не хочешь ли поиграть в догонялки со мной? - крикнул он и встал во весь рост. - Если услады мира не поймали меня, то и тебе меня не поймать!

Чума остановилась, и Сфейс поймал на себе злобный взгляд сверкающих глаз. Чума поправила на своих язвенных запястьях золотые браслеты и сняла с шеи платок. На шее были бурые пятна.
 
В мгновение ока она оказалась рядом с ним и, дыша на него смрадом, прошипела: -Что ты против меня, старик? Ты уже мой.

- Мне и так скоро умирать. Я жил честно и страшиться мне нечего... Ты не имеешь надо мной власти, - спокойно ответил музыкант, поднимая с земли потухшую трубку.

- Старик, ты глуп, хотя мнишь себя мудрецом, - продолжила чума, - ты перестал смотреть на небо, а когда люди перестают смотреть на небо, они становятся похожими на бессердечных червей, которым участь -смерть.

Девочка тем временем вцепилась ручонками в платье Сфейса и с ужасом в глазах смотрела на чуму.

- Знаешь, иногда приходится смотреть не только в небеса, но и под ноги, тогда начинаешь видеть все бугры и камни. Это помогает. Больше вероятности не пропахать землю носом.

- Посмотри в небо, дурак, - плюя мертвецкой слюной, закричала чума.

Сфейс посмотрел на небо и не увидел его. Там был только огромный купол из мутного стекла.

- Это ты сделала, чтобы людям не поступал свежий воздух?

- Ты единственный в этом городе, кто способен видеть его, он - не пробиваем. Его создали черствые сердца людей, переставших глядеть в небо. Они занимались только своими червячными делами. Каждый заботился только о себе. Появились нищие, страдальцы и брошенные. А где нищие -там и крысы, а где крысы - там и я. - С этими словами чума ушла в другую сторону города.

Недолго думая, музыкант достал из котомки свою скрипку. Приставил смычок и начал играть.

В его музыке были скорбь и свежий морской воздух, журчание горных ключей и незапятнанная чистота любви. Музыка нарастала, переливаясь. Входила в каждый дом, в каждое ухо, в каждое сердце.

У ворот плакал услышавший музыку старый грубиян Цвайн... В замке рыдал гордый скряга-король... Слышала эту музыку и чума.

И вот Сфейс взял такую ноту, от которой купол со звоном разбился. Но звон ни кем не был услышан. Повсюду свежим апрельским ветром летела музыка, неся людям исцеление.

Чума с беззвучным криком рассыпалась на сотни маленьких и больших крыс. Крысы, не вынося звука музыки, бежали из города через дыру в стене.
Наконец, Сфейс перестал играть и упал без чувств. Когда он очнулся на ложе короля,перед ним стояло множество людей. И все они начали его благодарить. Король же предложил ему должность министра и главного лекаря.

- Я хочу сказать слово народу и вам, - промолвил, поднимаясь с ложа старик.

Он вышел на балкон вместе с королем. Внизу собрался весь город.

-Меня зовут Сфейс, я бродячий музыкант и странник на этой грешной земле. Мне не нужно от вас подарков и почета. Но играю я не бесплатно. Каждый из вас должен положить к ступеням дворца по одному медному грошу, и на эту сумму вы построите приюты для нищих и сирот. Как вы уже поняли, чума пришла в ваш город из-за вашей черствости. Вы превратились в червей, но теперь исцелены.
И вот мое пророчество:в этот город и в это королевство никогда не вернется чума, если вы будете иногда давать по медяку на милосердие. От этого ваши доходы не уменьшаться, и сердца не очерствеют.

Люди выполнили просьбу старого Сфейса, и его пророчество сбылось - в этом королевстве никогда больше не было чумы, и оно прославилось своим милосердием даже за пределы Северного тракта. Каждый страдалец находил там приют и утешение.

Но сам музыкант тихо ушел, пока люди суетились, собирая медяки. Через тот же узкий проход в стене, совершенно забыв о голоде и пустых карманах. Ведь он заработал опыт и насытился добрым делом.