Командир сабельного взвода

Валерий Хлызов
     Совсем немного не дожил до 65-летия Великой Победы заслуженный юрист Российской Федерации Лев Андреевич Рыльский. Получив юридическое образование в юридической школе и Свердловском юридическом институте, тридцать четыре года этот замечательный человек верой и правдой служил  российскому правосудию. Четверть века был председателем Орджоникидзевского суда города Екатеринбурга.
     На юридическом поприще Лев Андреевич сделал немало, и о его заслугах наслышаны многие, но далеко не все знакомы с боевыми страницами из биографии ветерана судебного ведомства.  Рыльских родился 22 мая 1925 года в поселке Вагай Омутинского района Тюменской области в многодетной семье железнодорожника. Его отец Андрей Никифорович в бесславную русско-японскую войну 1904-1905 гг. оказался на высоте. За проявленную храбрость в боях под Порт-Артуром  стрелок-ефрейтор получил три знака отличия военного ордена св. Георгия и один из них за спасение полкового знамени. Семейную традицию — защищать Родину в тяжелую годину — свято соблюдал и Лева. 
     В январе 1943-го после окончания средней школы в Свердловске Лева Рыльских поступил на учебу в Тамбовское Краснознаменное кавалерийское училище имени 1-й Конной армии, которое в то время находилось в  Шадринске. Двадцать месяцев потребовалось Рыльскому, чтобы постигнуть военную науку, а в августе 1944 года младший лейтенант был отправлен на фронт.
     Служил Лев Андреевич во 2-м гвардейском  кавалерийском корпусе, получившем данное наименование и почетное звание в ноябре 1941 года.  В его состав входили 3-я и 4-я гвардейские кавалерийские дивизии. До ноября они именовались 50-й Кубанской и 53-й Ставропольской и являлись костяком, так называемой кавалерийской группы генерал-майора Льва Доватора. В августе-сентябре 1941-го эта группа совершила дерзкий  двухнедельный рейд по тылам противника в Смоленской и Калининской областях. В октябре-декабре, будучи пополненной 20-й кавалерийской дивизией, защищала подступы к столице.  Реформированная  в  корпус  она  участвовала в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, в сражениях под Гжатском, Севском, Новгород-Северским, Брянском,  в Белоруссии и  на Украине. После гибели  генерала Доватора  в декабре 1941-го 2-м гвардейским кавалерийским корпусом командовали  генералы  Исса Плиев и до самой победы Владимир Крюков.
     В 12-м  полку 3-й кавалерийской дивизии корпуса, входившего в состав 1-го Белорусского фронта, младший лейтенант Рыльских был командиром сабельного взвода. Девятнадцатилетний Лева, упорно отвергающий фронтовую цигарку и  боевые сто грамм, поначалу вызывал улыбку у бывалых фронтовиков. Но это продолжалось недолго. В сражениях Рыльских показал себя настоящим бойцом — находчивым и бесстрашным. В боях за освобождение Польши он получил ранение и первую (из пятнадцати) правительственную награду — орден Красной Звезды.
     Война продолжалась. Корпус штурмовал в обход Берлина Померанский вал. В мае сорок пятого кавалеристы в местечке Бад-Вильснах на берегу Эльбы,  повстречав передовые части союзников, закончили свой поход.  В ознаменовании славного ратного пути корпус переименовали во 2-й гвардейский кавалерийский Померанский Краснознаменный ордена Суворова II степени. Дивизия, в которой служил Рыльских, стала называться 3-й гвардейской кавалерийской Мозырской Краснознаменной ордена Суворова II степени.   
     Лев Андреевич на всю жизнь запомнил долгожданный День Победы. В полк прибыл командир корпуса генерал-лейтенант Владимир Крюков  вместе с женой Лидией Руслановой, чтобы лично поздравить офицеров и солдат. С замиранием сердца слушали фронтовики в исполнении знаменитой певицы полюбившуюся песню “Валенки”. Лидия Андреевна в красочном мордовском наряде выглядела  великолепно, ее теплый звучный голос проникал в самую душу.
После окончания войны  корпус нес  комендантскую службу на острове Рюген, в городах Штральзунде и Грейфсвальде, а в ноябре 1945 года в Восточной Пруссии был расформирован. Наступили новые, мирные времена, открывшие Рыльскому путь на родной Урал.