Локомотив послевоенный

Сергей Лелеко
             «Суперкоманда»,  «звёзды тюменского футбола», или как-нибудь ещё могли бы назвать   послевоенную  футбольную  команду  железнодорожников  несметное    число болельщиков тогдашнего футбола, если бы знали эти сегодняшние  термины…    Но  что было – то  было,     и    изучение этого феномена,     теряющегося  в  весьма  далёких   уже сороковых   годах,   требует   очень скурпулёзного   и   тщательного   поиска  документов, фотографий и  живых свидетелей того футбола, тех кумиров.    Хотя  и тут следует учесть, что свидетели  эти  –  дай  им  Бог  здоровья,  уже помнят не всё и не всегда…
       Итак, небольшой обзор будет предварять рассказы о некоторых, самых популярных и значимых личностях тюменского «Локомотива» того замечательного времени, материалы о   которых  удалось  найти.   Радует,  что  ещё  имеются  некоторые  документы в архивах, например заявочный состав команды  1946  года  на первенство  Уральской  зоны  РСФСР.
            Для начала отметим интересный факт: не смотря на то, что в 1941 – 1945 годах шла Великая Отечественная война,  в нашем тыловом городе,   вместившем в себя не только эвакуированные  заводы,    но  и  до  трёх военных училищ   одновременно,     несколько госпиталей -  футбол  не  прекращался!   Это   подтверждается документально –  в  архиве  современной истории Тюменской области имеется так же небольшой листок, может быть – программка,  традиционного   блиц-турнира  по  футболу  на  приз  газеты   «Тюменская правда»,   состоявшийся 9 мая 1946 года.   Так  он  назывался потому, что проводился  и  в 1945 –м (победитель – «Спартак») году, и в 1944-м (победитель снова «Спартак»), в 1943 –м  (победителем  была  команда гарнизона);    в   1942-м   опять победили военные,    в   тяжком 1941-м,  тем  не   менее,  турнир  тоже  был,  и   победитель оказался  «Локомотив»,    который побеждал и в 1939-м году.
В 1940-м приз взяли военные, а в 1938-м – видимо в первом турнире  (как тогда называли «розыгрыше»)   победила команда «Судостроитель».   Все эти, на первый взгляд нехитрые документы,    найденные   в  архиве   Тюменской  области  добровольным  помощником  клуба  болельщиков     Николаем   Квитовым,   позволяют сделать вполне  определённый вывод: тяга людей к футболу, не смотря ни на что,   была неистребимой.      Люди хотели играть,  болеть   и   наслаждаться любимым зрелищем,  а  их   начальники –   ещё  те  болельщики  -  всячески этому способствовали.     Не смотря ни  на  что – войну,   плохое или недостаточное питание, не те  «газоны»  футбольных полей  и  экипировку,   большую  физическую  и  всякую   другую нагрузку: всё было нипочём!
             Итак,   «Локомотив»   послевоенный  –  практически весь из фронтовиков,  многие   после ранений,  контузий.   Все -  «от станка», только у каждого –  свой.         Лидирующие позиции  в  составе  команды   занимали  представители  самой  трудной   профессии – паровозные машинисты и кочегары.  Разумеется, никаких тренеров.     Но был главный «заводила»   -  играющий тренер,   как  сейчас бы сказали,   и   футболист с довоенным стажем,  кочегар,   позже   помощник  машиниста паровоза     «ФД»    ( такой же стоит около Дома культуры железнодорожников)   –    полузащитник    Георгий   Грюнвальд  («Гоша») 1922 года рождения.  Он же, с перерывами, четыре года работал председателем  ДСО    «Локомотив».  Получил тяжёлое ранение в Великую Отечественную войну.   Далее перечислим основной состав этой замечательной команды слева направо: полузащитник  Евгений  Логинов 1917 года рождения – учитель физики и физкультуры железнодорожной школы №50.    Вратарь  Борис  Ширко   1922 года рождения –  токарь цеха  подъёмочного     ремонта паровозов,  затем бригадир,  мастер.      Нападающий Владимир Мазанкин – из «молодёжи»,  1924 года рождения –   помощник  машиниста паровоза.        Далее  стоит   защитник   Иван Шмелёв  1917 года рождения,  слесарь  паровозного депо,  а следующий футболист с перевязанной головой – нападающий  Григорий Колмогоров     1921 года рождения («Гриба») – тогда профсоюзный работник, будущий «Динамовец».      Рядом – нападающий Николай Первухин 1918 года рождения – в то время профсоюзный работник из прямо-таки футбольной семьи:  его младший брат Павел, здравствующий поныне,  до сих пор    «закоренелый спартаковец».    Полузащитник  Николай Клевцов 1921 года рождения внимательно смотрит в объектив   –    в то время он  помощник   машиниста паровоза,    скоро станет ведущим футболистом нашего «Динамо»,  вырастет в одного из самых известных тренеров по футболу и хоккею. Рядом с ним – знаменитый уже тогда с довоенных времён нападающий Дмитрий Турлаков  1918 года рождения  («Митюса») – известный тюменский лётчик гражданской авиации,    дважды сбитый   в   Великую Отечественную войну.     Его судьба здорово описана в прекрасной книге московского писателя А.В. Василишина   «Пасынки отечества»,   только там он ошибочно назван «Митюша»;  но про его футбольные подвиги речь ещё впереди!            Рядом с ним ещё один фронтовик -  защитник Виктор Игнатьев  1922 года рождения   –  учитель    физкультуры   в железнодорожной школе и выдающийся щёголь: как он умудрялся в те времена доставать и носить модные вещички – не известно, но трость и курительная   трубка дополняли его оригинальный облик  так,    за что к нему навечно  «приклеилась» кличка «американец»…              Предпоследним на фото стоит уже упомянутый выше    Георгий  Грюнвальд,   а  самый правый – нападающий   Леонид Конколович  (прямо почти «колокольная», звучная фамилия!)    1914 года рождения – машинист – инструктор паровозного депо, как правило, очень занятой на своей ответственной работе.    На снимке видно как радуется этот совсем уже не мальчик тому,  что впереди, наконец, игра…      А ещё в основном составе играли те, кого нет на этом снимке: Леонид     Аликов   1920   года рождения – полузащитник,    работал    в  дистанции гражданских сооружений отделения железной дороги,      Николай Полетаев 1914 (!) года рождения – нападающий, машинист паровоза,  который    никак  не  мог  наиграться в любимую игру   –    ни   до   ни   после войны…       Периодически  заявлялись  и  играли  за  эту  команду такие известные футболисты, как молодой  защитник    Борис   Елькин      ( в то время – «Спартаковец»),    вратарь   Ремезов,      защитник Василий Хомутов,     Николай Набоков,     Николай Кубасов     (между прочим, начальник станции Тюмень!), Виктор Черноскутов, Дмитрий Нолин…
                Разумеется,  все эти люди были любителями - но какими!       Ведь им никто не предоставлял  никаких льгот,  поблажек.  Начальник отделения дороги,   конечно,  давал возможность бесплатного проезда – но тогда все железнодорожники, практически, имели такое право. А вот перекидать десять тонн угля за смену в топку паровоза  «ФД»   вместо кочегара, к примеру,  никто не мог – замен-то не было!   А играть надо: придумайте сами как, когда и каким образом эти люди ухитрялись быть ещё и футболистами.
          Но – ухитрялись, могли. И у них были помощники; например, мальчишки, которых сейчас можно было  бы   назвать    фанатами,   но что-то язык не поворачивается.    И вот почему: они футбол  и  своих кумиров не просто любили - обожали,   для них они могли сделать буквально всё.     Нет,  они  не  владели   «искусством  кричалок»,    не барабанили и не бросали на поле фальшфейеры  и  ракеты  –   даже если бы они у них были,   им бы не пришло это в голову.     Вопили  имена и клички любимцев, как правило «хором» – это да!        Зато,      как свидетельствует один из них    –   ныне    Заслуженный работник физической  культуры  Российской федерации,   судья  Всесоюзной категории по лёгкой атлетике и вообще   –   Олимпийский Арбитр    -    Геннадий   Иванович    Хомутов,    эти  самые   пацаны     помогали футболистам  практически.       Например,  сам    Геннадий Иванович – тогда просто Генка,     умел угодить своему личному кумиру  –   вратарю  Борису  Петровичу  Ширко,   помочь  в   таком простом, вроде, деле, как принести из дома его футбольную амуницию.     Дядя Боря заранее просил Гену зайти к нему домой перед игрой:   «Родителям моим скажи, что для меня – они дадут тебе чемоданчик…»            И   Гена стремглав,   а    главное – вовремя, приносил     чемоданчик  прямо   на  стадион,   к игре,    чтобы дядя  Боря   смог успеть переодеться,   едва прибежав из депо…          Практически у каждого футболиста,    и  не   только    «Локомотива»,   в   то время были такие добровольные помощники, стремившиеся помочь «своему» футболисту.     Такие были    времена   и    взаимоотношения.     Надо    признать,     что   поднести чемоданчик любимого игрока – это  была  широко  распространённая  традиция  во  всём  советском футболе тех лет.
               Так что чемпион города и Области  «Локомотив» в том далёком 1946  году,    на волне  всенародной любви,   огромного желания  футболистов  и   непомерных   амбиций руководителей,   решил побороться на уровне Уральской зоны первенства РСФСР.       С   разъездами,       жёстким  календарём    и…  тяжёлой работой,   которую никто не мог бросить.    Представить  такое сейчас тяжело – но было именно так.   Есть  и  результаты   выступления   команды  в  том далёком сезоне, вот они: 26 мая – с «Дзержинцем» Нижний Тагил – 0 : 0,  29 мая – с «Динамо» Свердловск – 3 : 9, 2 июня – с «Металлургом Востока» Первоуральск – 2 : 4,   6 июня – с «Динамо» Молотов (теперь это Пермь) – 0 : 2,   14 июня – с «Цветметом» Каменск – Уральский – 2 : 1;   16 июня на игру с челябинским «Динамо» наша команда не явилась:   по-видимому возникли сложности или со сбором  игроков,   не успевавших   со   своих паровозов,  или  с  переездом,  или все причины возникли  сразу.    Последняя игра команды в этом турнире была с «Лысьвой» из одноимённого уральского города – победа 2 : 1,   после чего за нарушение регламента наш «Локомотив» был снят с соревнований.
       Совместить жаждущих побед любителей с практически профессиональным футболом не удалось – такие проблемы испытывали тогда все в советском футболе.  Скоро в  стране  начнётся  период  «стыдливого   профессионализма»,    когда  до  самого  конца   великой советской   державы    у   нас    «не   будет  профессиональных  футболистов»,    но  будут периодически появляться настоящие «звёзды» мирового уровня.    Но уже не от «станка», а  от  труда  и таланта их самих  и  их  тренеров.
       Вскоре сменятся начальники, изменятся приоритеты,  уйдут  фронтовики-футболисты, и  «Локомотив» потеряет свои безоговорочные позиции в тюменском футболе.  Возникнут другие «суперклубы»,   стоявшие на энтузиазме своих начальников.    Но  то послевоенное время   никогда   не   забудется,    а   выступления  вышеперечисленных    футболистов    -     настоящих любителей этой замечательной игры  -  есть пример современной футбольной молодёжи.    Думаю, что просто необходимо рассказать, по возможности, об этих замечательных спортсменах.
            Сейчас – к великому сожалению,  в нашем городе понятие спорта и футбола на тюменском  отделении  Свердловской  железной  дороги,   похоже, полностью  утрачено. Знаменитый, как теперь  говорят,  «бренд»  -  «Локомотив» - удивительное дело – никому не нужен!    Правда,    ещё существует   та,    самая старая тюменская футбольная арена – немой свидетель спортивных подвигов ушедших от нас  футболистов-железнодорожников,     воинов    и   защитников нашей     Родины.
             Вечная им Память и признательность тюменских болельщиков!