Метро-2008, 2009, 2010 короткие истории

Светлана Словцова -Канакина
Метро-2008
        Москвичи и гости столицы делятся на тех, кто любит метро и кто не любит. С одной стороны, метро – это все-таки подземелье, замкнутое пространство и медленно текущие километровые реки из людей в часы пик. Мурашки по коже, если смотришь со стороны!

С другой стороны, только в метро вверх и вниз бегут эскалаторы - любимые многими с детства лесенки-чудесенки да бешено несутся в темноте поезда с ярко освещенными вагонами. И  каждая станция здесь – произведение искусства! На Плошади Революции любители загадывать желания так отполировали бронзовой собаке нос, что блестит он как новая копейка. А кто-то до  блеска отполировал бронзовый наган в руках бронзового пограничника.

Стены других станций украшены барельефами  - сказаниями  о земле русской. Вся история России – в московской подземке. Приезжие, особенно японцы, обожают фотографироваться на фоне плодов русско-советской культуры. Даже на скамейки для этого залезают, чтобы красоты больше в кадр попало.

Метро – это место, заполненное нашими житейскими интересами. Вот два парня сидят в полупустом вагоне и виртуозно крутят в руках кубик Рубика. Молниеносное движение, быстрый обмен кубиками, еще несколько ловких манипуляций натренированными пальцами, и публика восхищена - кубик собран! Мгновение - снова разобран. Игра не утихает до конечной станции. 

А кто-то в вагоне спит (и сидя, и стоя), кто-то вяжет, кто-то читает детективы,  психолога Ошо или литературу на китайском языке. Кто-то пишет на ходу какие-то заметки. В метро как дома. А что делать, если дорога на работу или учебу отнимает у человека не минуты, а часы драгоценного времени?

Еще метро – место загадок. Вот одна из них, которую я до сих пор не разгадала: заходит в поезд красной ветки интеллигентный молодой человек, идет по вагону и, заглядывая в глаза каждому, говорит:

- Позвольте пожать вашу руку!

Он обошел весь вагон и никто не посмел отказать его вежливой просьбе! Он мягко пожал руку всем: удивленным старикам, радостно смущенной вниманием к своей персоне детворе, заинтересованно наблюдающим за происходящим людям среднего возраста.

Впрочем, один отказик случился! Девушка уже готовилась на выход, когда молодой человек поспешил к ней. Он слишком близко подошел, он просто вторгся на ее личную территорию! И девушка от неожиданности резко откачнулась.

Но в целом этот маленький спектакль вызвал у людей бурю положительных эмоций.
Потом все гадали - что заставило молодого человека так необычно демонстрировать дружеские чувства незнакомым людям? Психологический эксперимент, банальный спор, сдача зачета в театральном вузе?

В Японии будущих бизнесменов гонят на улицу сначала поработать рядовыми продавцами, чтобы не обросли гордыней, научились уважать людей, для которых будут создавать свои шедевры. Может, и из наших уже кое-кто догадался: чтобы стать большим человеком, нужно сначала  себя таковым почувствовать. Спустившись со всеми в обычное метро. Пожав при этом руку каждому.


Метро - 2009
 Поздняя осень, раннее утро. Еду на вокзал, переживая только что услышанное предупреждение о том, что метро – транспорт повышенной опасности.

По вагону катается пустая бутылка. Дзынь-брынь, стук-бряк, бьется бутылка об стенки бегущего поезда и пассажирские ноги. Мужчина перешагнул, женщина перешагнула…
Парень ногой бутылку к стенке прижал – не катается больше. Вышел на следующей остановке, опять старая знакомая запрыгала по вагону: дзынь-брынь, стук-бряк!

Я уже догадалась, что пустозвонку нужно взять и вынести из вагона, но у меня заняты сумками руки.

Больше никому такая мысль почему-то в голову не приходит. Не проснулся народ, руки боится запачкать? Забыл школьную притчу про камень на дороге, о который спотыкались прохожие, пока старый дед не откатил его на обочину?

Одеты все хорошо. В глазах ожидание: что же, в конце концов, будет?

В стране кризис, поворотная точка по определению слова. Куда-то всей страной повернули, а там – камень или бутылка, которую кто-то должен убрать. Кто же?

В глазах людей привычное ожидание. И проблески надежды. Авось, ничего плохого не случится. Авось, кто-то для всех постарается.

В кубанской столице, куда я еду, мне кажется, бутылку выкинули бы давно. Или мне хочется, чтобы было так? Где-то читала: возрождаться Россия начнет с провинций.

Недавно в одном московском доме случился пожар. Прикованная к постели интеллигентная старушка в свои 84 года решила покурить. Покурила так, что загорелась прикроватная тумбочка. Другой на ее месте закричал бы: «Пожар!», но она стала кричать: «Спасите, я умираю!» Наверное, думала, что это – лучший способ привлечь к себе внимание.

На лестничную площадку выскочили новые, только что переехавшие в дом жильцы и стали звонить-поднимать соседей. Никто не отрывал. Пока разыскали старшую подъезда, потом – подругу бабушки, у которой были ключи…

Пострадавшую спасли благодаря милиционерам, вломившимся в горящую квартиру с мокрыми полотенцами на головах еще до пожарников.

Наутро народ спрашивал друг у друга:

- Ты слышал?

- Нет, у меня же двери бронированные!

Вот как мы друг от друга забаррикадировались. Впрочем, только ли в столице? Постперестроечные люди уже другие везде.

Мой поезд катится на юг. Атмосфера плацкартного вагона далеко не та, что несколько лет назад. Сегодня здесь тишина и спокойствие. Никто ни с кем не разговаривает, не спорит о политике. Электронные часы показывают неточное время – никто не возмущается. Все сидят по своим норкам: кто-то читает журнал про здоровый образ жизни, кто-то решает кроссворды, кто-то пьет в одиночку вино.

За всю дорогу один живой диалог. Молодой женщине стало душно, и она попросила соседа-мужчину открыть фрамугу, чтобы проветрить купе. Мужчина, не отрывая глаз от книжки, пробормотал, что на зиму фрамуги заколачивают.

Женщина в ответ, тоже сама себе под нос, высказалась: «Ну и мужики пошли!»
«Сумасшедшая!» - так же тихонечко отреагировал мужчина.

Вот! Вот она, маленькая искорка жизни – вечное противостояние двух миров!  Зажглась и тут же мирно погасла.

Вращается Земля, движется вперед время. Оно меняет людей? То усыпляет, то пробуждает. Когда-нибудь и мы проснемся и что-то хорошее для себя сделаем.

Чтобы снова, как в детстве, метро стало безопасным транспортом для людей. И чтобы стали ненужными бронированные двери. И чтобы было о чем беседовать в поездах дальнего следования.


Геометрическая агрессия
(метро 2010)

 29 марта. Два взрыва в столичном метро: на Лубянке и Парке культуры. Две молоденькие террористки-смертницы постарались. Это - месть за двадцать дагестанских боевиков, уничтоженных в прошлом месяце спецслужбами. А сегодня - более ста пострадавших! По пятьдесят мирных жителей – на каждую террористку. Количество жертв возросло в геометрической прогрессии.

Но и самих  девушек тоже нет. И нас,  гостей и жителей столицы, как-будто на время не стало…  Да, мы уже осознали, что люди – не винтики в государственной машине, но еще не поняли, что связаны между собой невидимой нитью.
На следующий день после взрыва толпа разъяренных мужчин и женщин вытолкала из вагона метро двух мусульманок:

- Из-за вас все!!!

Выбитых из реальности москвичей можно понять. Я тоже долго ходила после теракта по Москве, заглядывая в лица восточных женщин в национальной одежде, пытаясь понять, что делают они в светском государстве, зачем приехали?

Но понимаем ли мы, что происходит на самом деле? Что пострадавших в этой бойне гораздо больше? Это жители всей планеты, которые смотрели и слушали в этот день новости.
Смело плюсуйте к жертвам тех, кто раздавал приказы, кто готовил молодость к смерти. Кто не рожден быть дипломатом, но волей судьбы оказался у власти. Кто не хочет торговать, а хочет воевать. Кто из войны делает деньги. Да, эти люди живы. Но это – телесная видимость. Потому что им слабо делать деньги из мира, для мира и процветания  многонациональной России.