В ногах правда есть

Элла Конти
                Посвящаю своему дяде
                Леониду Глозштейну

Мы жили в подвальном помещении.  Вообще-то, это называли полуподвалом.  И только из-за того, что там было одно крохотное окошко, до которого мне, семилетней, не дотянуться.  Поэтому мы взбирались на табуретку и завороженные часами наблюдали за миром по ту сторону.  Мы – это я и Лёня.  Он жил с мамой в таком же подвале.  Но их окошко казалось меньше нашего и выходило во двор. И все, что из него проглядывалось – это край ржавого мусорного ящика, а иногда рядом неаккуратно выброшенный мусор.  А за нашим окошком расположился сквер, но, к сожалению, невозможно было углядеть ни одной веточки.  Зато мы видели прохожих.  Правда, не во весь рост, а только их ноги чуть выше щиколотки.
   Может быть, странно, но я наблюдала за мелькающими ногами молча.  Я и теперь немногословна.  А Лёня, видимо, как будущий художник, комментировал каждую пару обуви , носки, манжеты брюк, форму косточек на лодыжках.  Меня часто удивляли лёнины формулировки и придуманные им названия деталей туфель.  Я размышляла: «Всего на два года старше меня, а в его голове слов в сто раз больше, чем в моей.  Какой умный!»  А еще он был красивый.  Бывало, стоим на табуретке, Лёня в окошко смотрит, а я на него.  Он мне что-то говорит, а я не слышу, потому что брожу взглядом по чёрным волнам его волос.  Вдруг он начинает смеяться:
-  Смотри, смотри какие курносые туфли.
Пока поворачиваю голову, конечно, они уже уходят.  А мне всё равно.  Лишь бы Лёня всегда вот так стоял со мной рядом и улыбался – у него на щёчках появляются чудные ямочки. 

Вообще, Лёня редко смеётся, больше – кашляет.  В наших подвалах очень сыро, и мы часто болеем.  Мамы укладывают нас в постели, поят горячим чаем с вареньем и просят не вставать. 
Пап у нас нет, поэтому когда мамы уходят на работу, мы вскакиваем, потеплее одеваемся, наматываем на горло шарфики и опять становимся на табуретку.
И так проходит всё наше детство. 
Но даже когда мне исполняется 15, а Лёне 17, нам всё равно требуется табурет.  Ростом мы оба не вышли.  Может, из-за подвала.  Правда, однажды я подслушала разговор между завучем и школьной медсестрой после того, как мама с заплаканными глазами покинула их кабинет:
-  Разводят безотцовщину!  Понаражают детей, а им полноценное питание нужно для активной работы гип;физа.  Как же у девочки может быть нормальный рост, если мамаша грудью её не кормила – молока не было. 
-  Правильно, - подхватила завуч. -  А откуда ж ему взяться? Беременной, наверняка, недоедала.  Теперь ребёнка плохо кормит – не на что.  Я бы этих матерей...
Я недослушала, убежала.  Было обидно за маму.  Она у меня очень хорошая.  Едим мы, как все.  Даже тётю Таню с Лёней на обед приглашаем.  А папа умер, когда мне было около года.  Так мне мама сказала.  Я ей верю.  Моего папу машина сбила, а лёнин умер от болезни тоже много лет назад, поэтому Лёне, как и мне, не посчастливилось  видеть своего папу.
Но после того разговора я как бы ненароком становилась рядом с каждой восьмиклассницей и сравнивала свой рост.  Оказалось, что я не самая маленькая – не одну меня мама грудью не кормила.  Думаю, что для женщины быть низкорослой, не такая большая трагедия.  Для мужчины – другое дело.  У меня сердце кровью обливается – понимаю, как горюет Лёня. 
В тот день он был печальнее обычного.  Мы стояли на табурете.  Лёня, не отрываясь, смотрел в окошко и молчал.  Я тоскливо уставилась на его бледную, впалую щёку и придумывала как его отвлечь от грустных мыслей.  «Если бы Лёня пытался развеселить меня, у него бы это вмиг получилось, а я тупая как пробка».
-  Лёнчик, ну, не молчи, - выдавила я из себя, не разжимая губ.
В это время две пары ног – мужская и женская – шли навстречу друг другу и остановились напротив окошка.
- Хочешь расскажу о чём они говорят?
-  Если бы ты видел хотя бы выражение их лиц, пусть издалека, я бы ещё поняла.  А как по ногам можно узнать о чём беседа?
-  Легко.  Смотри, девушка поставила ногу на пятку, чуть приподняла носок и слегка водит им из стороны в сторону.  Это она кокетничает после того, как парень предложил ей пойти в кино.  А он, видишь? не стоит на месте – топчется.  Очень хочет её уговорить.  Теперь она поставила ноги вместе, носками чуть вовнутрь, держится за длинную ручку сумки двумя руками и чуть-чуть раскачивает её.  Видишь тень от сумки?
Я кивнула.
-  Девушка хочет, чтобы парень поуговаривал её ещё.  Он подходит ближе и застывает сбоку от неё – так легче шептать на ухо, заодно можно прикоснуться к плечу – вроде и не обнимал, а притронулся.  Ты помнишь, что они здесь встретились случайно?   
-  Почему ты думаешь, что случайно?
-  Они заметили друг друга на расстоянии и оба замедлили шаг.  Если бы это было свидание, она бы подбежала к нему.
-  А если девушка робкая и стесняется признаться в своих чувствах?
-  Ну, я же не сказал, что она должна мчаться во весь опор и кидаться ему на шею?  Просто ускорить шаг.  Смотри, если сейчас она не отойдёт, а останется стоять, то эти две пары туфель пойдут в одном направлении.
Через три минуты так всё и случилось.
-  Откуда ты знаешь как ведут себя девушки? – спросила я, удивлённая. – Ты же ещё ни с одной не встречался.
Лёня вздохнул:
-  Не обязательно быть курицей, чтобы знать что делается в супе.
  В который раз я подумала: «Какой он умный!»
-  Ты так правильно умеешь обо всём рассказать, всё обрисовать!  Наверное, мог бы писать книги и картины.  А?
-  Уж;.
-  Что уж;?  Написал?
-  Нет. Нарисовал, - робко сказал Лёня.
Вот тогда я и увидела его первые работы.  Это были...  А что же ещё?  Ноги...  Лёня признался, что начал рисовать полгода назад, но сказать об этом стеснялся. 
-  Глупенький, - я провела по его волосам, - мне обязательно понравится.  Я уверена – ты талантливый.  Давай, показывай.
Лёня привёл меня в свой подвал, полез под кровать и достал штук двадцать листов ватмана.
Я стала раскладывать их на полу, но места не хватало.  Получилось четыре стопки.  Пока я это делала, конечно же, рассматривала.  Рисунки были написаны акварелью.  По-моему, неплохо.  Может, я  в этом не разбиралась, но подумала, что у художника все картины должны быть разные.  Лёнины – почти одинаковые: пара ног, казалось, одних и тех же, в разной обуви.  И только на последнем рисунке изображена девушка.  Это можно было понять по белокурым волосам, падающим на плечи.  Девушка сидела, прислонившись спиной к дереву. 
-  Лёнечка, какая красивая картина! – восторгалась я искренне. – Я знала, знала, что ты гений!
Лёня сидел на полу у кровати и смущенно теребил край одеяла.
Я продолжала смотреть на рисунок:
-  Ты настоящий художник!  Только жалко, что девушку спиной нарисовал.   
-  Я не знаю её лица.
-  Придумал бы какое-нибудь, - легкомысленно предложила я. – Все художники так делают.
-  Нет. Я хочу именно её лицо.
-  Кого её? – сросила я.
-  Я влюбился, - тихо сказал Лёня.
У меня потемнело в глазах, подумала: «Жизнь моя кончена», и ничего не соображая, поинтересовалась:
-  Она красивая?
-  Не знаю.
-  Ты влюбился в девушку и не знаешь или она красивая? – выясняла я, а сердце моё колотилось. – Ничего не понимаю.
-  Я влюбился в её ноги.  Раньше она часто проходила мимо твоего окошка.  Но я не вижу её уже целый месяц, - грустно поведал Лёня.
У меня немного отлегло от сердца, и вопрос прозвучал насмешливо:
-  Ты влюбился в ноги?
-  Да, но ты зря смеёшься.  Я  её обязательно найду. 
-  По ногам? – опять не удержалась я. – А вдруг она окажется  уродливой старухой?  - мне необходимо было отстаивать своё право первенства, но я не знала как.  Впрочем, это умение не придёт ко мне и через тридцать лет.  А тогда, в пятнадцать, я успокаивала себя мыслью, что Лёня не сможет отыскать девушку и через пару месяцев выкинет из головы эту блажь. 
Лёня, как всегда, привёл резонные доводы:
-  Уродины не бывают с такими ногами.  А возраст никогда не был помехой для любви.
Моё чувство к Лёне было так велико, что для острастки я всё же спросила:
-  А если она намного выше тебя?
Лёня слегка нахмурился, и я уже жалела о своём бестактном вопросе – таком больном для него.  Но Лёня решительно заявил:
-  Это вообще не имеет значения.  Я читал про художника Тулуза-Лотрека.  Его рост был всего полтора  метра.  А женщин знаешь сколько было?  А я даже выше него на 3 сантиметра.  И мне нужна всего одна.
Я предприняла последнюю попытку и заодно хотела выяснить есть ли у меня хоть малейший шанс:
-  Девушка может не ответить на твои чувства, когда ты её найдешь.  А если не найдёшь, что будешь делать?   
-  Всё равно я буду любить её всю свою жизнь,  - твёрдо сказал Лёня и закашлялся.
«А я – тебя, ненормальный», - пообещала я себе.

Лёня стал художником, а наш, так называемый, обет мы выполнили оба.  Лёня до последних дней искал свою любимую.  Умер он, как и Тулуз-Лотрек, в 36.  Я пока жива.

                April, 2010
                Staten Island, New York