Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!

Елена Нюкало
...Радуюсь, что я не одинока,
Что на протяженье трудных лет
Души есть горящие высоко,
Люди, излучающие Свет.
                Е. Кувшинникова


1.

К солнцу тянется росток, а душа  человека  к тому, кто излучает Свет  бескорыстной  Любви, Радости и Познания.   По закону подобия, устремлённый к Свету найдёт  этот  Свет. 

Такая Встреча не забудется и очень часто она  становится тем поворотным моментом, который способен  изменить не только наш  взгляд на жизнь, но  и,    саму   жизнь. И  лучше всего, если это произойдёт  в  начале  жизненного  пути –  когда происходит формирование многих необходимых  для жизни качеств.
 
Серафима Николаевна  Шемет   была для меня тем самым    Учителем,   которая    своим примером, своим отношением к предмету и к ученикам повлияла не только на выбор моей профессии,  но   и на  мою  судьбу.   
    
Как она пела!.. Каким праздником для души была каждая встреча с ней!.. Хотелось быть с ней, слушать её и научиться петь также красиво, как и  она!    
    
И вот уже более 30 лет я  тоже  учитель музыки!
 
    
Музыка обладает удивительной способностью взаимопроникновения и  взаимодействия с  любой сферой нашей жизни.
    
Музыка  способна к интеграции   с любым  из предметов  школьной программы, помогая   и облегчая тем самым   процесс усвоения и овладения знаниями.
    
Музыка в школе  даёт   возможность поговорить с учениками  по душам  и о Душе, то есть о  том, о чём  не принято говорить на  многих других уроках.
    
Музыка спасает, утешает,  вдохновляет…
    
Именно  Музыка  помогала мне в самые непростые  моменты моей жизни.
    
В трудные для многих из нас 90 – е  годы, после тяжёлой болезни Душа вдруг запела!  Запела – вопреки безденежью, наперекор болезням  и   восславу   Жизни, Мира,  Любви и Созидания!
    
Дети, которым я принесла на урок  свои  первые песни, «благословили» меня  на дальнейшее творчество. На уроках, а потом и на концертах зазвучали песни: «Мама», «Моя бабушка», «Каникулы», «Детство – ты цветущий луг!», «Всё начинается с мамы», «Уже с рождения ты любишь» и многие другие.
      
Это был настоящий  подарок судьбы -  целый Поток  из  Музыки Света!  И чем сильнее становился  этот поток, тем  сильнее было   желание подарить это людям.
   
                «Подставляйте ладони,-
                Я насыплю вам солнца,
                Поделюсь тёплым ветром
                Белой пеной морской.
                А ещё подарю эту песню –
                Вы возьмите её с собой…»

Из далёкого детства зазвучали слова полюбившейся песни, сумевшие так точно  передать  суть того, что стало вдруг смыслом моего существования –
НЕСТИ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ.
    
О том, как важно ценить  то,  что  «дано нам Свыше»  и  научиться радоваться  самому  малому я  написала в  одной из своих первых песен «Радуйтесь люди!»:

                Радуйтесь,  люди,  радуйтесь! 
                Тучам,  дождю  и  радуге.   
                Звёздам  в  ночи  и  эху, 
                Радуйтесь  звонкому  смеху! 
                Радуйтесь,  люди,  радуйтесь, 
                Травам  в  лугах  и  запахам,
                Солнцу,  теплу  и  свету,
                И золотому рассвету,
                Радуйтесь!
               
 
Из песен сложились  4  музыкальных сборника, изданные в ИПКПРО г. Ульяновска: «Песни Е.Нюкало» (1998 и 2000); «Мой задумчивый город» (2003) и песни на стихи Т.Карповой «Я слышу голос родины моей» (2008).  А по просьбе   Ульяновского  областного драматического театра    была написана  музыка к трём спектаклям: «Поющий поросёнок», «Ёлка у пиратов» и вокальные номера для спектакля «Полоумный Журден».

Какое счастье быть востребованным и иметь возможность делиться,  тем,  чем переполнена душа!  Стараясь,  не  отказать  в  просьбе,   я с огромной радостью шла  на встречу  с теми,  кому  дорога  Песня и кому  стало близко моё творчество.

После одной из   таких  встреч  с учащимися школы  рабочего   посёлка  Старая Майна  мне    прислали  отзывы ребят.  С волнением   прочитала я письмо ученицы 6 класса Кежеватовой  Алёны, наполненное непосредственным и искренним восхищением:
    
«Когда я в первый раз услышала Елену Нюкало, то поняла, что её голос самый чудесный голос  на земле  и даже во всём мире.  Я хочу быть певицей как она. Петь так же хорошо и сочинять песни, как Елена Нюкало…»
 
   
А  ведь и   мной когда-то двигало именно такое же желание  - слышать голос любимого учителя, подражать ей,  петь  как она и, как  Серафима Николаевна,  стать учителем пения!  Моя мечта сбылась!
      
И теперь я мечтаю, чтобы моё   творчество помогло  зажечь    в сердце ребёнка  искру  устремлённости  к   радостному и    созидательному творчеству. А главное поверить, что талантом наделён каждый...
      
«Стань интересным человеком,  и тогда  ты привлечёшь  в  свою жизнь ярких и  интересных людей. А это значит, что и  жизнь твоя станет  намного  ярче и интересней!» - эти слова я неустанно  повторяю ребятам, желая видеть их яркими  и талантливыми личностями.


          2. «СДЕЛАЙ ВСЁ ЧТО СМОЖЕШЬ, ЧЕЛОВЕК!»
.
   
Ещё, будучи учеником 5 класса,   переживая за  равнодушное и  жестокое отношение  взрослых и детей к природе,  Максим  Буздалов разработал  экологический проект, по спасению окружающей среды и природы. Он очень  надеялся, что  найдёт  поддержку и понимание  со стороны учителей и одноклассников.
   
И вот однажды  он  принёс этот проект на урок музыки.  К проекту прилагались стихи, в которых  Максим постарался  выразить своё отношение к проблеме  и мечту  видеть планету Земля  красивой, цветущей и счастливой.   Я с радостью откликнулась на просьбу Максима написать музыку к его словам.      

Так появился на свет  «Экологический марш».

1.Миллионы лет планете нашей,               
Сделаем свою планету краше,      
Землю нашу исцелим навек,
Сделай всё, что сможешь человек! – 2 раза
Припев:
2.Сбережём мы всех зверей и птичек
 Змей, лягушек, ос, коров, синичек,
Каждую травинку сбережём-
Будет чистым наш зелёный дом!

Припев:
А когда мы сделаем всё это,
Станет лучше всех Земля -  планета
Голубая потечёт река,
и тогда скажу наверняка:
«Миллионы лет планете нашей,
Нет нигде планеты этой краше,
Землю нашу сбережём навек,
За всё тебе спасибо, Человек!
      
      
Песню  разучили с ребятами и, в  одной из  радиопередач  на экологическую тему прозвучало интервью с Максимом   и этот «Экологический марш».


3.«НАШИ ХРУПКИЕ ДУШИ В ВАШИХ РУКАХ! ПОЖАЛУЙСТА, БЕРЕГИТЕ НАС!..»      
 
      
Нелегко, ох,  как нелегко бывает одарённым, талантливо мыслящим детям в среде обывателей и, даже среди одноклассников. Очень незавидной бывает судьба «белой вороны».  Поэтому общение с талантливыми, близкими по  духу и мироощущению людьми   жизненно необходимы  для таких ребят.   
      
Встречи ребят  с поэтами,  бардами, композиторами, писателями и  художниками  нашего  города очень скоро доказали это.

      
В 2002 году  вышел в свет литературный сборник «Я…Кто я?», в который вошли   миниатюры  по самоиндефикации себя с каким – нибудь предметом, написанные  нашими учениками и литераторами Российского союза профессиональных литераторов (РСПЛ) г.Ульяновска.
   
         
То о чём ребята не  смогли сказать взрослым, они невольно поведали  в своих миниатюрах, возможно, и не догадываясь, что говорят  именно о том, что   более всего   волнует и беспокоит их. Поэтому этот сборник  может оказать неоценимую помощь в работе с детьми  и   классным руководителям, и учителям    литературы  и психологам.

      
АНЯ НАЮНКИНА (8 кл.) написала свою миниатюру от лица старой  школьной доски:
 
«… раньше я была частью дерева, я была живой, на мне росли листья зелёного цвета, приходила пора, и они опадали, и тогда откуда-то сверху на меня падали или капли воды, или белые,  как кусочки мела, холодные пушинки.
      
Я не была плоской и гладкой, я была шершавой  и сучковатой, по мне ползали маленькие существа, меня сгибала  какая - то неведомая сила, которую  называют ветром.  Всё это нравилось мне  гораздо больше, чем  то, какая я теперь.
      
Люди превратили меня в то, что я есть.
Но я так мечтаю снова вернуться к прежней жизни! Снова почувствовать на себе маленьких  существ, белые пушинки, зелёные листья, капли воды.
      
Я хочу жить, а не недвижимо висеть здесь!
Мне очень плохо, но я не могу ничего поделать. Моя жизнь в руках людей, и я это знаю…»    
      
      
А МАКСИМ БУЗДАЛОВ (8кл.) назвал свою миниатюру «Лампочка».
   
«Как же всё-таки тяжело висеть вниз головой, когда тебя держат за ноги, (которых в сущности–то и нет) - смотреть вниз, потому что с боков вид закрыт чем-то  малопрозрачным,  да ещё освещать всё вокруг!
      
Бывали ли вы когда - нибудь на грани возможного?  Например, висеть на одной руке над пропастью -  практически, всю свою жизнь? Зависеть от непонятных скачков напряжения? Да ещё быть полностью беззащитным перед какими – то мальчишками, которые так и норовят допрыгнуть до тебя  или даже, попросту, разбить?

Знали бы они, как это мучительно, когда в тебя  врывается воздух  и жизнь висит на волоске! Да-да на том самом, который светится! Его легко оборвать, а ещё легче  просто опалить включением в сеть…
      
Наши хрупкие души в  ваших руках! Пожалуйста, берегите нас!»
      
Весной 2009 года коллектив  нашей школы с радостью узнал о том, что Максим Буздалов, являясь  студентом Санкт–Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики, вошёл в  состав  сборной,   университета для   участия  в  Чемпионате мира по программированию (в Японии).  Команда России  стала победителем, заняв I место.
      
Да, действительно, верна поговорка, что талантливый человек талантлив во всём и как важно нам учителям  не мешать и не подгонять таких детей к общему стандарту.
       
Радостно видеть своих  учеников, сумевших реализовать себя, найдя своё место в  жизни!
 


4.«ИЗДРЕВЛЕ СЛАДОСТНЫЙ СОЮЗ…» - СОДРУЖЕСТВО ДВУХ МУЗ!
    
      
Встречи с поэтами и литераторами РСПЛ вдохновили многих ребят на собственное творчество. А в сотворчестве с некоторыми   из них мной  были написаны несколько  школьных песен.
    
«Марш скаутов» был написан на стихи выпускника  школы М. Граховского для класса, входящего в  скаутское  движение.   В настоящее время  Михаил является членом Российского Союза Профессиональных Литераторов.

      
По просьбе учеников 8б класса Сергея Лукичёва и Павла Гаврилина  в 2007 году  была написана музыка к  тексту, который они написали для своего класса.
               
«Дружный наш класс» 

 1.Дружный наш класс               
   Мы тебя очень любим,               
   Дружбою мы дорожим.               
   Сколько пришлось нам увидеть услышать,               
   Сколько пришлось  пережить!               
           Припев:        
           Класс, наш класс!               
           Снова встречаешь нас.  
           Класс, наш класс,               
           Лучший учитель у нас!

    2.Дружно по жизни шагая,
      Нам покорятся пути
      Мы хорошо понимаем
      Сколько преград впереди.            
               
           Припев:          
           Класс, наш класс!               
           Снова встречаешь нас.  
           Класс, наш класс,               
           Лучший учитель у нас!
    
3.Много побед и открытий               
  Ждут нас на этом пути!
 Множество разных событий
 Будут у нас  впереди! 

  А на стихи Артёма  Прокушина, ученика 10 класса был написан гимн школы. 
 
С гордостью  и с большим удовольствием исполняют   ребята  гимн родной школы  на торжественных линейках и  на уроках музыки 
 
1.О школа, школа - пристань наша,
   Достойное начало дня.
   Тобою грезит неслучайно
   Детсадовская ребятня.               
          
  Припев:
   Лучше нет на целом свете -   
   Школы № 35!
   Ты - наша мать, твои мы дети!
   Тебя мы будем прославлять!
 
2.О школа, школа – смех весёлый!
   Упорный труд и Звёзд разбег.
   Нам не забыть тебя, родная!
   Нам не забыть тебя вовек!               
      
 
      
В 2008 году А. Прокушин на выпускном вечере подарил всем педагогам и одноклассникам свою первую книгу стихов: «Иней первой любви».  По праву его творческого  наставника предисловие к этой книге писала я:  «…Нет большего счастья для  учителя, чем видеть как ребёнок, пришедший в первый класс, на твоих глазах становится Личностью, тем более такой красивой  и одарённой …».

      
Думаю,  каждый учитель согласится с этими словами. Потому что  именно  в этом и заключается смысл  работы учителя в школе. И совсем не важно, какой предмет он  преподаёт. Важно его творческое отношение   к  предмету, и к жизни вообще.
      
В настоящее время Артём студент  Ульяновского государственного педагогического  университета филологического факультета 
      
Вот так неожиданно  моё композиторское творчество и общение  с интересными людьми города,  обернулось реальной помощью для многих ребят: раскрыть то,  что  помогло им  лучше узнать и понять себя, а главное поверить в свою незаурядность и индивидуальность. 

На одной из творческих встреч ульяновская поэтесса Юлия Лощенина подарила мне замечательное стихотворение. Оно во многом выражает голос и моего сердца.

***
 Из сердца в сердце льётся Доброта,
 Из лучезарных глаз Любовь струится…
 Поёт неутомимая Душа –
 Огромная, доверчивая птица!

 Как Благовест во все колокола
 Аккордов, златострунных позывные.
 Как нежен Свет! Как помыслы чисты!
 Здесь все духовно близкие, родные!

 Спасибо, Музыка, за твой неутомимый Свет,
 За Торжество, за Мудрость Дивной Песни,
 За Силу благодатную её,
 За то, что мы  -  нерасторжимо вместе!
      
            

 Е.Нюкало, учитель  музыки высшей категории, композитор,   филолог,  член Союза профессиональных литераторов России.