Создание любительских видеоклипов

Сергей Пирог
Так как тема создания любительских роликов мне интересна, решил написать эту статью, где хотел бы дать небольшие рекомендации начинающему клипмейкеру, а заодно с этим вообще высказать свое мнение по данному вопросу. Не стану утверждать, что мое мнение является безспорной аксиомой и, конечно же, не требую полного выполнения последующих рекомендаций. Материалы статьи взяты из различных форумов по данной тематике и собственного опыта, возможно, пока еще не очень большого, но уже позволяющего мне оперировать клипмейкерскими понятиями и знать тему, так сказать, изнутри.
Итак, для начала новичок должен определиться, что же именно он хочет показать в своем ролике. Это могут быть отрывки из понравившегося кинофильма (в дальнейшем именуемые "нарезками"), домашнее видео, смикшированные нарезки из нескольких разных фильмов (в дальнейшем буду называть эти фильмы "исходниками"), нарезки из анимационного кино в основном японского производства (очень популярное и интересное направление, "аниме"), какие-либо концертные выступления, "вытяжки" из телепередач и многое другое - на сколько хватит воображения и желания автора. Все это дело стыкуется друг с другом специальными программами, на получившийся видеоряд накладывается выбранная музыка и после специальной кодировки выходит готовый продукт - любительский видеоролик. Перед всеми этими манипуляциями автор должен определиться с тем, какого рода этот клип получится - со смыслом и сюжетом (так называемой "концепцией") или безсмысленный набор нарезок, положенный на понравившийся автору музыкальный трек. Следует отметить, что ролики со смыслом могут очень хорошо отразить какое-то событие, например, любимый фильм. Ролики без смысла, собранные из наиболее интересных моментов фильма, также могут привлечь внимание зрителя, но если нарезки перепутаны по своей хронологии и не несут смысловой нагрузки, то для гурманов этот ролик может оказаться неинтересным - нет концепции. Яркий пример подобного ролика - "Анастасия Сланевская - Стань сильней! (Параграф 78) v 1.1", который принадлежит мне. С точки зрения концепции он абсолютно безтолковый, потому что в нем я раскидал нарезки по фильму без всякой системы, сюжетной линии не прослеживается, и просто идет тупой экшн под музыку, состоящий из драк, криков, беготни, стрельбы и конечно же самой Насти, которая и в "Параграфе" играет, и исполняет песню, взятую мной для данной поделки. Если кому-то клип и понравился, то не из-за его художественного достоинства, а благодаря динамичной песни и видеоряда, что ввиду постоянно сменяющихся кадров заставляет зрителя не отрываться от экрана.
Поэтому для успеха будущего ролика автору все-таки следует придумать для него соответствующий сценарий. У меня, повторюсь, сценария не было, я делал простой "закос" под рекламный трейлер. Вообще много таких вещей (имеется в виду трейлеров), выпускаемых кинокомпаниями перед выходом своих фильмов, не имеют строгой концепции, а содержат только наиболее яркие и интересные сцены, чтобы привлечь зрителя. Однако то, что позволяют делать себе официальные кинокомпании, не всегда простительно клипмейкерам - режиссерам-любителям. Негласные законы клипмейкерства довольно прохладно относятся к таким вещам, с чем я пока не могу смириться, хотя и знаю, что не совсем прав в своей точке зрения.
Однако есть и для этого случая лазейка, которая является небольшой, но воплотить ее в жизнь бывает начинающему автору, лишь приложив довольно большие усилия и адское терпение. Этот способ называется "синхронизацией", то есть полной гармонии звука и видеоряда. Другими словами какие-либо действия, вспышки, движения на экране совпадают с музыкальными моментами, отличными от общего ритма композиции. А если сказать еще проще и привести пример, то под барабанную дробь на экране будет намного лучше смотреться очередь из автомата, чем сладкий поцелуй героев на фоне заходящего солнца. Подобрать видеомоменты, подходящие к треку, который звучит во время всего действия, можно только очень сильно и обстоятельно поработав над материалом. Не у всех хватает терпения сделать такую работу, но никто не будет отрицать, что удачно синхронизированный ролик будет смотреться НАМНОГО приятнее. Признаюсь, что у меня пока еще не хватало терпения сделать хоть один ролик, который был бы полностью и хорошо синхронизирован. Как и многим авторам мне не терпится побыстрее вывалить на голову зрителя свое творение, думая, что и ему понравится фильм и подбор трека. Это одна из типичных ошибок клипмейкеров. Правда, можно обойти и эту проблему, выбрав трек, где ритм является в общей сложности однообразным, и наложить на него свои нарезки, которые чисто случайно могут попасть под "синхру". Однако я не сказал бы, что этот способ хорош. Автор, привыкший к такой "халяве", будет выпускать похожие друг на друга ролики и в итоге его творчество может наскучить зрителю, если только он не украшает их красивыми спецэффектами, зажигательной музыкой и динамичными нарезками.
Иногда у автора появляется гениальная идея сделать ролик со вставками из концертных выступлений, разбодяжив их вставками из фильма. Это смотрится довольно неплохо, особенно если трек музыкальной группы присутствует в официальном саундтреке фильма. Но здесь начинающего автора подстерегает довольно распространенная ошибка, которая называется "хлопорот". То есть из-за каких-нибудь технических накладок или невнимательности автора артист может разевать рот, опережая звук или опаздывая. Вообще "хлопорты" проблема и для обычных роликов, поэтому в нарезках лучше избегать моментов, где герои что-то говорят, если, конечно, автор не оставляет речь и звуки из фильма в своем ролике или не совмещает их с музыкой. Вот, в принципе, все основные правила создания любительских клипов. Есть еще несколько мелочей, но о них расскажу чуть позже.
ЗАПОМНИТЕ: КЛИП, В КОТОРОМ ЕСТЬ ЧЕТКИЙ СЮЖЕТ (КОНЦЕПЦИЯ) И ХОРОШО СИНХРОНИЗИРОВАННЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕАЛЬНЫМ. Ну а вопросы звукового ряда, темы клипа, морали, этики и всего остального рассматриваются уже в комментах зрителей, а не в данной статье.
Приступим, наконец, к созданию нашего шедевра.
Первые две вещи, которые нам предстоит сделать это:
- выбор музыкального трека и
- выбор исходника.
Если с исходником более или менее понятно, то в музыкальном отношении автору следует быть предельно внимательным. Ведь включить сопровождение doom-death для фильма о любви будет немного нелогичным, верно?
Помимо музыкального направления существует и смысл композиции. Если вы решили вставить в ролик зарубежного исполнителя, то рекомендую найти перевод текста его песни, чтобы он хотя бы отдаленно подходил к вашему видеоряду. Это довольно легко, если вы знаете название группы и песни, которую она исполняет. Скачать текст, отыскав его в Гугле, не составит большого труда. Скопируйте все эти непонятные буковки в буфер обмена, в том же поисковике, вставьте его из этого буфера в "Переводчик" того же Гугла. Будет, конечно, забавно почитать результат (кто это делал, меня понимает), но смысл все-таки станет немного понятен. И если подходит по смыслу, то все просто замечательно. Если не подходит и в песне будут говорить о поцелуях и безоблачном небе в то время как на экране рекой льется кровища и катана героя уже ломается от износа, то надейтесь на аудиторию, которая не понимает перевода, а, как и вы прется от музыки! У меня есть такой ролик, мой собственный. "Anna Tsuchiya (Rose) for Blood_The Last Vampire (реж.Сергей Пирог) 2.0.". Девушка на сцене поет про розу и что ей нужна любовь, а в качестве видео у меня идут кадры из фильма "Кровь: последний вампир". Общая у Анечки и этого фильма лишь страна-производитель. На одном форуме мне указали на это обстоятельство, я понял, что действительно сделал глупый ролик, потому что не заморочился переводом даже названия композиции. После коммента знающего человека я нашел текст, перевел, поржал, потом подумал и решил, что все-таки можно притянуть данный текст к фильму. Весьма отдаленно, практически за уши притянуть. Из любви к искусству, Аньки и музыки, которая для клипа подходила по моему скромному мнению. Очень уж хотелось японскую певицу показать и японский треш про девочку-вампира. Яркий пример, как делать не надо! Даже, если очень хочется показать японских девочек!
Ладно, с музыкой разобрались. Теперь о видео. Прежде всего, следует найти исходник с хорошим качеством. Под этим я воспринимаю картинку без "артефактов"-квадратиков (бывает из-за сильного сжатия кодеками или их неправильной настройки), без интерлейса (искажение изображения похожее на "гребенку", "расческу", появляющуюся во время движения на экране), без титров и логотипов, без черных полос по бокам картинки и т.д. Ну и по размеру… Например, терпимое качество бывает на полуторачасовом фильме, если в сжатом виде он занимает около полтора гигабайта. Как говорится, пойдет. Но это не значит, что исходник не может быть более совершенным. Вы можете взять хоть фильм в формате blue ray, все зависит от вашего желания и мощности компа.
Сам процесс нарезки едва ли не самое скучное занятие. Но от него зависит многое. Чем больше эпизодов вы добавите в свою "библиотеку", тем больше возможностей будет у вас для построения ролика. И сразу советую вам делать нарезку, все эти файлы называя так, чтобы вам самим потом было легко в них разобраться. Раньше я делал приблизительно вот так:
папка "Параграф 78"
- Настя с пистолетом,
- Настя бежит по коридору,
- Куценко дерется с негром,
- Звездочет смеется,
- Звездочет с автоматом,
- Звездочет обнимает Настю и так далее.
После этого у меня получилось несколько десятков файлов с ключевыми словами "Настя", "Куценко", негр, ДМБ и тп. В итоге я разбил фильм по героям, а хронологию запутал наглушняк и чтобы рассортировать все и выставить в том порядке, как эти кадры идут в кино, потребуется много времени: отрывки по несколько секунд пересмотреть и переименовать по часовым затратам может отнять едва ли не столько же, сколько сделать нарезку по-новому, если пытаться вспомнить, откуда и что было нарезано и где в фильме это происходило! Гемор еще тот! Не повторяйте моих ошибок! Мало ли, для чего впоследствии вам пригодятся эти заготовки, но в пронумерованном хронологическом порядке вам будет легче ориентироваться среди своей "библиотеке". Поэтому в данный момент я делаю что-то типа вот такого обозначения нарезок:
Папка "Кровь: последний вампир" и для примера несколько названий файлов:
- 001 титры_начало,
- 003 ГГ едет в поезде,
- 008 ГГ разрубила очкарика,
- 024 ГГ спасает дочку военного,
- 078 ГГ рубиться с врагами и т.д.
Впрочем, этот способ хорош для создания долговременной "библиотеки". Некоторым авторам это не нужно, если они работают в таких программах как Pinnacle Studio или автоматическим способом "режут" исходники в какой-нибудь программе типа Movavi Video Converter 9.0. Ваше право выбирать, я просто поделился опытом!
Сделаю небольшое замечание по этим программам. Pinnacle Studio разобьет ваш фильм на моменты, которые своими программными средствами посчитает отличными друг от друга (например, в одном отрезке ГГ сидит, во втором показано его лицо и как он что-то говорит, в третьем идет уже следующий момент, снятый камерой в другом ракурсе - подробно не знаю, запускал эту программу всего пару раз и понял ее именно так). Pinnacle Studio все эти отрезки хранит в файле проекта в отличие от тех нарезок, которые получаются при пользовании Movavi Video Converter 9.0. Эта прога обладает очень широкими возможностями, но я расскажу лишь о той, которая нам нужна сейчас - нарезке. Если мы зададим ей установку порезать файл на моменты, она предложит нам способ, как это лучше сделать: по размеру или по времени. По временнЫм отрезкам она имеет минимальное число отрезка – насколько я помню - в одну минуту, а по размеру кажется от десяти мегабайт. И выше, разумеется. Не очень удобно. Я начал работать методами проб и ошибок, выделил участок фильма минут в десять и после нескольких попыток остановился на 75 мегабайтных отрезках, что для того исходника отхватывали около четырех секунд. В принципе, нормально, но когда я выделил на расчленение весь фильм, он высыпал на меня более тысячи файлов, что в общей сложности занимало более 100 гигабайт. Дорогое удовольствие даже если не из-за дискового пространства, а хотя бы из-за времени, которое потребуется для того, чтобы их перелопатить и оставить нужные! Вот мы, между делом, и подошли к вопросу о кодировании нарезок, потому что я уже вижу вытянувшиеся лица некоторых читателей от приведенных мной астрономических цифр, которые должны быть откушаны от их винчестеров.
Хочу обозначить тот момент, что все нарезки лучше сохранять без сжатия кодеками. Картинка в таком случае остается вообще без изменений, то есть НИСКОЛЬКО НЕ ТЕРЯЕТ В КАЧЕСТВЕ! Весит все это, правда, раз в десять больше, чем фильм, так что зарезервируйте место на "винте", а еще лучше - купите еще один, который определите под порезанные исходники. Если, конечно, после создания своего шедевра вы эти нарезки не удалите на хрен!
Теперь о программах, с помощью которых делаются эти нарезки.
Лично использую безплатную, но очень хорошую прогу VirtualDub, которую вы можете легко найти в Интернете вместе со всякими фильтрами и плагинами к ней. Прога неприхотлива к аппаратным требованиям, обладает понятным интерфейсом и - что самое главное - может отрыть и обработать ВСЕ файлы, которые открывает не менее безплатный Media Player Classic, входящий в состав такого же K-Lite Codec Pack или еще какого-нибудь пака! Больше ничего писать не буду о этой проге, скажу лишь, что возможностей у него целая куча, причем даже по изготовлению небольших спецэффектах в ваших нарезках. В сети также есть множество информации по работе с VirtualDub, но если не хотите искать там, то можете слить все это дело с моего сайта – вот адрес с подборкой статей об этой программе, фильтрах и всякими умными ссылками - http://pirog.do.am/forum/78-195-1
После того, как нарезку вы приготовили и музыку выбрали, можно приступать к монтажу ролика. Занятие на первых порах очень увлекательное. То есть первый час вы будете вдохновлено высунув язык творить шедевр, но потом желание понемногу начинает пропадать. Не беда - бросайте монтаж и продолжайте делать нарезку другого исходника. Смена работы позволяет отвлечься и восстановить силы, которые, поверьте, для создания качественного клипа нужно затратить немалые! Также как и создать нормальный клип никогда не получится в течение одного дня, если, конечно, вы не гений и не клипмейкер от Бога! Не забывайте, что описанные выше постулаты в похожей форме описаны на всех клипмейкерских сайтах, и если не выполнять их, то о номинациях на каких-то серьезных конкурсах можно даже не думать, а так и лепить эти ролики "для себя" и своих дружков по пиву, которым в общем-то наплевать, что смотреть во время его употребления. К сожалению, хочу признаться, что сам я не отношусь к числу терпеливых, и пока делаю все свои клипы для себя, иной раз пренебрегая правилами. Ну, хоть это мой косяк, я пишу эту статью не для того, чтобы виниться перед вами, а для того, чтобы удобоваримым языком объяснить начинающим авторам то, что на других форумах могут описать слишком уж скучным и сухим языком.
Для монтажа раньше я использовал все тот же VirtualDub. Клеить отрезки ОДНОГО фильма между собой он умеет, но у полученного ролика не будет спецэффектов, какие он мог бы получить при использовании таких программ, как, например, Sony Vegas. Ролик «Анастасия Сланевская - Стань сильней! (Параграф 78) v 1.1» сверстан мною именно в нем. Как и другой, не менее безтолковый ролик «Holly Valance (State Of Mind) FMV D.O.A. v 1.3 реж.Сергей Пирог», где была выполнена только одна задача - демонстрация безподобной певицы и других девушек из игрового боевика D.O.A.. Любителям (.)(.) должен понравиться, но не более того. Концепции и синхры нет. Просто для души!
Поэтому давайте оставим VirtualDub (но ненадолго, он еще нам пригодится) и давайте рассмотрим те инструменты, которые могут быть нужны вам вообще. Скачать некоторые из них вы можете и на моем сайте, другие приобрести за деньги :), третьи выложены в Интернете для безплатного использования. Итак:
- VirtualDub и наборы плагинов и фильтров к нему - http://pirog.do.am/forum/78-195-1
- Avisynth (потребуется, если какой-то файл ваш VirtualDub не открывает, да и не только для этого) – http://pirog.do.am/forum/78-193-1
- Matroska Splitter - http://pirog.do.am/forum/78-191-1
- AMVsimple GUI 3.4 – этой прогой кодируем ролик в формат MP4 – можете http://pirog.do.am/forum/78-197-1#2082 или http://amvnews.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=34
- MediaInfo – наберите запрос в Гугле скачать. Программа потребуется для четкого выведения на экран параметров медиафайлов – нужно и для исходников, и для конечного продукта
- установленный K-Lite Codec Pack – вечное программное зло, где куча непонятных вещей напихана и куча всяких галочек и настроек. Зато распространяется не за деньги 
- ffdshow – если чего-нибудь тормозит и глючит. Кому надо подробнее – вперед к Википедии. Но прога не помешает, обычно, кстати, присутсвует в этих зловредных паках и нужна хотя бы для того, чтобы VirtualDub мог порезать wmv-файлы.
А для качественного монтажа я рекомендую Sony Vegas. Сколько вы за него заплатите или откуда скачаете, меня не интересует, но хочу напомнить, что лицензионный продукт имеет право на обновление, техподдержку и работает лучше пиратского.  Как и любая игра, которая куплена в фирменном магазине и вследствие этого не имеет багов, глюков, зависаний и проблем со звуком.
Sony Vegas универсальная программа, она может даже перекидывать звук из формата в формат, но писать много о ней не имеет смысла. Рекламу вы и так можете почитать в Интернете, а в задачу этой статьи входит минимальный курс обучения азам клипмейкерства. Главное, чтобы вы не пугались ее интерфейса и не старались сразу лепить умопомрачительные эффекты. Сперва научитесь делать обычный микс из нарезок и музыки и нормальным образом кодировать его! Потом вам будет легче. Когда на выходе получается гладкая картинка с хорошим звуком, то это означает, что вы научились работать с программой. И можете приступать к внедрению в ролик всяких переходов, эффектов, титров со своим именем, нарезок из других фильмов и тп.
Удачи!
Ps – если у кого-то возникнут предложения по доработке этой статьи – пишите прямо в тему – рад буду принять любую помощь! Делаем общее дело!