Намоленное пространство
НАМОЛЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Между допетровской иконой и иконой семнадцатого века - пропасть.
В первом случае, религиозное сознание водит рукой анонимного автора, во втором, - рука известного художника и только, - ремесло.
При религиозном сознании, между ликом и смотрящим, - пространство, в котором единение молитвы и созерцания религиозного порядка. Во втором, холодное разглядывание сюжета, написанного известным художником.
Далее, икону растиражировали фабрики, доселе выпускавшие этикетки для коробок с конфетами и пр. Настоящего изографа , судя по Лескову, днем с огнем и прежде, то есть уже в девятнадцатом веке, не сыщешь. В “Очарованном страннике” насчитали на Руси всего двоих.
В ХХ веке визуальность растиражировалась, вытесняя словесную культуру.
В двадцать первом, мы уже не читаем, а смотрим. Зримое развлекает все более и более наш глаз, уводя от смыслов, свойственных словесным текстам.
Кинематограф, как дорогостоящее искусство “ должно быть понято народом в силу крайней необразованности народных масс”. Ничто, похоже, со времен провозглашения этого тезиса не изменилось. Короче, для кинематографа путь замещения смысла сюжетом заказан.
Особенно преуспел в этом ГОЛЛИВУД, успешно снабжая визуальность новейшими технологиями вокруг совсем уж примитивного сюжета и подкидывая пресыщенному глазу все новые спецэффекты.
Заботясь так премного об удовлетворении нашего глаза мы забываем о других органах чувств, которые понемногу атрофируются. И если сказочные персонажи имели гиперболизированные народные черты,- что не образ,- национальный характер !- то фэнтези заполняют персонажи-схемы тотальной глобализации.
Возможно, поэтому молодежная субкультура, воспитанная эпохой компьютерных игр, комиксов и спецэффектов, смыслы вымывает, если не отказывается от них совсем и на содержание, тему, - не ориентируется.
Таким образом, традиционная русская культура в ее лучших проявлениях, основанная как на религиозном созерцании, так и на сложных смысловых текстах,основанных на философии, стремительно исчезает, уничтожая нашу наработанную веками ментальность.
Почти все крупные русские философы конца девятнадцатого и начала двадцатого века глубоко религиозны.
Все это сегодня, - увы!- в прошлом. Благодаря торжеству цивилизации, мы, похоже, потеряли себя. В кино прощальный привет нашей исконной духовности отправил Тарковский в своих русских фильмах. В тех, которые он снял заграницей, уже не было ничего от старой иконы, когда между фильмом и смотрящим возникает незримая связь, - ничего от пространства между изографом и зрителем, мало от множественности смыслов и больше от сюжета, то есть от того что нужно не смотреть, а разглядывать, не понимать душою, а разгадывать загадки и изысканные композиции. Навряд ли правы те, кто ставит бездумную запятую между гениальным Тарковским и не менее гениальным, - но ,совсем по другому, - Параджановым ! Основа этих художников слишком различна: в первом случае,- православное религиозное мышление, во втором ,- язычество и мощный эротический посыл.
Как, впрочем, - да простят мне многие !- ничего не осталось от русского в “Темных аллеях” написанных русским Иваном Буниным уже в эмиграции.
На все эти мысли меня навел цикл замечательных фильмов о Русской иконе, спасибо его создателям, который показывали по утрам на изрядно изменившимся канале "КУЛЬТУРА". Наконец- то, появились другие люди, иные лица, интересующиеся не собой, а культурой и это вселяет надежду: значит,
и на телевидение еще осталась интеллигенция, то есть люди, наделенные ПАМЯТЬЮ.
© Copyright:
Нина Шорина, 2010
Свидетельство о публикации №210042001369